Знамя Победы. 1958 г. (с. Чернава Липецкой обл.)

Знамя Победы. 1958 г. (с. Чернава Липецкой обл.)

4 З Н А М Я П О Б Е Д Ы Н а п еда го гически е те мы О преемственности в работе между учителями Многие учителя и руково­ дители школ считают нормаль­ ные то обстоятельство, что самую низкую успеваемость во многих школах всегда по­ казывают учащиеся пятых классов. Довольно часто объя вляют виновниками плохой ус­ певаемости 5-х классов учите­ лей начальной школы. В чем подлинная причина снижения успеваемости уча­ щих! я при переходе из 4-ю в о-в класс? Дети семилетнего возраста, -постунив в школу, обучаются . и воспитываются на протяже­ нии четырех лет одним учите лем. Формы а методы работы, используемые им, способст­ вуют успешному усвоению учеб­ ного материала", а требователь­ ность учителя воспитывает у них чувство ответственности, приучает их к исполнитель ности и дисциплинированности. Таким образом, условия для обучения и воспитания детей в начальной школе оказыва­ ются во всех отношениях бла­ гоприятными. Но вот ученик оканчивает четвертый класс и переходит в пятый, Здесь он попадает в иную обстановку, в иные условия, сталкивается с другой, новой для него системой обучения и воспитания. Эта система требует от уча­ щихся большой самостоятель­ ности и ответственности, вни­ мательности и чуткости в ра­ боте, что создает для ребенка значительные трудности в уче­ бе. Б 5-м классе учащихся обу­ чает и воспитывает не один, а несколко учителей, препо­ дающих разные предметы. Все пни нередко предъявляют к детям завышенные и неоди наковые требования, что з а ­ трудняет учащихся. Отсутствие единства'контроля и требований со стороны учи­ телей 5-х классов приводит к ослаблению чувства ответст­ венности у учащихся и, сле­ довательно, к снижению их успеваемости. Часто учителя, не знающие пятиклассников, индивидуаль­ ных особенностей каждого из них, не замечают вовремя про­ белов к их знаниях. В целях предотвращения сни­ жения успеваемости пятикласс- оииков в нашей школе проде­ лана некоторая положитель пая работа. Вопросы преемст­ венности обсуждались на пед совете, производственном сове­ щании, лрофсоюзном собрании, методическом объединении учи­ телей. Учителя, которые будут в следующем учебном году ра­ ботать с пятыми классами, на протяжении всего истекшего учебного года находились в тесном контакте с учителями четвертых классов. Взаимные посещения уроков в четвертом и пятом классах, открытые уроки, совместное изучение передовых приемов обучения и воспитания принес­ ли огромную пользу обеим сторонам—учителям началь­ ных и учителям 5— 7 клас­ сов. Особенно плодотворной бы­ ла работа учителей началь­ ных классов Матохиной М.А,, Сакович В. Д., Черных К. И, и учителей 5-х классов Каре­ вой 3. В., Малютиной А. И., Ханыковой М. Р ., Дорохи­ ной А. С. Успешно решались вопросы преемственности Талыковской и Урывской начальными шко­ лами. Наши учителя предъявляют единые требования к учащим­ ся как в дисциплине, так и в учебе, осуществляют постепен­ ный переход в оценке знаний учащихся от норм 4-го к нор­ мам 5-го класса, вдумчиво относятся к подбору приемов обучения на уроке, шире при­ меняют наглядные пособия, тщательно подготавливают тексты тренировочных работ. Начиная с первого дня з а ­ нятий, наши учителя Карева 3. В., Дорохина А. С., Ханы- кова М. Р. строго наблюдают за поведением учащихся, тща­ тельно следят за их успева­ емостью. Особое внимание об­ ращается на степень усвое­ ния изучаемого ими на уроке материала, правил и опреде­ лений в учебнике. Выявляя причины неуспеваемости, они находят вместе с другими преподавателями пути к из житию пробелов в знаниях учащихся, применяют к детям индивидуальный подход, про­ водят регулярно дополнитель­ ные занятия. Осуществляя единые требо­ вания, все учителя, работаю­ щие в пятом классе, доби­ ваются строгого выполнения учащимися «Правил поведе­ ния» и правил внутреннего распорядка школы. Большая воспитательная ра­ бота с учащимися проводится классными руководителями со­ вместно с пионервожатой. От­ рядные тематические сборы в значительной степени способ­ ствовали воспитанию у детей советского патриотизыаг люб­ ви к родному русскому языку, к книге, чувства ответствен­ ности за учебу. Отрядные сбо ры на темы: «Любите книгу— источник знания», «Люби и изучай русский язы к»,— очень заинтересовали пионеров. Пос­ ле таких сборов и ряда бесед учащиеся больше стали чи­ тать, добросовестнее учиться. Для поднятия успеваемости у нас организуется товарище­ ская взаимопомощь: сильные ученики помогают слабым. Наблюдения показывают, что хорошая подготовка учащихся четвертых и пятых классов зависит от тесной связи учи­ телей начальных классов с учителями 5—7 классов. Учитель 4 класса должен хорошо изучить программу 5 класса, методы и приемы, при­ меняемые в работе с детьми 11-12-летнего возраста, чтобы твердо знать, чему и ка-к обучать учащихся, какие н а ­ выки прививать им. Учителя 5— 7 классов так ­ же обязаны изучить програм­ му.. и учебники начальной школы, особенно по русско­ му языку. Прежде чем при­ ступить к изучению новой темы, учитель обязан выяс- нить, что ученикам уже и з­ вестно по данной теме из начальной школы. Только повторив изученное, можно объяснять новое. Например;, правописание приставок на «з», звонкие и глухие со­ гласные, неопределенная фор­ ма глагола и некоторые дру­ гие темы изучаются в на­ чальных классах. Начинать их изучение в 5-ом классе необходимо с повторения то­ го, что учащиеся уже знают. Большое значение для у с­ пешной учебы пятиклассни­ ков имеет работа с их роди­ телями. Особенно тесную связь с ними надо держать в начале учебного года: чаще посещать учащихся на дому, чтобы сообщать родителям о недостатках их детей в учебе, вызывать родителей для беседы в школу, прово­ дить родительские собрания. Всю эту большую работу с родителями необходимо про­ водить всем учителям, рабо­ тающим в пятом классе, а не одному классному руко­ водителю. . Преемственность в работе между учителями 4-х и 5-х классов — очень важный и назревший вопрос. Надо по­ л агать, что он будет широко обсуждаться на предстоящем традиционном августовском учительском совещании. Необходимо обобщить имею­ щийся уже в некоторых шко­ лах опыт, поделиться мнени­ ями. Д . ВО РОТНИКОВ, учитель Афанасьевской средней школы. Благородный поступок 13 августа ночью меня в тяжелом состоянии доставили в Чернавскую больницу. От большой потери крови мне угрожала смерть. С большим вниманием и заботой отнесся ко мне заведующий В-Казщч,- ским медпунктом Алекса! м Андреевич Востриков. Он со­ провождал меня со своего медпункта в Чернаву. Когда нужно было сделать перели­ вание крови, он отдал для меня 250 граммов своей кро­ ви. Этим он спас мне жизнь. Е. ГАЗ к НА, Б л а го д а рн о ст ь 9 августа в совхозе «Мир­ ный -труд» состоялся концерт, организованный работниками районного Дома культуры. Р а ­ бочие и служащие с большим удовольствием слушали все номера программы. Особенно большим успехом пользова­ лись сестры Агаповы % бая­ нист В. Полосин. Труженш совхоза просили самодеятель­ ных артистов не забывать их.. Нам бы хотелось также еще послушать интересную лекцию или доклад, чаще" смотреть кинофильмы. Мы надеемся, что .отдел культуры обратит внимание на нашу просьбу. ЛОГИКОМ. МАК еЁв . Интересная лекция В понедельник зрительный зал Дома культуры был пере­ полнен. "'Молодежь и пожилые, люди собрались сюда послу1” шать лекцию «О прошлом се­ ла Чернавы.! Лектор Г. Агеев собрал богатый материал о далеком прошлом нашего се­ ла: о появлении первых укреп­ лений и селений на берегах реки Сосны, о создании город­ ка Чернавска, об экономичес­ ком развитии нашего края. Лекция вы звала большой интерес у слушателей. А. СВЕТЛАЕВА. Иногда обращаются к прош­ лому, чтобы ощутимее пред­ стало настоящее. В прошлом у Афанасия Филипповича Григорьева (пред­ седателя Волчанского сельсо­ вета) много грязного. Еще не успели покрыться пылью «деяния» Григорьева, связанные с хищением поро­ сенка, как началась новая «драма». Девиз: «Я получил власть, получил право»—привел не­ трезвою Гршорьева в школу в час демонстрации фильма. Первой жертвой «1 рщ орьев- скои» необузданной наглости И произвола оказался кино­ механик, которою схватил Григорьев за шиворот и изрек, отрыт иная зловоние самогона, нритовор: «з-заотавлю тр-ре- Петать перед хозяином, Не Пиж-жалею ржавого пат-р-ро- н а ...» . Его крепко поправили и указали , что фальшиво зву­ чит камертон его низкого сознания, и он это признал:.,, рыдал, д авал клятвенные з а ­ \Ф ельет он \ „Крокодиловы" слезы верения, выглядел... к а за н ­ ской сиротой, поющей «Л аза­ ря». Но надежды, что в глуби­ не его черной души осталась хоть капля совести, не оправ­ дались. Что ни день, то слабее отпускался григорьев­ ский пояс и ... совеем ослаб. По раз и навсегда заведен­ ному правилу Григорьев все религиозные праздники встре­ чает водкой, провожает с а ­ могоном или наоборот, Теперь, благосклонный чи­ татель, мы поведем «бытие» Афанасия Филипповича с 29 июля по 12 августа. Его но­ га не ступала даже рядом с помещением сельсовета.... Не потянуло Григорьева на уборку, на комбайновые а г ­ регаты , туда, где в поте ли­ ца трудятся пожилые и моло­ дые. Не оказалось его и на замороженном строительстве медпункта, Кривая финансо­ вою плана по сельсовету упала, а секретарь А. Е. По­ лосина без краски стыда упорно твердит;. «Григорьев по плану в Хмелевом, Урыв­ ках, Глушице»... А Григорь­ ев... торгует огурцами. «Профессиональный» торговец зазывает горожан пропитым голосом: «Купить, откушать, поговорить, послушать». Пух­ нет карман. Течет выручка! Пути, приведшие к базару, таковы. —Производственная рабо­ т а—не Алитет, в горы не уйдет,—хитровато хмыкнув, резонирует Григорьев.— Огур­ цы—на земле, картошка—в земле, а место им на базаре, —Здорово, друг Филиппыч! Устрой подвоз; в долгу не останемся, будет калым ,— растравляя страсть Григорье­ ва, объясняется Ф. И. Гай­ теров за себя, за И. Г. Гри­ горьева и И. А, Гайтерова [их тоже «лихорадило» огур- Спешно стряпает Григорьев «документы» на право выво­ за, спешно вызываются ма­ шины «шабашников», загру­ жаются и отбывают вместе с ним. --Не пропадать же калыму,— рассуждает Григорьев и о мно­ гих других, кто на колхозной земле выращивает огурчики, картошечку, а в общественное дело не вкладывает и части своего труда. Передо мною лежит «доку мент»—стряпня на имя 'В аси ­ лия Ивановича Григорьева. Это фальшивка без штампа, с поддельной росписью за сек­ ретаря сельсовета, но...с гер­ бовой печатью. —Прожить надо так, чтобы оставить след,—вспоминает Григорьев. И следующую неде­ лю он «парит в высотах мира», погрузись в спиртные н асл аж ­ дения. От безмерных доз возлияния утратился голос, зеленоватый цвет лица с опухшими глазами - говорит за пренебрежение бы­ товой нормой. На обострив­ шемся носу обозначилась фио­ летовая жилка— клеймо пья­ ницы. ...Робкие шаги по кори” '- ру, слабый скрип двери и р к ^ ' ления колхоза. По-воровски (боязнь народного приговора!) вошел Григорьев. Бросились в гл а за нервно подрагиваю­ щие ноги и дрожащий подбо­ родок. Как томительно намеренное молчание присутствующих! С трудом выдавливая шепот, Григорьев спросил у бухгалте­ ра данные о продаже хлеба государству, о ^ в е , косьбе. Не сомневаемся, что этот страх Григорьевым забыт. Население Волчанского сель­ совета возмущено «деяниями» Григорьева: —-Не отделаться тебе, Гри­ горьев, легким испугом. Е, ГЕОРГИЕВ Р едакт ор А . Ч Е РНЫ Х , с. Чернава. Липецкой области Типография газеты «Знамя победы» Тираж 1500 вреадшров. Заказ №134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz