Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

вые понял, что такое всенародное горе. Через не- сколько дней дядя принёс переписанное от руки стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэ- та». Петруша переписал стихи для себя и для ма- меньки и заучил их наизусть. так сиротливо и невесело прожил Петруша четыре года в Рязанке под- ле больной мате- ри. Наташу опре- делили в Екатери- нинский институт в Петербурге. А он, десятилетний мальчик, принял на себя все забо- ты о маменьке и по имению. В до- ме было уныло и пусто. Гости давно не приезжали, слу- ги не всегда были добросовестны. Петруша порой и спал, не раз- деваясь. В любой момент он мог понадобиться матери. Иногда он позволял себе пойти в лес или в поле, погулять в любимом парке и по берегам Рановы. Таинственны и притягательны были для него овраги Точилка и Зеркала. Но даже поде- литься своими первыми детскими открытиями ему было не с кем. Особенно грустно и одиноко было зимой. В огромном, пустом, холодном доме он чувствовал себя, как в тюремном замке. И всё-таки он нашёл себе многочисленных дру- зей. Это были книги отцовской библиотеки. Из детских книг его заинтересовала толь- ко одна – «Робинзон Крузо» Дание- ля Дефо. Зато была прочитана вся русская литература и пре- жде всего – Пушкин. По- том перешёл на чтение литературы француз- ской, немецкой, ан- глийской. Прочёл все книги по исто- рии, географии. К 13-ти годам он уже свободно читал и пи- сал на четы- рёх языках. И в конце своего оди- ночества сам себя прекрас- но образовал. Мно г о е з н а л наизусть и пом- нил всю жизнь. Дети и внуки Пет- ра Петровича рас- сказывали, как он в дороге коротал вре- мя. Глядит в окошко кареты или вагона и читает стихи. Чита- ет по-старинному, на- распев, и по-русски, и по-французски, и по- немецки... Нянечки, умиляясь, говорили: «Как Пётр Петрович хорошо поёт!». А начиналось всё там – в Рязанке. Он и сам говорил об этом: «Че- тырёхлетнее одиночество в деревенской глуши обусловило моё дальнейшее развитие». Он успешно закончит в Петербурге школу гвар- дейских подпрапорщиков. Но вместо военной службы с отличием пройдёт обучение на есте- ственном отделении Петербургского универси- тета. С той поры и начнётся его великое служе- ние науке и Отечеству. «ПРИТЯГИВАЛИ МЕНЯ К СЕБЕ ГОРЫ, которых я не видал в своей жизни», – писал Пётр Петрович в «Мемуарах». Он вырос в краю, где гор не было. Ещё в детстве любимые книги о великих географических открытиях рассказали ему о существовании на земле вы- соких гор с вечными снегами на заоблач- ных вершинах. Не тогда ли зародилась в его душе мечта уви- деть эти загадочные горы своими гла- зами? По окончании у н и в е р с и т е т а он отправился в первую научную э к с п е д и ц ию . П. П. С емёнов. 1850-е годы. Церковь в селе Урусово. С фотографии начала 20-го века.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz