Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

«А ЛЮБИМЫЙ ОН МОЙ ХУДОЖНИК ПОТОМУ, – говорил Толстой, – что предмет его картин – мой любимый предмет. Предмет этот – русский народ». Всю жизнь Николай Васильевич Орлов рассказывал в своих картинах о судьбе много- страдального русского крестьянства. Он и сам ро- дился в бедной крестьянской семье в селе Буйцы Епифанского уезда Тульской губернии 8 мая 1863 года. Рано осиротел. К крестьянскому труду был приучен с детства. Нищету и несправедли- вость познал сполна. Добрые люди разглядели в мальчике-сироте талант к рисованию и помогли поступить в Московское Училище живописи, ва- яния и зодчества. Он окончил его с серебряной медалью и получил звание классного художни- ка за дипломную картину «Умирающая». В 1894 году Орлов рискнул представить её на очеред- ной передвижной художественной выставке в Петербурге. Невесел сюжет картины. В ветхой крестьян- ской избе умирает молодая женщина, мать толь- ко что родившегося ребёнка. Муж с поникшей го- ловой слушает её последний наказ. Застыла, оне- мела от горя старая бабушка. Она качает люль- ку с новорождённым и в печали своей не заме- чает, как маленькая внучка теребит её за подол. Другая внучка, постарше, стоит босиком возле умирающей матери и плачет. Долго, долго сто- ял перед картиной пришедший на выставку Лев Николаевич Толстой. Он был потрясён, растро- ган. Попросил познакомить его с автором кар- тины. Так они встретились: великий писатель и начинающий художник. С той поры Лев Нико- лаевич заинтересованно следил за творчеством Н. В. Орлова. «Даровитый, даровитый человек! – с теплотой отзывался Толстой о художнике. – И человек, который думает сердцем. Он знает на- род и любит его. ОРЛОВУ ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ, И ОН УМЕЕТ СКАЗАТЬ». К каждой ежегодной передвижной художе- ственной выставке Орлов представлял свои но- вые картины. Их ругали, хвалили, но равнодуш- ных не было. Всмотритесь в картину «Подати» («С рабо- ты»). Молодой, сильный, работящий мужик при- шёл после тяжёлых крестьянских трудов домой. Он устал и голоден. Но так и не притронулся к скудной еде. По его душу явился староста, дере- венский богатей. Требует уплатить подати (нало- ги). Крепко задумался бедняк. До нового урожая далеко, и платить подати нечем. Кручинится его жена. Босоногий сынишка зажал в руке калачик и испуганно смотрит на богатея. Что-то пытает- ся доказать старосте старик отец. Как понятна художнику беда этого мужика, такого сильного и такого зависимого! Картина имела громадный успех. Но покупате- ля на неё не находилось. А ведь художник живёт за счёт продажи своих работ. Картины Орлова не годились для богатых гостиных. «Берут боль- ше цветочки и весёленькие пейзажики. А с мои- ми идеалами далеко не уедешь», – писал он жене. Умирающая. 1893 г. Подати (С работы). 1895 г. Окончание на страницах 10 – 11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz