Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
Там, где музыка живёт Притом в этой сцене Моцарт впервые в истории музыки использовалмощное звучание тромбонов. Говорят, что многим в тот момент даже чудил- ся запах серы! Поэтому венская публика сошлась на том, что Моцарту пока что далеко до Сальери и вообще до настоящих итальянских опер. Словом, «Дон Жуан» фактически провалился… Тем не менее высочайший слушатель и знаток сразу после спектакля пригласил автора к себе в ложу. Выдержав императорскую паузу, «знаток» спросил, деликатно маскируя свое недоумение: – А не кажется ли вам, дорогой Моцарт, что в вашей опере… ммм… слишком много нот? «Вы совершенно правы, Ваше Величество, – должен был ответить Моцарт. – Я был бы не- обыкновенно счастлив внести в оперу все те из- менения, каковые соблаговолит потребовать Ваше Величество». И всё! Возможность слегка «порулить» композитором наверняка польсти- ла бы императору, и он бы тут же назначил Мо- царту аудиенцию! А там, за беседами о музыке, глядишь, и о тёплом местечке можно было слов- цо ввернуть. Но композитор ответил иначе. Моцарт знал как никто, что написал великую оперу. Может, даже предчувствовал, что через много лет скажут: «Музыку Моцарту подсказывали ангелы, а его ру- кой водил сам Господь». Так не- ужели представитель художес- твенной самодеятельности в сане императора смел судить о том, сколько нот должно быть в бессмертной опере «Дон Жуан!?» И, учтиво поклонив- шись, Моцарт с достоинс- твом ответил: –Ровно столько, сколь- ко нужно, Ваше Величес- тво. Нас тоящее чувс тво собственного достоинства – это ведь не просто умение хорошо ответить. Это ещё и ве- ликое мужество лишиться че- го-то очень желанного во имя этого достоинства. Поэтому я и расска- зал вам эту историю. У же давно замечено: самой лёгкой для вос- приятия музыкой является поп-музыка (то есть просто песни). Чтобы увлечься ею, не требу- ется никаких усилий. Следовательно, доскональ- ное знание такой музыки никому особой чести не делает. Рок-музыка представляет собой уже более сложное явление. И знатоков такой музыки гораз- до меньше. А чтобы понять и полюбить джаз, от слушателя требуется сделать духовное усилие – как бы слегка приподняться на цыпочки. Поэтому любителей и поклонников джаза ещё меньше. Зато уж они настоящие знатоки! Иначе говоря, попса звучит для всех, рок-музыка – для многих, а джаз – для некоторых. И, чтобы слегка приблизиться к джазу (тем, кто его совсем не знает), я дам вам несколько очень важных подсказок. Знаете, с чего начался американский джаз? С того, что негритянские музыканты, играв- шие в кабачках Нью-Орлеана, стали после работы регулярно встречаться у кого-нибудь из коллег, чтобы помузицировать. Эти встре- чи получили название «джем-сейшн». Проис- ходили они так. Вначале один из музыкантов исполнял тему какой-нибудь популярной песенки (нередко это был блюз), а затем каждый из желающих тут же играл эту тему на свой лад, стараясь «переиграть» коллегу. С каждым разом их музыкальные состя- зания становились всё интересней и острей. Вскоре к музыкантам стали присоединяться и посетители кабачков, чтобы аплодисмен- тами и свистом поддержать самых удач- ливых исполнителей (между прочим, та- Окончание. Начало на страницах 27 – 30. Статуя Моцарта в Зальцбурге.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz