Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Там, где музыка живёт например, симпатичные обои. Где-то я читал, что неудачно подобранные обои могут довести до не- рвного срыва! Правда, я едва ли пойду в концертный зал или на стадион, чтобы издали посмотреть на поп-ис- полнителей, сто раз виденных мною по телеви- зору. Зачем слушать ту же самую «фанеру»? На- верное, я не очень любопытный. И потом, меня раздражает (как неудачные обои), когда расчёт на быстрый успех виден невооружённым глазом. И невооружённым ухом. Вся великая музыка написана от великой любви! Иот любви необязательно взаим- ной. Может, даже неразделён- ная любовь дала миру больше прекрасной музыки, чем счас- тливая. Кто считал? Первая часть «Лунной сонаты» Бет- ховена проникнута таким сильнымчувством, такимще- мящим ощущением зыбкости, такимнеобъятнымсмирением, что и сегодня, через двести лет, мы не можем вдоволь наслушать- ся этой музыкой. Но при этом Бетхо- вен очень точно рассчитал и форму, и интонационный строй, и ритми- ку, и аккомпанемент. Здесь любовь и расчёт слились в единое целое, как бывает только в шедеврах. Заметьте, поп-музыка чем-то по- хожа на конфетки, расчётливо и уме- ло обернутые в красивую упаковку. За- дача песни – понравиться. Необязательно навсегда! Главное – сразу. Средний срок жизни песни – год. Иногда – два. А «Подмосковным вечерам» уже полвека, «Ка- тюше» – более семидесяти лет. Значит, бывает и так? Да! Но лишь тогда, когда песни проникну- ты глубоким чувством. Эти, например, пережи- ли своих создателей – В. Соловьёва-Седого и М. Блантера. Но большинство песен умирают быс- тро и легко. И это нормально. Только не подумайте, что я призываю вас вы- бирать между поп-музыкой и «Лунной сонатой», – ни в коем случае! Человеку в разные момен- ты жизни нужна и попса, и классика, и, конечно же, церковная музыка (вот когда душа уносится к небесам). Но знайте, в тот момент, когда вам вдруг захо- чется послушать не попсу, а ту же «Лунную сона- ту», вы встанете ступенькой выше, потому что ваша душа соприкоснётся с Вечностью. В сем, кто учился или учится музыке, по- везло: мы узнали и буквы, и ноты одно- временно. Между тем буквы люди придумали не- сколькими тысячелетиями раньше нот. Удиви- тельно – такую невесомую «штуку», как мысль, люди научились записывать (на камне, бересте, папирусе, дощечках, покрытых воском), а самый простенький мотив – нет. И это во времена, когда музыка уже играла огромную роль в жизни людей! Благодаря письменности, например, извес- тно, чтоворкестрах, сопровождавших боевые порядки древней Спарты, играли барабаны и флейты. Жаль только, что мы уже не узна- ем, какую музыку они играли! Нам никог- да не услышать и песнопений египет- ских жрецов, восхвалявших Солнце – бога Ра. И на какой мотив древ- негреческий хор осуждал, а на ка- кой поощрял героев трагедийЭс- хила, Софокла, Еврипида, намне услышать. Особенномне обидно за древних греков, не только со- здавших высокую театральную культуру, но и придумавших зна- комые каждому слова «музыка», «ритм», «хор», «оркестр», «театр». Эх, дорого бы я дал за то, чтобы побывать на их спектакле и услышать их музыку... Но как, интересно, музыке удавалось жить века- ми без нотной записи? Как люди запоминали её? Окончание на странице 22. Липецкая капелла мальчиков исполняет произведения, написанные от великой любви.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz