Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
Там, где музыка живёт кая шумная реакция на удачное исполнение со- хранилась до сих пор во всём мире). Так вместе с джазом ещё в конце XIX века появились и его первые «фэны». Джаз обычно считают чисто негритянским «изобретением». Это не совсем так. Джаз возник из слияния особого ритма, без которого немыс- лимо негритянское мироощущение, и европейс- кой музыки, привезённой на американский кон- тинент белыми (польки, вальсы, кадрили, мар- ши). Без любого из этих слагаемых джаз бы не состоялся. Это «изобрете- ние» могло запрос- то кануть в Лету, как это случалось тыся- чи раз в истории му- зыки. Новджазе ока- залась одна «штука», которая сделала его воистину бессмерт- ным. Эта «штука» – импровизация. Импровиз ация – это мгновенное сочинение музы- ки. Когда-то, ещё до появления нотной записи (помните, я рассказывал вам про Гвидо Аретин- ского?), существо- вание музыки было только импровизационным. Нотная запись невольно убила искусство имп- ровизации, и умение сочинять музыку «на ходу» стало уделом очень немногих (известно, что вели- кими импровизаторами были Бах, Моцарт, Бет- ховен, Лист). А джаз вдруг взял и возродил это волшебное искусство – ведь негритянские музы- канты, особенно поначалу, не знали нотной гра- моты. И появилось новое (вернее, забытое) на- слаждение для слушателя – присутствовать при сиюминутном рождении музыки! Ведь уже завтра музыкант невольно импровизирует как-то иначе, чем вчера. А значит, каждое джазовое исполне- ние всегда неповторимо! Джаз подарил музыке множество необыкно- венных исполнительских приёмов, важнейшим из которых стал свинг. Свинг – это когда мелодия как бы «качается», не совсем совпадая с ритмом: она то отстает, то обгоняет его. Эта свободная ма- нера игры и придаёт джазу особое очарование! Развиваясь, джаз раскрыл новые возможнос- ти многих инструментов. К радости слушателей, труба и тромбон стали играть поразительно высо- кие, звонкие ноты, о которых композиторы про- шлых веков даже не подозревали! А малый (во- енный) барабан обогатился таким количеством своих собратьев, тарелок и прочих выразителей ритма, что возникла целая ударная «кухня»! Но, похоже, самым популярным джазовым инструментом стал саксофон. И хотя его изоб- ретатель, бельгиец Адольф Сакс (1814 – 1894), и не дожил до подлинного расцве- та джаза, сама жизнь триумфально доказала, что в 1846 году он запа- тентовал в Париже всё-таки заме- чательный инструмент! А вот кто назвал это удивитель- ное музыкальное искусство джазом и что, собственно, означает это сло- во, так до сих пор и неизвестно. Впрочем, лично у меня (как всег- да) есть по этому поводу собствен- ная версия. Слово «джаз», по-види- мому, возникло точно так же, как название настольного тенниса – пинг-понг. Услышалилюди,какскачет мячик,иназвалиэтотвидспортапинг- понг.Шандарахнулкакой-нибудьудар- ник изо всех сил по тарелке – jazz! – и кто-то сказал: «Вот это jazz!». И словечко прижилось! Честно предупреждаю: если кто- то из вас раньше слушал только поп-музыку, то сразу стать поклонником джаза будет непросто. Для восприятия (что там говорить) необходим определённый уровень слушательской культуры, который ни поп-, ни рок-музыка дать не могут. Если после моего рассказа вам захотелось пос- лушать джаз, советую начать с первых негритян- ских гениев джаза – скажем, с Луи Армстронга (трубача и певца) и Эллы Фитцджеральд (потря- сающей певицы). А теперь самое главное. Подобно тому, как опе- ра давно перестала быть чисто итальянским яв- лением, балет – французским, а симфония – авс- трийским, так и джаз давно перестал быть чисто американским явлением. Он давным-давно заво- евал весь мир. И знаете почему? Потому что вечное желание музыкантов имп- ровизировать, творить, а слушателей – сопере- живать этому творчеству одинаково свойственно всем людям земли. Независимо от цвета кожи. Памятник А. Саксу, изобретателю саксофона.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz