Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
А теперь посмотрите на картину художни- ка Сергея Иванова «Звероловы Древней Ру- си». В старину каждому охотнику родствен- ники желали «ни пуха ни пера!». А почему? Казалось бы, должно быть наоборот – ведь охотники отправлялись именно за «пухом и перьями»… Не тяните канитель, дорогие читатели! За- сучите рукава и – вперёд, к знаниям! Ждём писем по адресу: 398055, г. Липецк, ул. Мо- сковска я, 83, «Золотой ключик» , в рубри- ку «Семь вёрст правды». Первый отгадавший получит в подарок орфографический словарь русского языка. С вой рассказ начнём со старинного анек- дота. Однажды у купца на базаре украли драгоцен- ный перстень. Искали-искали – без толку. Об- ратились к знахарю. Тотвелел собраться всем жителям города на большой площади. Посмо- трел на людей и вдруг крикнул в толпу: «Гля- дите! На воре шапка горит!» Какой-то чело- век невольно схватился за голову – так пре- ступника и поймали. Эта история забылась, а выражение оста- лось и продолжает путешествовать от по- коления к поколению. Вот о таких фразах- путешественниках, то есть фразеологиче- ских оборотах, – наш сегодняшний разговор. Точнее, об истории их появления на свет. с тарину знатность ро- да бояр опре- деляли по высоте их меховых шапок. Чем вы- ше над головой своего хозяина «вырастала» шапка, тем знатнее он был. Простолюдин же не имел права носить высокие шапки из кунье- го и собольего меха. Правда, и денег на такие дорогие вещи у крестьян не было. а Руси ро- жоном назы- вали большой заострённый кол, с которым охотились на мед- ведя. Занятие это было весьма рискованным. Известны случаи, когда охотники, воткнув ро- жон в землю, забирались на него, пытаясь уйти от косолапого. Как правило, попытки заканчивались неудачей. Поэтому и счита- ют, что лезть на рожон – значит совершать безрассудный поступок. овить зи- мой раков посы- лали провинив- шихся крестьян. Часами стоя в ледяной воде, они при помощи кольев и сети пытались пой- мать забившихся в норки раков. Как правило, наказанные таким образом очень сильно про- стужались и болели. А фразу теперь произно- сят, когда хотят кого-то напугать или наказать. ногие по- н и м а ю т э т и слова непра- вильно, имея в виду человеческий нос. А речь- то о другом. Носом называли подарки, которые приносил на сватовство жених невесте. Если суженая соглашалась выйти замуж, она заби- рала нос и готовилась к свадьбе. А если отка- зывалась, жених уносил подарки с собой. Вот и получалось, что он оставался хоть и без не- весты, но с носом. Правда, это вряд ли радо- вало жениха. та фраза в России – го- стья, она при- была из Западной Европы. Там знатность че- ловека определяли по длине его башмака. Так, обувь дворянина была в полтора фута (то есть примерно 45 сантиметров), а князя – аж два с половиной фута (75 сантиметров). Конечно, в таких башмаках было очень неудобно разгули- вать по улицам. Но чего не сделаешь ради пре- стижа! Сейчас это выражение означает: жить богато, не считая денег.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz