Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
Ок ончание. Начало на страницах 15 – 17. Вспоминалась метель, снега. Бабка с куделью у тусклой лампы. Так вставал передо мной вооб- ражаемый портрет пушкинской няни». И на соседнем рисунке Пушкин тоже в Ми- хайловском. Сидит на скамеечке, среди полей и холмов. Никто его не тревожит. Он наедине со своими мыслями и замыслами. В его взгляде и позе душевный покой. Но он в ссылке. Светлой печалью веет от этого рисунка. Николай Павлович любил рисовать каранда- шом. Карандашные линии бегут, струятся, по- корно подчиняясь руке мастера. И вот мы уже видим Пушкина весёлым и счастливым на сель- ской ярмарке, в книжной лавке, в фелюге (ма- леньком судёнышке) во время бури на Чёрном море. Видим его смертельно раненным, упав- шим на снег. Чуткому ульяновскому каранда- шу подвластно всё. А этот эскиз выполнен уже в другой техни- ке: маслом на картоне. Пушкин у себя дома, в кабинете, среди книг и рукописей. Сидит заду- мавшись. На нём белая «байроновская» рубаш- ка (Пушкин преклонялся перед английским поэ- том Байроном) и «тропининский» халат. В этом халате Пушкин когда-то позировал художнику В. Тропинину. Размашистая «ульяновская» кисть, яркая палитра красок, влюблённое отно- шение художника к поэту – и перед нами Пуш- кин, живой и близкий. В 1937 году был печальный юбилей – 100 лет со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. ВМоскве на Всесоюзной Пушкинской выставке в зале Исторического музея посетители подол- гу молча стояли перед большим живописным полотном Н. П. Ульянова «Пушкин с женой пе- ред зеркалом на придворном балу». Художник наконец-то осуществил свой давний замысел. ...НатальяНиколаевна опирается на правуюру- ку мужа. В левой руке Пушкин держит её горно- стаевую накидку. Они перед зеркалом. На поэте ненавистный ему камер-юнкерский мундир. Во- ротник плотно охватывает шею, сжимает, душит. В зеркале отражается лестница с толпой при- дворных. Они смотрят на чету Пушкиных, пере- глядываются, сплетничают. Резко повернув голо- ву, поэт в упор смотрит на светскую «чернь». Это взгляд человека, доведённого до крайности. По мысли художника, «через минуту начнётся вос- хождение по лестнице вверх, в анфиладу двор- цовых зал. Эта лестница ведёт Пушкина к Чёр- ней речке, к месту его последней встречи с Дан- тесом» – к гибели. Удивительно, но поэт и его жена – единственные живые люди на картине. А толпа придворных – неживая, она в зазеркалье. Прелестна жена поэта. В её нежной улыбке – очарование и тайна. Она близорука и не всё видит из того, что видит муж. И нам вдруг открывает- ся глазами Пушкина завораживающий, пре- красный образ его жены, матери его детей. Такой взгляд художника на жену поэта был смелым и неожиданным. В те времена На- талью Николаевну считали пустой светской кокеткой, виновной в гибели мужа. Ульяно- ву пришлось выслушать немало резкой кри- тики в свой адрес. Но художник был убеждён в правоте своего замысла. Эта картина ста- ла центром Пушкинианы Николая Павлови- ча Ульянова, блестящим восхождением ху- дожника к высотам мастерства. Пушкин в кабинете. Эскиз. 1930-е годы. Картон, масло, 53,1 х 71. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу. 1936 год. Холст, масло, 187 х 152.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz