Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
Там, где музыка живёт Г айдн решительно вошёл в кабачок. Изображая из себя эдакого неотёсанногомужлана, оннарочито шумно устроился за столом, а затем громко потре- бовал вина. Слушатели знаками попросили его не шуметь, ведь звучала такая дивная музыка! Однако странный посетитель оказался упрямцем. Он принялся ёрзать, смор- каться, кашлять, вся- чески давая понять, что эта музыка его ужасно раздражает. Едва прозвучал пос- ледний аккорд, как слушатели наброси- лись на богато одето- го «мужлана» с упрёка- ми. Гайдн притворился изумлённым. – Позвольте, госпо- да, этимузыкантыигра- ли поистине превосходно, – начал он оправдывать- ся, – но они же исполняли несусветную дрянь! Это заявление вызвало ещё большее возмуще- ние. Любители музыки окружили столик Гайдна и принялись кричать: – Как вы смеете называть музыку самого Гай- дна дрянью? – Гайдн – гений! – Это его лучшая вещь! – Что вы понимаете в квартетах! – кричали они наперебой. А какой-то молодой офицер, разгорячённый ви- ном и музыкой, выкрикнул Гайдну прямо в лицо: – Да у вас, сударь, как я посмотрю, вообще нет ушей! Гайдн попятился было к выходу, но это ещё больше разозлило публику. Назревал явно нешу- точный скандал, грозивший перейти в потасов- ку. В этот момент владелец кабачка, встав между молодым офицером и несколько оторопевшим «мужланом», твёрдо произнёс: – Прошу вас, сударь, немедленно покинуть на- ше заведение, иначе… Ему не пришлось повторять это дважды. Гайдн не рискнул выслушивать более «веские» дово- ды своих почитателей и предпочёл покинуть ка- бачок. Думаю, что по пути домой Гайдн радовался не только тому, что избежал вполне заслуженных побоев. Нет, не только! Поверьте, о побоях, заработанных именно в та- кой ситуации, мечтает любой композитор… Великими становятся по-разному. Например, мой любимый композитор Вольфганг Амадей Моцарт начал сочинять музыку, будучи трёхлет- ним малышом. Вероятно, это была очень наив- ная и подражательная музыка. Что вы хотите – три годика! Но в шесть лет он творил вполне осмысленно (у меня есть целый сборник сочинений шестилет- него Моцарта). В семь он сочинил свою первую симфонию, а к 18 годам был уже автором целых 25 симфоний! И вот как-то раз некий юноша обратился к 18-летнему Моцарту за советом. Молодой чело- век мечтал стать композитором и хотел сочинить симфонию, но пока не знал, как это сделать. – А сколько вам лет? – спросил Моцарт. – Восемнадцать, – ответил юноша. Моцарт улыбнулся: – О, вы ещё слишком молоды, чтобы сочинять симфонии. – Но вам было гораздо меньше, когда вы на- писали свою первую симфонию! – возразил мо- лодой человек. – Это верно, – ответил Моцарт. – Но я ни у ко- го не спрашивал, как это сделать. Недаром поэт сказал: кто начал, тот уже не на- чинающий… Пр о д олжение. Начало на странице 27. Йозеф Гайдн. Юный Моцарт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz