Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
так начинаются автобиографические воспоми- нания Николая Павловича Ульянова. Родите- ли его – бывшие крепостные. Отец выучился на фельдшера. Его уважали, но жили Ульяновы бедно. Домишко их, вспоминал Н. П. Ульянов, был «в овраге», под горой. На самой горе жили те, кто побогаче. Там выстроили новый краси- вый соборный храм Вознесения Господня. Отец был знаком с приез- жими из Москвы ху- дожниками, которые занимались росписью собора и писали ико- ны. Маленький Коля, затаив дыхание, на- блюдал за их работой, слушал их разговоры. Но больше всего влек- ли его баночки с кра- сками. Сам он с сосед- ским мальчиком делал краски из толчёного кирпича, мела и угля. Дома он приспосо- бился разрисовывать кружки для крынок с мо- локом. Чаще всего рисовал святых угодников. Отец увидел и убрал кружки от греха подальше. Зато стал покупать Коле для рисования самую дешёвую обёрточную бумагу. Игрушек у него не было. Если не считать деревянную пушку, кото- рая стреляла горохом, да деревянную лошад- «Всегда меня тянуло к Пушкину как к источнику сложного и радостного художественного волнения». (Н. П. Ульянов. «Мой Пушкин».) Н. П. Ульянов. 1875 – 1949 гг. ку. Больше всего ему хотелось рисовать. На вы- пускном экзамене в церковно-приходской шко- ле похвалили его рисунки. Показали их школь- ному начальству, попечителю и предводителю дворянства. Те в один голос сказали: Сказать-то сказали, но ничем не помогли. Отец посоветовался с местными иконописцами и ре- шилвезтисына вМоскву.Одна стараябарынядала письмо к московскому художнику КлавдиюЛебе- деву, которыйрасписы- вал Вознесенский со- бор. Очень надеялись на егопомощь.Матуш- ка протестовала, не от- пускала Коленьку, ведь емуне было ещё четыр- надцати лет. Но отец настоял. Ехали в Мо- скву через Тулу. Даже знаменитых тульских пряников не удалось попробовать: берегли деньги. А в Москве их преследовали неуда- чи. Художник Лебедев учеников не брал. С большим трудом устроили Коленьку в иконописную мастерскую учеником. Отец сразу заплатил за год 200 рублей и привёз в мастерскую Колино имущество: малюсенький сундучок и матрасик. Учиться надо было шесть лет, после чего ученика делали подмастерьем. Елец. Начало ХХ века. – – Окончание на страницах 16 – 18.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz