Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

дожника сближало сочувствие к простым людям. Они подолгу беседовали. Орлов ценил в Толстом человечность и совестливость. Он знал, как тя- готился Лев Николаевич своей жизнью в усло- виях роскоши. И поэтому не удивился его ухо- ду из Ясной Поляны в 1910 году. Смерть Толсто- го Орлов воспринял как личное горе. В памяти навсегда остались встречи с великим писателем. Не забывалось внимание Толстого к его творче- ству. В Ясной Поляне Орлов работал над карти- ной «Порка» («Недавнее прошлое»). Каждый день Толстой приходил к Орлову и внимательно на- блюдал за тем, как тот работает. Старался не ме- шать. Он был противником телесных наказаний и смертной казни. Поэтому сюжет картины Ор- лова волновал его. «Я много думаю о Вашей кар- тине, – говорил Толстой художнику. – Я пони- маю Вас». Вместе с Орловым он переживал уни- жение и боль крестьянина, которого наказывали розгами. Особенно потрясла писателя фигурка испуганного мальчонки, случайно забежавшего в страшный сарай. Заканчивал Орлов работу над картиной в Москве. Толстому он прислал её фо- тографию. В ответ получил взволнованное, бла- годарное письмо: «Спасибо Вам, дорогой Нико- лай Васильевич, за посылку фотографии. Я ждал хорошего, но Ваша картина превысила мои ожи- дания. Всё прекрасно, и в целом, и порознь. Не унывайте и продолжайте работать... Я НИ ОДНОГО ХУДОЖНИКА РУССКОГО НЕ ЗНАЮ, РАВНОГО ВАМ». В 1909 году Толстой написал предисловие к ав- торскому альбому Н. В. Орлова «Русские мужи- ки». Художник был счастлив. В рабочем кабинете писателя в Ясной Поляне были фотографии боль- шинства работ Николая Васильевича. По воспо- минаниям близких, Толстой говорил им: «Каж- дый раз у себя прохожу и останавливаюсь около картин Орлова. Какой это талант! И художествен- ный талант, и высокое понимание». Доводилось Орлову бывать и в имении Никольское-Вяземское под Тулой. Его пригла- шал Сергей Львович Толстой, сын писателя. 3десь Орлов много работал. Писал пейзажи, портре- ты. Приступил к большой картине «На сеноко- се». По замыслу художника на ней должен быть изображён Лев Толстой. Он пришёл на сенокос в тёплый солнечный день и беседует с мужиками. Судьба этой картины до сих пор неизвестна. Сер- гей Львович подробно писал отцу, над чем рабо- тает Николай Васильевич. Впоследствии в своих воспоминаниях он отметит: «Отец всегда с лю- бовью вспоминал об Орлове». ...Последние годы жизни Н. В. Орлова были трагическими. Революцию он принял с надеж- дой на лучшую жизнь для народа. Хотел сам уча- ствовать в строительстве нового общества. Вме- сте со своими детьми организовал крестьянскую коммуну на Кубани. В 1922 году бандиты напали на коммуну, разграбили инвентарь, убили сына и двух дочерей Орлова, разворовали и уничтожи- ли привезённые им законченные и начатые кар- тины. Не пережив такого горя, Николай Василье- вич Орлов умер в 1924 году. Картины Н. В. Орлова хранятся в Третьяков- ской галерее, Музее-усадьбе Л. Н. Толстого в Яс- ной Поляне, бывшемМузее Революции в Москве, Липецком областном краеведческом музее. Ме- стонахождение многих его полотен неизвестно. Часть наследия художника является собственно- стью его семьи. Дом писателя в Ясной Поляне. Н. В. Орлов за работой над картиной «Порка» («Недавнее прошлое»). Фото. Ясная Поляна. 1904 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz