Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Там, где музыка живёт Да так же, как мы! Запоминают же люди, не знаю- щие нот, песни? Так и они. А от них, с голоса или инструмента, эту музыку подхватывали другие и передавали её из уст в уста, из поколения в по- коление. Обычные люди – своим детям, служи- тели религиозных культов – своим последовате- лям, приходившим им на смену. Считалось, что музыку (особенно сопровож- дающую религиозные обряды) невозможно запи- сывать ещё и потому, что она – явление божест- венное: нисходит с неба прямо в людские души, а души вместе с этой музыкой рано или поздно возвращаются на небо. Поэтому даже пытаться записывать музыку – грех. Так и шли века. Одна страна завоёвывала дру- гую, потом завоёвывали её. И какая-то музыка исчезала навсегда (представляете – навсегда!), а вместо неё появлялась другая, третья... А откуда музыка, собственно, появлялась? Уве- ряю вас, это происходило точь-в-точь как сегод- ня: музыку придумывали талантливые составите- ли звуков – люди, которых позже стали называть композиторами (это слово так и переводится – «составитель»). Эти «составители», несмотря на все запреты, упорно искали способы записывать музыку – им не хотелось, чтобы она умирала. И вот однажды появился... Этот итальянец, родившийся в 925 году нашей эры, был монахом бенедиктинского монастыря Помпозы близ Равенны, и звали его Гвидо. Он за- мечательно владел игрой на разных инструментах и был весьма искусным певцом. Церковное бого- служение было, конечно, немыслимо без музыки, и обучение детей искусству хорового пения вхо- дило в обязан- ность монахов. «Натаскива- ние» юных пев- цов (а в церков- ных хорах раз- решалось петь только мальчи- кам) происходи- ло, как я уже го- ворил, по при- нципу «из уст в уста» и требова- ло громадного терпения от учи- телей. Дети, не способные к пе- нию, нещадноиз- гонялись! Гвидо же, как оказалось, учил своих мальчишек по какой- то иной системе. Во всяком случае, он никого не вы- гонял, у него почему-то пели все, и у них всё полу- чалось! То есть, говоря нынешним языком, у него был самый высокий педагогический рейтинг. Понятное дело, успехи молодого монаха не мог- ли не вызвать чёрной зависти его коллег. И вско- ре монастырское начальство попросту выжило Гвидо из своей обители. Возможно, по подозре- нию в «чертовщине». А нечего ему было лезть со своим уставом в чужой монастырь! Обиженный Гвидо перешёл в другой монас- тырь, в городке Ареццо. Обиженный, но не сдав- шийся! Очутившись волею судьбы в Ареццо, Гви- до не подозревал, что впоследствии от названия этого городка он получит своё историческое про- звище Аретинский! Именно там, стараясь как можно точнее записать мелодию, он и придумал нотный стан (поначалу в нём было не пять, а че- тыре линейки); в качестве же названий нот Гвидо взял по первому слогу начальных строк одного из церковных гимнов. И снова его мальчишки запели лучше других! И вновь это не понравилось коллегам. И опять, Окончание. Начало на странице 21. Гвидо Аретинский. Нотация создателя Гвидо Аретинского. В. Васнецов. Гусляры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz