Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Окончание. Начало на страницах 22 – 23. Учёбу она совмещала с работой «руководителем экскурсий» в Эрмитаже. Однако, получив диплом, занялась оформи- тельским творчеством.Особое значение име- ли её работы в музеях: географическом, военно- историческом, сельскохозяйственном. Три го- да Семёнова-Тян-Шанская была старшим художником-оформителем Музея антропологии и этнографии, который принадлежал Академии наук. За это время она выполнила более 50 живо- писных и графических работ, панно и муляжей. При этом Вера Дмитриевна принимала актив- ное участие во всех ленинградских художествен- ных выставках. В 1932 году стала членом Союза художников. А через семь лет состоялась её пер- вая персональная выставка, на которой были представлены на суд зрителей 72 картины. В сентябре 1941 года, чуть больше двух меся- цев после нападения фашистов на нашу страну, началась блокада Ленинграда. Вера Дмитриевна Семёнова-Тян-Шанская, как и многие предста- вители её рода, не покинула родной город. Сразу после начала блокады она вернулась в Эрмитаж, чтобы помочь спасти художественные ценности. В Ленинграде не было ни света, ни воды, ни топ- лива, ни пищи. По словам ленинградского писате- ля Н.С. Тихонова: «Город, казалось, умирал, и ни- что не могло остановить этот процесс умирания». Но жители города продолжали трудиться. Вера Дмитриевна после Эрмитажа работала на стан- циях, вокзалах, в Доме Красной армии, госпита- лях. Работа для немолодой истощённой женщины была настоящим подвигом. Наградой за это стала медаль «За оборону Ленинграда». «Смерть ходи- ла рядом, умирали знакомые, друзья, родственни- ки». В 1942 году ушли из жизни три брата её отца: Андрей, Измаил и Вениамин. Она вынесла всё и дождалась января 1943 года, когда блокада, нако- нец, была прорвана, и положение многострадаль- ных ленинградцев улучшилось. Теперь Вера Дмитриевна писала панно, дела- ла плакаты, украшала здания и рассказывала ра- неным в военно-морском госпитале об истории Ленинграда. И в то же время работала в государ- ственной инспекции по охране памятников, где занималась не только «учётом художественных ценностей», но и изготовлением камуфляжей исторических зданий, которые надёжно скрывали бы их от глаз врага. В 1944 году, когда наши вой- ска освободили окраины и пригороды Ленингра- да, поехала в некогда прекрасный, а теперь разо- рённый фашистами Павловск. Эта грустная по- ездка была предпринята не из любопытства. Ве- ра Дмитриевна зарисовала разрушения в парке и дворцах, сохранив таким образом живое свиде- тельство страшных событий для поколений, ни- когда не видевших войны. После долгожданной Победы художник Семёнова-Тян-Шанская продолжала трудиться и как живописец, и как график. В галерее её ра- бот появились портреты учёных, художников, адвокатов, врачей, инженеров, колхозников, де- тей. Знакомство со знаменитой балериной Гали- ной Улановой и увлечение балетом породили це- лую серию работ, посвящённых этому виду искус- ства. Особенно интересна её графическая серия об Александре Пушкине. При этом Вера Дмитриевна работала в теат- ральном музее и писала маслом картины с изоб- ражением животных и сказочных персонажей для детских садов Москвы и Ленинграда. Несмотря на преклонный возраст, активно участвовала в В есна на островах в Ленинграде. 1947 г. Собака Диана. Начало 20 века.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz