Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Там, где музыка живёт И так было во все времена. Мало? Пожалуй, ма- ловато. Но эти четыре процента – элита. Под сло- вом «элита» я подразумеваю, конечно, не бога- тейших людей земли, не королей и не глав госу- дарств, а духовную элиту – тех, кто приобщился к высшим достижениям человеческой культуры. Можно прожить без оперы? Конечно! Можно да- же прожить, вообще ни о чем не задумываясь, – так легче! А можно попробовать (подчёркиваю – попробовать) сделать всего лишь шаг вверх – туда, где прячутся в облаках ослепительные вер- шины музыки. Если вы не испугались страшного слова «опе- ра», то я вам, для начала, сообщу, что её придума- ли по принципу «от противного». В том смысле, что «придумщикам» была противна современная музыка. Она казалась им чересчур грубой и слож- ной, и они попытались вернуть ей былую просто- ту и красоту (а дело происходило в конце XVI ве- ка). Иначе говоря, они захотели начать развитие музыки как бы сначала. Вот тут-то и случилось неожиданное. Сами то- го не ведая, они сделали великое открытие: создали жанр оперы. И жанр этот ока- зался бессмертным. Повернув- шись спиной к сов- ременности, они неожиданно для себя оказались далеко впереди всех. ...Флоренция всегда была музыкальным горо- дом. Но молодые люди, постоянно собиравшие- ся в роскошном доме графа Джузеппе Барди, не только музицировали, но и жарко спорили об ис- кусстве. Например, начинающие композиторы Якобо Пери и Джулио Каччини утверждали, что гос- подство полифонического (то есть многоголосно- го) стиля вредит современной музыке. «Еще бы, – подхватывал музыкант Якобо Корси, – в такой музыке отсутствует самое главное – мелодия!» – «Не в этом дело, – темпераментно возражал певец Винченцо Галилей, отец будущего велико- го астронома, – беда в том, что в полифонии все голоса главные!» – «Дайте мне настоящую мело- дию, и я готов хоть сегодня написать к ней сти- хи!» – горячился поэт Оттавио Ринуччини. Руководил этими диспутами 60-летний хозя- ин дома; сам граф Барди был неплохим компози- тором и, что особенно ценно, большим мецена- том. То есть человеком, не жалевшим собствен- ных средств на искусство. И вот настал момент, когда друзья пришли к выводу, что надо возвращаться к древнегречес- кой трагедии с её обязательным хором. Новый жанр поначалу решили назвать «драмой с музы- кой» (слово «опера» появилось позже). Первая «драма с музыкой» Я. Пери и Я. Кор- си на тексты О. Ринуччини под названием «Даф- на» была поставлена в 1597 году. Она, увы, не со- хранилась, но год её создания стал годом рожде- Окончание. Начало на странице 23. Караваджо Микеланджело. Лютнист. Около 1595 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz