Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
О кончание на странице 14. держал то букет, то пучок скакалок, то шпагу, то дирижировал оркестром, сыпал конфетти. Толпа зевак, больших и маленьких, пыталась понять: как это у Кота лапы двигаются? А Кот с достоинством поднимал в голубое небо свой белый пушистый хвост и на всякий случай на- правлял на слишком любопытных острие своей шпаги. Очень были довольны Ефи- мовы вниманием к своему Коту. Они во- обще любили выступать на площадях, го- родских и деревенских улицах – и в лю- бую погоду. А однажды они сделали для Москов- ского мюзик-холла 13 кукол-писателей. Представьте себе: кукла Гоголь, кукла Тол- стой... Кукла Пушкин! Настоящая движу- щаяся скульптура в человеческий рост, да ещё говорит, грустит, смеётся, читает сти- хи. У Ефимовых любовь к Пушкину была давняя, семейная и на всю жизнь. Они сде- лали кукол для спектаклей «Руслан и Людми- ла», к сказкам и даже к стихам Пушкина, ко- торые любили с детства. Замечательный был у них и «теневой» те- атр. В таком театре не куклы действуют, а си- луэты на экране, проще говоря, тени с чётким контуром. Вы, наверное, и сами иногда про- бовали изобразить на стене с помощью своих пальчиков тень-силуэт какого-нибудь зайчика- ушастика. А художники Ефимовы для своего «теневого» театра делали силуэты людей, жи- вотных, предметы: сначала рисовали их кон- туры, потом строго по линии вырезали, чаще всего из фанеры, фигуры своих будущих героев. А потом проецировали их на боль- шой экран. Как? Внешне очень просто. Ис- точник света – большая лампа – закрывал- ся голубым целлофаном. Получался голу- бой экран, и на него с противоположной стороны проецировали чёрные силуэты. Вот деревянный дом на фоне лунного не- ба. Липы кругом. Кто-то ходит со свечой по комнатам. От дома отъезжает всадник, шарф его развевается на ветру. Это – Пуш- кин. А вот в окне видна няня Арина Роди- оновна с банкой варенья… Или: сад вблизи Лицея, много гуляю- щих господ. Пушкин-лицеист сидит на скамейке с тетрадкой в руках, но не смо- трит в нее, задумался… В «теневом» театре Ефимовых дети увиде- ли «Сказку о царе Салтане», картинки «Буря мглою небо кроет» и другие. Тогда, в 1920-е годы, время было голодное, в театре холод- но. Ребятишки, не привыкшие к театру, не уме- ли себя вести, перекликались, рваными баш- маками стучали по полу, чтобы согреться. Но чем отчаянней была публика, тем больше она притихала и удивлённо раскрывала глаза и рты на спектаклях. Иллюстрация к стихотворению Пушкина «Птичка». 1935 г. Иллюстрация к трагедии Пушкина «Каменный гость». 1935 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz