Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
История одного увлечения И начался увлека- тельный рассказ. На том уроке я и мои од- ноклассники узнали о том, как ещё в глубо- кой древности люди заметили, что на стене от освещённого пред- мета получается тень. Позже такое изобра- жение назвали тене- вой проекцией. Её ис- пользовали в Древней Греции. А в Китае да- же появился театр те- ней, потом эту замечательную придумку поза- имствовали в Азии и Африке. Гораздо позднее придумали проекционные ап- параты. Предназначались они для получения изо- бражения при просвечивании полупрозрачных предметов – стеклянных пластинок с нанесённы- ми на них рисунками. Со временем «волшебный фонарь» (в России его называли и светоскопом) совершенствовали многие учёные и изобретате- ли. Но главное его устройство не изменялось на протяжении столетий: свет от источника – све- чи, лампы, кусочка камня, раскаляемого смесью газов, электрической лампочки, вольтовой дуги – собирался сферическим зеркалом в пучок све- та и направлялся на пластинку с изображением (диапозитив), а затем попадал в объектив (уве- личительные линзы). Из объектива пучок света направлялся на экран, на котором появлялось во много раз увеличенное изображение. Им бы- ли рисунок, карта, график, таблица. Меня так увлёк этот первый рассказ о «волшеб- ном фонаре», что потом на протяжении многих лет я по крупицам собирал его историю. Оказывается, в европейских странах «фо- нарь» сначала использовали для увеселения богатых людей. Но техническая новинка пришлась по вкусу и простому народу. По городам разъезжали многочисленные га- стролёры с показом платных «фантасмаго- рий» – представлений с помощью проектора. А в конце 18 века в знаменитом Сорбоннском университете учёные сопровождали свои лек- ции показом изображений с помощью тако- го «фонаря». В России на появление чуда техники от- кликнулся знаменитый поэт Гавриил Дер- жавин. В 1803 году после просмотра «опти- ческого зрелища» он даже сочинил большое стихотворение «Фонарь». Поддержали инте- рес к «модному» устройству и издатели петер- бургских журналов. В 1817 году начал выходить «Волшебный фонарь» П. Петрова. А в 1878 году журнал с таким названием издал М. Смирнов. В нём публиковался иллюстративный матери- ал ко всем отраслям знаний, которые давали в учебных заведениях России. В нашем крае «волшебный фонарь» приме- нялся при обучении и в городских, и в сельских школах. Во всех отчётах конца 19-го – начала 20-го веков указывается количество светоско- пов, рассказывается об их пригодности к работе. И вот что ещё очень интересно: сельские учи- теля прямо на выбеленных стенах крестьянских домов с помощью «волшебного фонаря» пока- зывали картины на диапозитивах. На них мог- ли смотреть все желающие. ...Однако вернёмся к тому уроку. Митька ока- зался прав. На опрос учеников времени не оста- лось. Но после урока друг мой был наказан. Учи- тельница не разрешила ему смотреть два следу- ющих фильма. Оказалось, что Лысогорский «по секрету» сообщил ребятам о предстоящих про- делках призрака Киношки. Якобы он бьёт зри- телей в тёмном зале ладонью по правому пле- чу. А того, кто не оборачивается, забирает, от- водит в школьный подвал и оставляет там до конца сеанса. Некрасивая, конечно, история. Но благо- даря тому, что Мишка надоумил меня задать «умный» вопрос учительнице, я всю жизнь ин- тересовался «волшебным фонарём». Спасибо и Марии Тимофеевне. Вспоминал Михаил КОРОЛЬКОВ, краевед. Ки нопроектор. Киноаппарат братьев Люмьер позволил и снимать, и воспроизводить движущиеся изображения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz