Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Так начинался приказ Верховного Главнокоман- дующего И.В. Сталина о рейде самолётов авиаци- онной дивизии дальнего действия на Берлин. Воз- главил рейд командир дивизии генерал Михаил Васильевич Во- допьянов. В пер- вых числах авгу- ста 1941 года, ве- чером, 18 само- лётов ПЕ-8 вы- летели на Берлин. Впереди – само- лёт Водопьянова. В Берлин долж- ны приле т е т ь к полуночи, а к утру вернуться на свой аэродром. На борту само- лёта Водопья- нова 11 человек. Из них 5 стрел- ков. Экипаж про- веренный – все бывшие поляр- ные лётчики. Са- молёт колючий, как ёж: две пуш- ки, три пулемёта. Л е т е л и н а большой высоте, чтобы не засек- ли немцы. Труд- но дышать, кружится голова. Водопьянов прика- зывает надеть кислородные маски. И вот нако- нец голос штурмана: «Внимание! Под нами Бер- лин! Открываю люки». По четыре тонны бомб с каждого самолёта летят вниз – на Берлин. А ведь немцы были уверены, что небо Бер- лина наглухо закрыто для наших лёт- чиков. Внизу – пожары, взрывы. Небо насквозь прорезано лучами вражеских прожекторов и световыми лентами от выстрелов зениток. В самолёте Водопья- нова пробит бак для горючего. Осколки снарядов барабанят по корпусу. Разворот – и домой! Горю- чего на три часа, а лететь до своих не менее пяти часов. Но главное сделано: «гостинцы» на столи- цу фашистской Германии сброшены! Не все наши самолёты вернулись из этого ри- скованного рейда. Война есть война. В самолёте Водопьянова на обратном пути сразу останови- лись все четыре мотора. Делать посадку на от- крытом пространстве или прыгать с парашютом – значило попасть в плен к немцам. Решено было садиться на густой лес, подальше от дорог. Нем- цы туда не скоро доберутся. Самолёт сажал сам Водопьянов. Вот машина коснулась макушки ле- са. Страшный треск, вывороченные с корнем ве- ковые деревья, грохот. И все-таки сели! Прямо в гущу леса. Фюзеляж самолета с распростёртыми, исковерканными крыльями опустился до самой земли. Весь экипаж жив! До своих добирались несколько суток. Доклад о выполнении задания Водопьянов делал лично Сталину. Всю войну в сводках по радио сообща- ли, как наша авиация дальнего действия бомбит немецкие аэродромы, эшелоны, склады, боевую технику. Это был почерк и дивизии Водопьянова. Победу Михаил Васильевич встретил в Берлине. …После войны его последний полёт был на льдину, где находилась станция «Северный по- люс-4». По состоянию здоровья врачи категорически запретили ему летать. Михаилу Васильевичу бы- ло тогда 55 лет. Теперь он жил на земле, но пи- сал о небе. О своих товарищах-лётчиках, о кос- монавтах, о своей жизни. Его перу принадлежит более 30 книг. Умер Михаил Васильевич на 81-м году жизни. Похоронен на Троекуровском кладбище вМоскве. После его кончины мне довелось ещё раз по- бывать у Водопьяновых в Москве и на даче в Подмосковье. По договоренности с род- ными Михаила Васильевича я увезла в Липецкий музей его архив (переписку, рукописи, документы, фотогра- фии), много книг, запи- си его воспоми- наний, ценные мемори- альные вещи. Помню, как шла я по лугу мимо Бисерова озера. Как и в первый приезд, моросил мелкий, тёплый дождик. Бисеринками серебрилось озеро. Было грустно. Вспомнились стихи поэта Феликса Чуева: О зеро – как небо. Дышит полдень ясный. Да уже не выйдет к шелесту воды Михаил Васильевич, человек прекрасный, С однозначным номером Золотой Звезды. В последние годы жизни. Автограф М. В. Водопьянова на обороте фотографии, которую он подарил Светлане Ивановне Кукрак в день их встречи. Окончание. Начало на страницах 19 – 21.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz