Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
Путешествие в Давным-Давно Н а днях нашу редакцию посетил интерес- ный гость. Медведем он протиснулся в проём двери, обвёл присутствующих строгим взглядом и вполголоса сказал: «От имени всего прогрессивного липецкого человечества поздрав- ляю вас с наступающим юбилеем! Торжественно обещаю, что праздничного салюта не будет, так как я, подобно моему коллеге, учителю гоголев- ского Чичикова, люблю тишину...». Признаться, мы слегка оторопели: очень стран- ным показался посетитель. К тому же не только странным, но и привередливым. На просьбу рас- сказать о предстоящем празднике нежданный гость уклончиво ответил: «Помните двустишие Сергея Михалкова: “Если утром день встречаю, начи- наю с чашки чаю”?». Мы намёк поняли. И в не- принуждённой обстановке за столом с самоваром наш собеседник, бывший учи- тель математики, краевед и журналист Михаил Ивано- вич Корольков, ответил на наши вопросы. – Михаил Иванович, признайтесь, чтовампрос- то захотелось побаловать себя редакционным чаем и вы придумали мифичес- кий юбилей. – Я восхищён вашей про- ницательностью, но со- гласен лишь с первой час- тью предположения. А вот со второй примириться никак не могу, ибо 1 марта липчане отметят 220-летие со дня открытия малого народного училища (1 марта 1789 г.) – первого учебного за- ведения города. В этот же день и ельчане имеют возможность отметить такой же праздник. А в Лебедяни подоб- ный юбилей состоялся 1 января 2007 года. – А почему училище называлось «малым» и для кого оно приветливо распахнуло двери? Ведь в это время в России уже существовали гимназии, пансионы, духовные семинарии? – Перечисленные вами учебные заведения можно назвать системой среднего образования. В них велась подготовка учащихся к поступле- нию, главным образом, в университеты. Сложи- лась довольно странная ситуация: средние учеб- ные заведения оказались без начального образова- ния – дом без фундамен- та! Для обучения юных россиян чтению, письму, счёту, иностранному язы- ку в семьи приглашали домашних учителей, гу- вернёров и гувернанток. К сожалению, среди до- машних педагогов попа- дались люди случайные, не имеющие ни образо- вания, ни педагогичес- ких способностей. Один французский дипломат был удивлён тем, что у многих знатных россий- ских господ воспитани- ем детей занимаются бег- лецы, банкроты, люди подозрительного поведения, покинувшие свою страну. О подобных «воспитателях» в 1769 году писал сатирический журнал «Трутень»: “На днях в Кронштадт прибыл из Бурдо корабль, на нём, кроме самых модных товаров, приве- зены 24 француза, сказывающие о себе, что они все бароны, шевалье, маркизы и графы... Окончание на страницах 12 – 13.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz