Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
вспоминал Николай Павлович. Едва он брал карандаш в руки, как его посылали то в лавку, то мыть посуду на кухне, то выбивать ковры, ста- вить самовар. Помыкали им все: и хозяин, и ку- харки, и подмастерья. Да ещё и били, как бьют всякого бедного мальчика, отданного на выуч- ку. Каждый день приходилось тереть краски и мыть кисти для всей артели – около ста штук. Писал домой жалобные письма. Отец отвечал: деньги уже уплачены, терпи. Однажды пришёл в мастерскую молодой кра- сивый человек и сказал Коле: «Я беру тебя к се- бе». А по дороге объяснил, что он сам из Ельца. Узнал от родителей Коли о его беде и решил по- мочь. Это был Василий Никитич Мешков, заме- чательный русский художник. Больше года он за- нимался с Колей и подготовил его к поступле- нию в Училище живописи, ваяния и зодчества. Наставниками там были знаменитые художни- ки Н. В. Неврев, К. А. Савицкий, И. М. Пряниш- ников, В. А. Серов. Училище было успешно окон- чено. Впереди – десятилетия творчества. Однаж- ды, увидев первые художественные опытымоло- догоНиколая Ульянова, выдающийся живописец Николай Николаевич Ге сказал ему: Мастер не ошибся. НиколайПавлович Ульянов стал замечательным графиком и живописцем. Широко известны созданные им портреты А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермон- това, композитора А. Н. Скрябина, режиссёра К. С. Станиславского, скульптора А. С. Голуб- киной. Как театральный художник он мно- го работал в Малом театре, в Московском Художественном и других столичных теа- трах. Пленительны его пейзажи. Интерес- ны его стихи, рассказы, пьесы. Те, кто лю- бит сюжеты на историческую тему, зна- ют его картину о войне 1812 года «Лори- стон в ставке Кутузова». Произведения Н. П. Ульянова хранятся в Государственной Тре- тьяковской галерее, в Пушкинском доме в Пе- тербурге, Государственном музее А. С. Пушкина в Москве, в Музее Л. Н. Толстого и в других со- браниях. Он автор интереснейших воспомина- ний, собранных в книге «Мои встречи». Но глав- ной любовью всей его жизни был А. С. Пушкин. Ульяновская Пушкиниана – одно из самых ярких явлений в современном искусстве. Первый карандашный набросок с изображе- нием А. С. Пушкина появился в альбоме Нико- лая Павловича Ульянова в 1906 году. Через де- сять лет он делает карандашный вариант своей будущей знаменитой картины «Пушкин с женой на балу». «Я помню этот день очень ясно, – вспо- минал художник. – Было холодно, шёл дождь, и, как бы согреваясь теплом пушкинской те- мы, я стал набрасывать композицию». Продол- жить работу над картиной он тогда не решил- ся. Слишком требователен был к себе, и слиш- ком возвышенной была тема. Пушкин. 1936 год. Бумага, карандаш, 28,7 х 37. Пушкин в садах Лицея. 1935 год. Бумага, карандаш, уголь, 43,7 х 55,5. Продолжение. Начало на странице 15.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz