Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
История одного увлечения К огда я в середине прошлого века, буду- чи третьеклассником, возвращался до- мой из школы, моя старшая сестра – учительни- ца – никогда не интересовалась моими отметка- ми. Но всегда встречала вопросом: «Ты сегодня задавал умные вопросы учительнице?» И если ответ был отрицательным, она горестно качала головой: «Очень жаль! Нелюбопытным и лени- вым жить неинтересно»... После многочисленных «нет» мне, наконец, повезло. В нашу школу впервые привезли ки- ноаппарат с большими жестяными коробка- ми. В них находились киноленты с фильмом С. М. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин». Наша учительница, Мария Тимофеевна Пере- лыгина, объявила, что после пятого урока в школьном коридоре состоится бесплатный по- каз фильма. Она обвела третьеклассников стро- гим взглядом: «Во время сеанса не вертитесь, внимательно смотрите и запоминайте события, которые будут происходить на экране. А завтра мы обменяемся впечатлениями». Сосед по парте, Митька Лысогорский, тол- кнул меня локтем и прошептал: «Лучше всех о фильме расскажу я. Вот увидишь!» И как-то за- гадочно усмехнулся... К концу пятого урока ки- номеханики повесили на стену в конце коридора белый экран. А около него установили огром- ные чёрные ящики и от них протянули электри- ческие шнуры в другой конец коридора. Там, на столе, разместили проектор. Над ним возвыша- лась бабина с кинолентой. Школьный сторож задёрнул шторы на окнах. И вот заработал киноаппарат, яркий сноп света прорезал тёмное пространство школьного кори- дора, и на экран выплыл громадный броненосец. Началось захватывающее действие. Но смотреть мешали мои одноклассники. Они почему-то часто оборачивались и хлопали ладо- нями по правому плечу впереди сидящих... На следующий день Митька встретил меня у входа в школу, отвёл в сторону и сказал: – Слушай, задай вопрос в начале урока. Чтоб интересный, а то на обычный Мария Тимофеев- на ответит быстро и потом начнёт нас спраши- вать о фильме. – Хорошо, – согласился я, а про себя подумал: «И сестра будет довольна интересным вопросом». Как только начался урок, я поднял руку: – Мария Тимофеевна, расскажите, пожалуй- ста, о том, что смотрели до изобретения кино! – выпалил я. Судя по выражению лица учительницы, она бы- ла довольна моей просьбой. – Давай сформулируем тему конкретнее, – предложила Мария Тимофеевна. – Какие устрой- ства для получения крупных изображений при- менялись до появления кино? Схема устройства проекционного фонаря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz