Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

В ы, дорогие читатели, уже знаете, что Государ- ственный Эрмитаж привёз в Липецк произ- ведения западноевропейского искусства из собраний трёх знаменитых русских коллекционеров: П. П. Семё- нова-Тян-Шанского, светлейшего князя А. М. Горча- кова и барона А. Л. Штиглица. С коллекцией Семёнова-Тян-Шанского «Ключик» познакомил вас в прошлом выпуске. А в этом мы вкратце расскажем о собрании произведений светлей- шего князя, чья славная биография начиналась в Цар- скосельском Лицее вместе с Александром Пушкиным. По словам Горчакова, будущий поэт первый предуга- дал его жизненную стезю: «С Александром мы были большие друзья, несмотря на то, что во многом расхо- дились во взглядах. Уже в Лицее он мне дал кличку – «Le diplomate», как будто предсказывая мою карьеру». Представляете, ребята, будучи в вашем возрасте, он изучает сразу несколько языков. Об основатель- ности подготовки к будущей дипломатической служ- бе говорит и старательное освоение основ канцеляр- ской бюрократии. Однажды в Лицей передали поте- рявшую значение дипломатическую переписку. Горча- ков начал изучать её, и таким образом ещё до выхода из этого учебного заведения научился вести журналы переписки, составлять официальные депеши и изго- товлять для них специальные (без ножниц) конверты. После окончания Лицея, в 1817 году, Горчаков опре- делился в Министерство иностранных дел, где про- служил более шестидесяти лет. Из них двадцать пять – на посту министра. Пройдя все возможные ступени служебной лестницы, в 1867 году он стал последним в русской истории государственным канцлером. А в 1871 году получил титул светлейшего князя. Собиранием картин Александр Михайлович начал заниматься в 1834 году. Приобретал он преимуще- ственно работы современных западноевропейских ху- дожников. Причём делал это с таким постоянством, что уже в 1848 году бельгийская газета писала: «Ни- что не сравнится с великолепным подбором нашей со- временной школы, сделанным Горчаковым с удиви- тельным пониманием». 17 декабря 1858 года в каталоге его коллекции сде- лана последняя запись о приобретении. Галерея на тот момент состояла из 96 картин. В основном это бы- ли работы современных бельгийских, голландских и французских художников. После ухода из жизни Александра Михайловича га- лереюунаследовали его сыновья. Старший,Михаил, по примеру отца избравший путь дипломата, искусствам оказался не чужд. Его пристрастием были испанская Н. де Кейзер. Портрет сыновей князя А. М. Горчакова, 1848 г. Государственный Эрмитаж. Н. Т. Богацкий. Портрет светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова. 1873.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz