Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Путешествие в Давным-Давно Окончание. Начало на странице 11. В действитель- ности, третьераз- рядные ремес- ленники, кото- рые выехали из Франции, дабы за разные преступ- ления не захоте- ли «обедать, ужи- нать и ночевать в Бастилии (тюрь- ме)»... Приехали они сюда и наме- рены вступить в должности учите- лей молодых бла- городных людей. Люб е з ные со - граждане, ... пору- чайте немедленно будущую подпору государства сим побродягам». Но прошло ещё тринадцать лет, прежде чем императрица Екатерина Вторая предписала се- натору, титулярному советнику П. В. Завадовско- му, создать комиссию, которой надлежало: начер- тать и постепенно приводить в исполнение общий план народных училищ, приготовить учителей, перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства”. *** Для участия в работе комиссии пригла- сили крупного специалиста, педагога Фё- дора Ивановича Янковича. Он родился в Сербии, до переезда в Россию при- нимал деятельное участие в ре- форме народного образования в Австрии. При его активной по- мощи комиссия разработала «Устав народных училищ». В 1786 году его утвердила императрица, после чего во всех городах России следовало открыть народные училища: малые – в уездных городах, большие – в губернских. Для того чтобы пред- ставить, какую площадь за- нимал в то время наш город, посмотрите на план 1784 года. Липецк утопал в садах. Занимаемые ими участки обозначены зелёным цветом. Город на две части разделён речкой Липовкой. Жителей – купцов и мещан – около пяти тысяч, стало быть, здесь на- до было открыть малое народное училище. – Интересно, чем отличались программы в этих учебных заведениях? – В учебный план малых народных училищ (2 года обучения) входили чтение, письмо, арифме- тика, катехизис (изложение христианского веро- учения в форме вопросов и ответов), священная история, русская грамматика, чтение «Книги о должностях человека и гражданина», чистописа- ние и рисование. Курс обучения в главных народ- ных училищах (5 лет обучения) в младших клас- сах совпадал с курсом малых училищ, а в старших классах изучались катехизис, священная история, арифметика, русский язык, история, география, геометрия, механика, физика, естественная ис- тория, гражданская архитектура. Как видим, программа имела практическую на- правленность. Выпускники приобретали знания для будущей работы в разных областях. – Скажите, а было выполнено указание им- ператрицы «сочинить необходимые учебные руководства»? – Да, это было выполнено, причём работали над учебниками люди умнейшие. Например, крат- кие руководства к геометрии, арифметике и фи- зике написал Михаил Евгеньевич Головин, пле- мянник и крестник знаменитого русского учё- ного Михаила Васильевича Ломоносова. А автором «Букваря», «Прописей и при них руководства для чистописания» стал сам Янкович. Он же написал ещё одно «Ру- ководство к арифметике». Надо ска- зать, именно Фёдор Иванович разра- ботал и методы обучения в народ- ных училищах. –Можетбыть, ихиспользу- ют и нынешние педагоги? – Судите сами. На уро- ках Янкович рекомен- довал «коллективное чтение» (педагогом или вызванным уче- ником читалась книга, имеющаяся у каждого), «на- ставление» (объяснение про- читанного материала), «таб- лицы» (выделение главных мыслей в этом тексте), «изоб- П. В. Завадовский, первый министр народного просвещения России. Императрица Екатерина Вторая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz