Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Годами изучал Николай Павлович всё, что создано русскими художниками на те- му «Пушкин». Лучшими портретами поэта он считал работы Ореста Кипренского (1782 – 1836) и Василия Тропинина (1776 – 1857). Этим художникам позировал сам Пушкин. «Слов нет, портреты замечательные, – сде- лал для себя вывод Н. П. Ульянов. – Но не на- до забывать, что тогда было принято „крах- малить” образ. Эпоха требовала некоторой пышности и приподнятости изображе- ния». Кстати, Пушкин про свой портрет, написанный О. Кипренским, говорил: С е бя, как в зеркале, я вижу, Но это зеркало мне льстит. Художник Ульянов нашёл свой путь к пуш- кинской теме. Он решил идти от посмертной маски поэта. Рассматривал её во всех положе- ниях и при разном освещении, делал зарисов- ки. Читал воспоминания современников поэта, советовался с учёными-пушкинистами, вникал в детали пушкинской биографии. Ему хотелось сделать зримой жизнь поэта, максимально при- близиться к его настоящему облику. Показать гения во всём его величии – задача непомерно сложная. Но большой талант художника и его трепетная любовь к поэту сделали своё дело. Один за другим рождаются у Ульянова пушкин- ские сюжеты. Со временем из них сложился це- лый альбом. Художник дал ему название Все этапы жизни поэта, от лицейского дет- ства до трагической гибели, нашли своё худо- жественное отражение в Пушкиниане Ульянова. «В большой и яркой теме „Пушкин”, – утверж- дал художник, – интересно и живописно очень многое». Всё важно художнику в облике поэта: его взгляд, поза, поворот головы, жест. Откуда пришло к Ульянову это знание, как Пушкин си- дит, как подпирает рукой свою кудрявую голову, как держит трость и как держит книгу?.. Всё это надо было увидеть внутренним взглядом худож- ника, проникнуть в пушкинский характер, за- разиться пушкинским темпераментом. Вот по- чему у Ульянова каждое движение поэта в лю- бом его возрасте убедительно и полно обаяния. Всмотритесь в рисунок на 16-й странице (справа). Вот дерево радушно раскинуло свои ветви, бережно приняло и нежно поддержи- вает хрупкую детскую фигурку. Да и сама эта фигурка – как создание природы, её частичка. В мальчишеской простоте позы, в лице, будто освещённом поэтическим светом, мы уже ви- дим черты будущего гения. И художник настра- ивает нас быть внимательными к каждому ду- шевному порыву этого мальчика – будущего са- мого великого русского поэта. «Милое, живое творение», – так когда-то сказал о Пушкине- лицеисте поэт Василий Андреевич Жуковский. Не правда ли, абсолютное созвучие с рисунком Н. П. Ульянова! Вот поэт в ссылке, в Михайловском. Вместе с няней он пытается что-то рассмотреть за за- мёрзшим окном в ночи. Может, он услышал звон колокольчика? Кто-то едет? Художник старается понять состояние души поэта и находит в сво- ей памяти что-то очень похожее, близкое: «Био- графия Пушкина вызывала впечатления детства. Пушкин и Арина Родионовна в Михайловском. 1936 год. Бумага, карандаш, 59 х 41,5. Пушкин в Михайловском. 1949 год. Тонкая бумага, уголь, 63 х 88,5. Окончание на странице 18.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz