Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

О казывается, любой печатный пряник на- чинается с... берёзы. Сейчас я об этом рас- скажу. Но прежде давайте представим, что мы находимся в Туле, на улице Октябрьской. Здесь, в маленьком домике, чуть больше десяти лет на- зад открыли Музей пряника. Музей очень моло- дой, если ещё учесть, что самому тульскому пря- нику уже несколько веков. А хранят здесь бо- лее пятисот медово-печатных сладостей, кото- рые начинаются, как вы уже знаете, с берёзы. И вот почему. Для того чтобы пряник был узорным, его нуж- но раскатать на специальной форме, по-другому – доске. Вырезают её из берёзы, да из такой, которая росла около тридцати лет. Причём годится толь- ко нижняя часть её ствола. Сначала дерево раз- резают на доски толщиной около пяти сантиме- тров. А потом сушат их при естественной темпе- ратуре… от пяти до двадцати лет! И только после этого резчик наносит на будущуюформу рисунок. В старину хорошим резчикам, как и хоро- шим кондитерам, оказывали особое уважение. Известен случай, когда царице Евдокии Лукья- новне, бабушке Петра Великого, крестьянка- пряничница принесла доски в виде разных рыб. В тот день государыня была больна, однако ве- лела впустить мастерицу. И пожаловала ей за по- дарок аж три коровы! Сейчас пряники пекут на заводе. Но доски, как и в старину, вырезают вручную, при помощи но- жа и шила. Поэтому за всю историю существова- ния Тульской кондитерской фабрики (а это при- мерно полтора века) досок было создано только около тысячи. А теперь, дорогие читатели, удивимся ещё боль- ше. Автор примерно двухсот форм – наш земляк, уроженец села Новоугляновка Усманского района ПавелИгнатьевичВересов . Втульскоммузее хра- нятся несколько пряников, «отпечатанных» в ше- стидесятые годы прошлого века в его формах. Экс- курсовод рассказала, что Павел Игнатьевич, буду- чиещёюношей, потерялнаВеликойОтечественной войне правую руку. Родные и знакомые сочув- ствовали: какой резчик без руки?! Но Павел Игнатьевич не сдался. Больше года привы- кал быть левшой, заново учился рисовать ивырезать.Придумалисделал специаль- ный крепёжк столу, чтобыдоска на нём прочно держалась. Больше тридцати лет жизни от- дал мастер любимому делу. Послед- нюю форму он вырезал, будучи уже на пенсии. В это время у Павла Иг- натьевича развилась болезнь зре- ния – дальнозоркость. Чётко он ви- дел только далёкие предметы. Рез- чик придумал такой приём: отхо- дил в дальний угол комнаты, раз- глядывал свою работу, запоми- нал все изъяны и намечал буду- щие линии. Потом вырезал прак- тически на ощупь. Уже семь лет Павла Игнатьеви- ча нет в живых. А в тульском музее хранятся его фотография и пряники, испечённые в формах этого мастера. Софья МИЛЮТИНСКАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz