Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
Как замечательно и шутил, и смеялся! Сколько доброго юмора было в его рассказах, даже когда речь шла о невесёлых и порой трагических со- бытиях. В тот памятный для меня день я слуша- ла его и изо всех сил старалась выглядеть серьёз- ной. Но смеялась так, что потом скулы болели. Об одном жалела: не было у меня под рукой магнито- фона, чтобы записать его воспоминания. Не всё, что хранил в памяти этот удивительный человек, вошло в его книги. Да и не обо всём можно было писать. Поэтому мне хотелось запомнить из рас- сказов Михаила Васильевича как можно больше. Заслушавшись, я напрочь забыла про роскошное блюдо с клубникой, которое уже давно постави- ли передо мной добрые хозяева. Немножко осмелев, я спросила Михаила Васи- льевича: «Вы с детства мечтали стать лётчиком?» А он засмеялся и сказал, что до 15 лет ни само- лёта, ни автомобиля в глаза не видел. Жили Во- допьяновы бедно. Учиться Ми- ше пришлось мало. Всего три класса закончил. Какие уж там мечты о небе! Надо было на зем- ле работать, пахать, сеять, косить. Да ещё возить камень-известняк на тощей лошадёнке на Сокольский завод. Однаж- ды, с трудом скопив 20 копеек, Миша пошёл в липецкий кино- театр «Унион» (потом его назва- ли «Октябрь») и там на экране впервые увидел аэроплан. А настоящий самолёт первый раз увидел в 18 лет. Как-то они с отцом крыли со- ломой крышу сарая – и вдруг гул в небе. Само- лёт! Миша так засмотрелся, что кубарем слетел с крыши. «Вот такой у меня был первый полёт», – ответил на мой вопрос Михаил Васильевич. В 19 лет Миша Водопьянов ушёл доброволь- цем в Красную Армию. Поначалу служил «обоз- ным» на липецком аэродроме. Подвозил на ло- шади, потом на машине бензин к огромным аэ- ропланам под названием «Илья Муромец». Они брали на борт 20 пудов бомб (пуд – это 16 кг) да ещё метали с высоты на землю металлические стрелы. Немало поколесил Михаил по фронтам гражданской войны. Уже в мирное время закон- чил вечернюю школу, а в 28 лет – школу лётчиков в Москве. Так началась его жизнь в небе. Одним из первых прокладывал он новые воз- душные трассы на Дальний Восток и Крайний Север. Его имя не сходило со страниц газет. Но манило Михаила Васильевича Заполярье. Он стал полярным лётчиком и ни разу не пожа- лел об этом. А ведь самолёты были тогда не та- кие, как сейчас. И скорости не те, и условия для лётчиков другие. Бывало, ноги в меховых ун- тах замерзали. Водопьянов летал в любую пого- ду. Ни пурга, ни полярная ночь не страшили его. Он полюбил ледовые просторы северных мо- М. В. Водопьянов в Липецке. 1930-е годы. На одной из встреч после спасения челюскинцев. 1934 год. П родолжение. Начало на странице 19.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz