Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.
П ервые упоминания о воздушных змеях встречаются ещё за два века до нашего лето- исчисления. Их мастерили в виде рыб, бабо- чек, жуков и раскрашивали в яркие цвета. А самым популярным был змей-дракон, похо- жий на крокодила. Единственное, что объеди- няло всех воздушных обитателей, – длинный, похожий на змеиный, хвост. Отсюда и название. Правда, долгое время воздушные змеи не на- ходили широкого практического при- менения. А вот со второй половины 18 века их стали использовать учё- ные. Так, англичанин Вильсон сма- стерил себе летучего помощника и с его помощью поднимал в воздух термометр. Американцу Франкли- ну змей помог исследовать молнии и, таким образом, изобрести громо- отвод. Великий русский учёный Ло- моносов запускал ввысь змея, чтобы изучить верхние слои атмосферы. 26 июня 1753 года Михаил Васи- льевич при помощи змея «извлёк молнию из облаков». Учёный запустил его в грозу и, ис- пользуя бечёвку как проводник, из- влёк разряд статического электри- чества. Эти опыты едва не стои- ли ему жизни – Ломоносов слу- чайно вышел из комнаты не- Р ождённый ползать, говорят, ле- тать не может. Но вот два приме- ра. Змея, как известно, особа пресмыкающая- ся, ходить, бегать, прыгать не умеет. А вот Горыныч, например, может взмывать в не- бо «выше крыши, выше тучи». Или его кар- тонные одноголовые братья. У них и на- звание специальное – воздушные змеи. задолго до сильного электрического разряда, а находившийся там акаде- мик Рихман погиб. На пороге 20 века воздушные змеи помогли русскому изобретателю радио А. С. Попову усовершенствовать теле- графную связь – на змеях учёный под- нималввоздух антенну. ВВеликуюОте- чественную войну воздушные змеи разбрасывали листовки. А вам, дорогие читатели, брат Горыны- ча поможет интересно и с пользой прове- сти время летних каникул. Летающий змей тяжелее воздуха, и всё-таки он летающий. Почему? Основное условие – дви- жение воздуха относительно змея. Представьте прямоугольную тонкую пластинку. Чтобы воз- дух мог поднять её, пластинку нужно располо- жить под некоторым углом к его потоку. Вспом- ните игрушку для малышей – вертушку на па- лочке. Чтобы она пришла в движение, нужно её правильно «подставить под ветер». Так же и со змеем. Чтобы он держался в воздухе, подъём- ная сила должна быть равна силе тяжести змея вместе с хвостом. Если подъёмная сила мень- ше, брат Горыныча опустится на землю. При- чиной этого неравенства сил может быть не- равномерность ветра, изменение его на- правления и силы. Самая простая модель воздушно- го змея – плоская. Таких «летучек» можно запускать на катушечных нит- ках № 10, а змея площадью более по- ловины квадратного метра – на креп- ких суровых нитках или капроно- вой леске. Плоский воздушный змей со- стоит из трёх планок: две из них служат диагоналями, а третья их скрепляет. Если змей имеет раз- меры больше, чем указанные на чертеже, посередине надо доба- вить ещё одну планку (на рисун- ке она показана пунктиром). Ди- агональные планки скрепим в ме- сте их пересечения, а затем нит- ками привяжем к ним верхнюю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz