Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

К изучению живописи знаменитый географ обраща- ется уже в зрелом возрасте, когда ему было почти со- рок лет. Блестящий эрудит, неутомимый деятель нау- ки, крупный государственный чиновник, П.П. Семёнов- Тян-Шанский настолько серьёзно погружается в изу- чение истории голландской живописи, что становится подлинным экспертом творчества художников 17 века. Он самоучкой овладевает тайнами художественной экс- пертизы, развивает интуицию, сравнивая сотни, тыся- чи картин. Рассматривание старинных полотен, посе- щение музеев и чтение искусствоведческой литерату- ры становятся его постоянными занятиями. Пять лет (1885-1890 гг.) он отдает написанию капитального тру- да «Этюды по истории нидерландской живописи». А в 1906 году, после консультаций крупнейших искусство- ведов Западной Европы, П.П. Семёнов-Тян-Шанский составляет и издаёт подробный каталог своей галереи. К этому времени его коллекция получает известность не только в России, но и в Европе. Репутация Петра Пе- тровича в кругах собирателей старины и историков жи- вописи была безупречной. О первоначальном замысле картинной галереи до сих пор никаких свидетельств нет. Возможно, П.П. Семёнов- Тян-Шанский начал покупать произведения голланд- ской школы, которые ему просто нравились. Но с года- ми покупки обрели целенаправленность. По замыслу Семёнова-Тян-Шанского, его галерея должна была стать дополнением к голландскому собранию Императорско- го Эрмитажа. И эта, казалось бы, утопическая идея во- плотилась в жизнь. В марте 1910 года 83-летний сена- тор обратился в Эрмитаж с предложением купить его галерею «за половинную стоимость». Галерею купили. В знак особого уважения к заслугам маститого учёно- го музей пошёл на необычный шаг: после официального оформления бумаг все работы были оставлены прежне- му владельцу в пожизненное пользование. При этом ого- варивалось одно условие: картины могли быть переве- зены досрочно в том случае, если старый сенатор ослеп- нет. Затем Эрмитаж застраховал коллекцию. Внесённые в специальную опись картины по-прежнему оставались в доме коллекционера. Только после его кончины в 1914 году галерею перевезли в Императорский Эрмитаж, где раздел голландской и фламандской живописи попол- нился семьюстами картинами мастеров, в большинстве своём до этого времени не представленных в Эрмита- же. Кроме картин, в состав коллекции Семёнова-Тян- Шанского входили и гравюры. Рассказано по каталогу «Вкус коллекционера», изданному Государственным Эрмитажем, и по материалам Всероссийской научно- практической конференции «Научное наследие П.П. Семёнова-Тян-Шанского и его роль в развитии современной науки», которая состоялась в Липецком государственном педагогическом университете в 2007 году. Завтрак. 17 век. Рулоф Кутс (приписывается). Драка за штаны. 17 век. Адриан Питерс Ван де Венне. Женский портрет. Неизвестный нидерландский художник 16 века.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz