Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
Там, где музыка живёт Д ж а к о м о П у ч ч и н и . 26-летний автор до- вольно живо описал «тусовку», участником которой совсем недав- но был и он сам. Герои книги – верные друзья – довольно бедные, но вполне «продвину- тые» юноши, кото- рые вчетвером пос- тоянно шатаются по парижским кафе, ведут умные разговоры о том, какие они крутые и сов- ременные, о своём вели- ком предназначении, о бес- корыстном служении искус- ству и, конечно, о тупости окружающих. Несмотря на бедность, живётся им, в принци- пе, неплохо. Но они свято верят, что вскоре им повезёт и когда-нибудь они «вдруг» разбогатеют. Вот тогда всё будет ещё лучше. Само собой, они влюбляются, ссорятся, снова влюбляются…Сло- вом, ведут хоть и развесёлую, но, в общем-то, бес- цельную жизнь (автор и не скрывает этого). Скорее всего, слово «богема» так и ос- талось бы только французским назва- нием «цыганщины» и никогда бы не стало международным, если бы не одно обстоятельство. Через десять лет после выхо- да романа, то есть в 1858 году, на свет родился итальянский компо- зитор Джакомо Пуччини. А ещё 38 лет спустя появилась его опера «Боге- ма», которую он сочинил по мотивам того самого романа Анри Мюрже. И произошло чудо! Слово «богема», долго но- сившее пренебрежительный, неуважительный оттенок по отношению к людям искусства (поду- маешь, «цыганщина»!), неожиданно обрело поч- ти восторженное звучание во всём мире. Как же это случилось? Надо вам сказать, что роман этот поначалу ком- позитору ужасно не понравился. «Там нет ни од- ного симпатичного лица», – сразу же признался он друзьям. Однако что-то в этой книге его всё же зацепи- ло. «Вот если бы все эти молодые люди были не- много другими…» – подумал он. И вдруг как бы услышал звучание будущей оперы! Вместе со сво- ими либреттистами (то есть с теми, кто создает литературный текст оперы) он с жаром принял- ся за работу. И перед всем миром (а опера быстро стала мировым «хитом») предстала трогательная история возвышенных романтиков. Все уви- дели, что единственный порок этих юношей – бедность, их единственная вина – стрем- ление к счастью, а единственная цель – служение Красоте. Нет, не развесёлых бездельников увидела на этот раз пуб- лика – она увидела тех, от кого отвер- нулось сытое общество. Все вдруг поняли, что люди богемы способны на великую и прекрасную любовь, что их кажущаяся дерзость соседствует с детской ра- нимостью и беззащитностью, что их счастье не- постоянно и нередко оборачивается трагедией. А главное, весь мир наконец-то понял, что жизнь артистов, музыкантов, художников – словом, лю- дей богемы – только внешне празднична и без- заботна, что за этой беззаботностью скрывают- ся целые моря слез… Так, благодаря опере (редчайший слу- чай!) насмешливое словечко, запу- щенное когда-то молодым писате- лем АнриМюрже, навсегда «при- кипело» к людям искусства. Впрочем, вместе с появлени- ем оперы возникла ещё одна причина, по которой это слово стало таким популярным. Толь- ко это уже… Надо же такому случиться! О своём замысле сочинять оперу на сюжет Анри Мюрже компо- зитор Д. Пуччини имел неосторожность прого- вориться в одном из интервью (это произошло в 1893 году). И когда композитор уже приступил к Окончание. Начало на странице 25. Анри Мюрже.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz