Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Там, где музыка живёт В о л ь ф г а н г А м а д е й М о ц а р т . Моцарт был первым в истории музыки про- фессиональным композитором. А надо вам ска- зать, что профессионал – это не только человек, прекрасно владеющий своей профессией, но ещё и зарабатывающий ею на жизнь. Денег, которые Моцарт зарабатывал сочинением музыки, посто- янно не хватало, и его мечтой было получить мес- то капельмейстера (хотя бы второго!) при дворе императора Иосифа, слывшего большим люби- телем музыки. Была, однако, «деталь», мешавшая Моцарту осуществить эту мечту: император был знато- ком и поклонником исключительно итальянской оперы. Поэтому первым (главным!) капельмейс- тером двора был итальянец Антонио Сальери. По той же причине вся Вена, как вырази- лись бы сейчас, «балдела» именно от итальянской музыки, в том числе и от опер Сальери. В этой ситуации, сами пони- маете, все прошения Моцар- та об императорской службе встречали либо высочайший отказ, либо вовсе оставались без ответа, ведьМоцарт писал такую немодную и вообще не- привычную для венского слу- ха музыку. И вот однажды Моцарту представилась счастливейшая возможность получить место при дворе: на премьеру его оперы «Дон Жуан» должен был пожаловать сам император. Что требовалось от Моцарта, как объяснили ему друзья, так это во всём соглашаться с императором, если, конечно, тот удос- тоит композитора разговором. А глав- ное, при первой же возможности вы- разить Его Импе- раторскому Вели- честву восхищение его музыкальными познаниями и тон- ким вкусом (импе- ратору это очень нра- вилось). Теперь мне на - до кое-что объяс- нить. Среди множес- тва опер, написан- ных Моцартом, «Дон Жуан» и сегодня ос- таётся самой нова- торской, необычной и смелой. Что же го- ворить о слушателях XVIII века? Прежде всего, вен- цы тогда так и не по- няли, комедия это или трагедия. Ведь во времена Моцарта оперы были либо серьёзными, либо комическими. А «Дон Жуан» не подходил ни под одно оп- ределение! Опера начинается с убийства и за- канчивается убийством – следо- вательно, это уже не комическая опера. Амежду этими убийства- ми (точнее, поединками с тра- гическим исходом) – блиста- тельная комедия о галантных приключениях ДонЖуана, ле- гендарного покорителя женс- ких сердец, – так называемая «комедия положений». Моцарт изящно назвал свою оперу «весёлой драмой» (так и указывалось в афишах), но даже с этим предупреждением «Дон Жу- ан» всё равно показался венцам че- ресчур сложным. Впрочем, дело было не только в непривычности жанра. Слишком уж многое не укладывалось в го- ловах венской публики. Весьма смутил их сам Дон Жуан, не желающий соблюдать никаких правил по- ведения в обществе (религия не одобряла подобных людей). Явно же аморальный тип! Но в то же время – чертовски обаятельный. Грешник, безбожник, ко- торый так и не раскаялся даже за миг до смерти, – а его почему-то жалко. И автор явно симпатизирует своему герою! Может, он тоже безбожник? Амузы- ка? Где привычная напевность, где простота? А уж насыщенный трагизмом финал, когда ста- туя Командора проваливается в ад, утаскивая за собойДонЖуана, вызваланастоящийшокувенцев. Окончание на странице 30. Антонио Сальери. Император Иосиф II.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz