Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
В 1720 году из Италии, в специальном «ка- ретном станке на пружинках», в Петер- бург прибыла мраморная богиня Венера. По этому случаю Пётр Первый приказал устроить праздник в Летнем саду, а для охраны статуи воз- ле неё велел поставить гренадёра. Впоследствии она была выставлена в Таври- ческом саду, отчего получила название Венера Таврическая. Эта статуя и стала одним из пер- вых произведений, положивших начало коллек- ции Эрмитажа. А вот датой основания Эрмитажа принято считать 1764-й год, когда в Петербург прибы- ла первая крупная партия картин западноевро- пейских художников. Это была коллекция бер- линского купца Гоцковского из 225 картин. Гоц- ковский усердно скупал и собирал произведения искусства для прусского коро- ля Фридриха Второго. Однако Семилетняя война настолько истощила королевскую каз- ну Пруссии, что король отка- зался от покупки коллекции, и её приобрела русская импе- ратрица. «Эрмитаж» – слово фран- цузское, оно означает «пу- стынька», «уединённый уго- лок», «приют отшельника». Такие «эрмитажи» имелись во всех садах, дворцах и пар- ках 18 века. Предназначались они для отдыха и уединения в тесном кругу ти- тулованных особ. В нескольких комнатах Зим- него дворца Екатерина Вторая устраивает и свой «Эрмитаж». ...Однажды императрица, проходя по пустын- ным залам Зимнего дворца, случайно заметила там картину Рубенса «Снятие с креста». Долго любовалась этим полотном и тут же вознамери- лась устроить Галерею. Императрица велела со- брать лучшие художественные произведения из многочисленных загородных дворцов. А также отправила в большие европейские города осо- бых агентов, которые на аукционах приобрета- ли всё, что можно было найти лучшего по ча- сти живописи, ваяния, нумизматики, архе- ологии и прочего. С тех пор в Эрмитаже собрано бо- лее трёх миллионов произве- дений искусства и памятни- ков мировой культуры начиная с каменного ве- ка. Почти в четырёхстах залах выставлены эти сокровища. А если ещё учесть, что не все кол- лекции находятся в экс- позиции, большинство хранится в запасниках... Для публики Эрми- таж стал доступен толь- ко в 1852 году, когда Ни- колай Первый торже- ственно открыл «Им- ператорский Музеум» – первый в России ху- дожественный музей. И хотя коллекции бы- ли выделены в отдель- ную музейную полови- ну, Эрмитаж оставался продолжением царских апартаментов. Поэтому печаталось очень огра- ниченное число музейных билетов, «чтобы из- бежать большого числа посетителей». Сейчас невозможно представить Эрмитаж «уединён- ным уголком». У входа в музей всегда нескон- чаемый поток людей. Вы, дорогие читатели, конечно, понимаете, что невозможно объять необъятное. Мы постара- лись только «ввести» вас в Эрмитаж – в надеж- де на то, что вы сами продолжите путешествие по этому знаменитому музею с помощью книг, журналов и Интернета. С большим удоволь- ствием сообщаем адрес сайта Эрмитажа: www. hermitage.ru . И, конечно, обязательно посети- те выставку сокровищ Эрмитажа, которая уже открыта в Липецкой областной картинной гале- рее, по адресу: г. Липецк, ул. Ленина, 7. А сегодня вы узнали кое-что из истории Эрмитажа с помощью книг Н. Глинка «Строгий, строгий вид...» и Н. Иониной «Сто великих музеев мира» и сай- та Эрмитажа. Венера Таврическая. П. П. Рубенс «Снятие с креста».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz