Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
Лев Николаевич Толстой любил музыку. В его московском доме, в Хамовниках, частыми го- стями были известнейшие музыканты. Для них было большой честью играть в присутствии ве- ликого русского писателя. Музыкальные вечера в доме Толстых долго с благодарностью вспо- минали и исполнители, и слушатели. «Музыка хороша тем, – говорил Л. Н. Толстой, – что со- единяет людей в одном чувстве». И чувство это доброе, светлое. На один из таких вечеров был приглашён мо- лодой пианист Константин Игумнов. Ему бы- ло двадцать два года. Консерваторию он окон- чил блестяще. Успешно выступил на Между- народном конкурсе пианистов в Берлине. И только-только начинал свою концертную дея- тельность. К Толстым его при- гласила старшая дочь писателя Татьяна Львовна. Она была близ- кой подругой Юлии Ивановны Игумновой, двоюродной сестры Константина Николаевича. Обе учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и собирались стать художницами. С волнением шёл Игумнов к Толстым. Как-то его встретит Лев Николаевич? Толстой – ге- ниальный писатель. Его знает весь мир. К тому же он – граф. И в его доме собирается избранное общество, играют лучшие му- зыканты. А кто он, Константин Игумнов? Скромный, незамет- К онстантин Николаевич Игумнов (1873 – 1948) – профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР – родился в нашей Лебедяни. Трудным и стремитель- ным был его путь из провинциального городка к высотам музыкального искусства. Прекрасной была жизнь, до конца отданная музыке. Сегодня мы перелистаем страницы биографии знаменитого земляка, которые рассказывают о его встрече с ве- ликим Львом Николаевичем Толстым. ный и совсем незнаме- нитый. Родом из тамбов- ской глуши, из Лебедяни. К великосветскому обществу не привык. Вот только ро- стом и взял: высокий, тонкий и гибкий, как лоза. Но все страхи оказались напрасны- ми. Толстой встретил его приветливо. И Игум- нов сразу приободрился. В тот вечер он много играл на рояле по просьбе Льва Николаевича. И с тех пор стал часто бывать в доме Толстых. Через много лет Константин Николаевич на- пишет в воспоминаниях: «3накомство моё со Львом Николаевичем Толстым и его семьёй от- носится к концу 1895 года». Лев Толстой редко посещал большие, мно- голюдные концерты. Говорил, что там собира- ются праздные богатые люди. Музыку они не слушают и другим мешают. К оркестру он то- же был равнодушен. Любил музыку фортепи- анную. Охотно слушал скрипку и виолончель. Иногда сам по нескольку часов играл на рояле. Даже пробовал сочинять. И однажды сочинил прелестный вальс. Игру молодого Игумнова он оценил сразу. Константин Нико- лаевич играл Толстому сочинения Моцарта, Гайдна, Мендельсона, Шумана, Шуберта, музыку русских композиторов. Толстой очень лю- бил Шопена. И Константин Нико- лаевич специально разучивал про- изведения этого великого польско- го композитора. Играл их Толсто- му. И окружающие не раз замеча- ли в глазах Льва Николаевича слё- зы. Так глубоко он чувствовал му- зыку. Толстой находил игру Игум- нова безукоризненной и грациоз- ной. Много говорил ему добрых слов и прочил блестящее буду- К. Н. Игумнов. Рисунок Т. Л. Сухотиной- Толстой (дочери Л. Н. Толстого). 1890-е годы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz