Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
Там, где музыка живёт уже из Ареццо, он был с позором выгнан (новое всегда с трудом пробивает себе дорогу). Однако незадолго до ухода он успел поделить- ся своим открытием с приятелем- монахом, тот – со своим коллегой, третий – тоже. Умные учителя-мо- нахи, наконец, оценили новую сис- тему! Их стараниями тупая зубрёж- ка стала мало-помалу уступать мес- то профессиональному обучению музыке. Словом, система стала быс- тро распространяться. Монастырс- кие власти, конечно, пытались с ней бороться, но было поздно. Теперь уже во многих монастырях Италии то и дело вспыхивали «нотные» скандалы. Дело, в конце концов, дошло до главы католи- ческой церкви – папы Римского Иоанна XIX, и тот вызвал «бунтовщика» к себе в Ватикан. Па- па, на наше счастье, оказался мудрым и, как вы- разились бы сейчас, продвинутым человеком. Ознакомившись с точечной фиксацией звуков и нотным станом, он убедился, что система Гвидо Аретинского облегчает запоминание мелодий. А значит, это полезно для Церкви. И изобретатель нот был с почётом возвращён в монастырь, но не в Ареццо, где он придумал нот- ную запись, а именно в Помпозу, на- зло недалёким монастырским чинов- никам, не сумевшим оценить столь полезного для святой Церкви изоб- ретения. Представляете их реакцию? Однако им пришлось смириться. В Помпозе Гвидо Аретинский и препо- давал до самой смерти, закрепив свою бес- смертную систему в специально написан- ном трактате. Так X век стал точкой отсчё- та и нотной записи, и профессиональной музыки. И вот что любопытно. Букв люди наприду- мывали массу: тут и иероглифы, и латиница, и кириллица. И общаются они на сотнях раз- ных языков и наречий. А лучшей системы за- писи музыки так никто и не придумал. Весь мир записывает музыку одинаково – по системе Гви- до Аретинского! Заметьте, есть на свете один вид искусства, язык которого люди всё ещё не научились запи- сывать. Это язык танцев. Все балетные спектакли, все танцы до сих пор записывают словами! Или передают «из ног в ноги». Это продолжается ве- ками, тысячелетиями. Изобретут ли универсальный способ записи танцевального языка? Появится ли хореографический Гвидо Аретин- ский? Мне лично в это не верится. Ну, не изобрели же до сих пор? И по- том, сейчас существует видеозапись. Смотри, учись и танцуй! Но я где-то читал, что изобрета- телю записи языка танца, если такой появится, будет немедленно вручена Нобелевская премия. Это, между про- чим, большие деньги и всемирная сла- ва. Может, кто-нибудь попробует? А вдруг этим нобелевским лауреатом окажет- ся кто-то из наших читателей? Е сли я сейчас рискну признаться, что речь пойдёт об опере, вы, пожалуй, сморщитесь: «Фи, опера – там всё время поют! Ко- му она нужна?» Насчёт «кому» отве- чу сразу: оперу (как и вообще серьёз- ную музыку) слушают не более че- тырёх процентов населения планеты. Окончание на странице 24. Папа Римский Иоанн XIX.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz