Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
Там, где музыка живёт с озданию музыки, ему на глаза попалась газета, где сообщалось, что один его приятель, компози- тор Руджеро Леонкавалло, тоже начал сочинять оперу на тот же сюжет и с тем же названием! Это не могло не испортить настроения Пуччини. Ведь Леонкавалло был весьма серьёзным соперником: за год до этого он написал оперу «Паяцы», кото- рая тут же обрела мировую славу (кстати гово- ря, она и по сей день с огромным успехом идёт во многих оперных театрах мира). И началось какое-то странное состязание, за которым любители оперы следили с напряжён- ным интересом. Р. Леонкавалло, имевший, как оказалось, лучшие «скоростные» качества, завер- шил свою «Богему» менее чем за полтора года. Она была сразу же поставлена во мно- гих странах, в том чис- ле и в России, под на- званием «Жизнь Ла- тинского квартала». Пуччини же сочи- нял свою оперу вдвое медленнее – он закон- чил её только в 1896 году, потратив на со- чинение произведе- ния целых три года. Леонкавалло, понятное дело, радостно потирал руки, наслаждаясь победой. Ещё бы: публика бы- ла в восторге от его «Богемы»! И тут произошло неожиданное. Едва опера Пуччини «Богема» была поставле- на, как блеск оперы-соперницы начал мало-пома- лу тускнеть, и вскоре в истории музыки осталась только одна «Богема» – именно та, которую со- здал Пуччини. Не знаю, злорадствовал ли сень- ор Пуччини по поводу поражения сеньора Леон- кавалло, – известно только, что они оставались заклятыми врагами всю жизнь. И вот что любопытно. Леонкавалло предпри- нял ещё одну попытку посостязаться с коллегами! Поскольку тема «цыганщины», видимо, не давала ему покоя, он в 1912 году сочинил оперу «Цыганы» на сюжет поэмы А. Пушкина, хотя опера совсем юного Сергея Рах- манинова «Але- ко» на тот же сюжет уже бы- ла создана (и очень непло- хо!), причём лет за двад- цать до это- го. Увы, новые «Цыганы» ус- пеха не име- ли… Так Ле- онкавалло про- валился ещё раз, оставшись в ис- тории музыки ав- тором единствен- ного шедевра – «Паяцы». Оперы же Пуччини – «Манон Леско», «Чио-Чио-сан» («Мадам Бат- терфляй»), «Тоска» (ударение на первом слоге), «Плащ», «Джанни Скикки» и другие – до сих пор идут во всём мире, по-прежнему заставляя людей сопереживать его героям. Е сли бы вас с позором вытолкали из при- личного заведения, да ещё при этом едва не надавали по шее, то такое событие вы бы на- верняка вспоминали с обидой. А я знаю случай, когда человек именно такой эпизод всю жизнь вспоминал с превеликим удовольствием! …Основатель венского классицизма компози- тор Йозеф Гайдн (1732 – 1809) был одним из са- мых популярных композиторов своего времени. Заметьте, при жизни! В отличие, скажем, от Мо- царта. В лицо Гайдна тогда мало кто знал; его пор- треты не висели, как сейчас, в каждой музыкаль- ной школе. И вообще в те времена портрет был штукой хлопотной и дорогостоящей, а телевиде- нию предстояло появиться только лет через 250. Зато музыка Гайдна звучала по всей Европе! Так вот, однажды в Вене, проходя мимо какого- то кабачка, Гайдн услышал знакомую музыку. Иг- рал струнный квартет – две скрипки, альт и вио- лончель. Прислушавшись, композитор с удоволь- ствием узнал собственное произведение! И у него тут же родилась идея прелестного, как ему пока- залось, розыгрыша. Пр о д олжение на страницах 28 – 29. Р. Леонкавалло. Сергей Рахманинов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz