Знамя октября. 1955 г. (с. Воскресенское Липецкой обл.)
З Н А М Я О К Т Я Б Р Я 2 3 октября 1955 г. № 8 5 (1763 ) В е л и к и й п р е о б р а з о в а т е л ь п р и р о д 27 о ктября 1 955 года ис полняется 100 лет со дня рождения великого советского учено го - естествоиспытателя и преобразователя живой приро ды Ивана Бладимировича М и ч урина . Имя Мичурина, соз давшего новое, материалисти ческое направление в биологии, посвятившего всю свою ж и зн ь беззаветному служению трудя щимся, чтут все народы Совет ско го Союза, все передовое и прогрессивное человечество. Великая заслуга И. В. Ми ч урина заключается в том, что он не только объяснил что такое наследственность расти тельных и животных организ мов, но и открыл неизвестные до него законы , позволяющие управлять наследственностью и развитием организмов. Тем са мым М ичурин увеличил власть человека над природой, воору жил его могучим оружием в борьбе за создание новых форм (сортов) сельскохозяйственных растений и пород животны х с желательными свойствами и качествами. К а к известно, природа раз вивается независимо от воли и сознания человека, она не может сама по себе удовлетво рить его многообразные, всегда растущие жизненные потребно сти. И. В. М ичурин провозгла сил свой материалистический девиз: „М ы не м ож ем ж д а т ь м и л о с те й о т п р и р о д ы ; в з я т ь и х у нее — н а ш а з а д а ч а * . Рассматривая природу к а к веч ный процесс возникновения, в м е н е н и я , развития, Мичурин на) протяжении всей своей дщ р л ь н о с т и отстаивал и раз в р а т материалистическую идею « р а з ум н о м вмешательстве че ловека в природные процессы. что «при вмешатель стве человека является возмож- ны дп$ з$н уди ть каждую форму животного или растения более бы с тр о и зм е н я т ь с я и при том в с т о р о н у , ж е л а т е л ь н у ю ч е л о в е к у Глубоко веря в творческую р олй °тел с[Ш а, в его воздей ствий И 0 $ А йрироду, М ичурин прямое! поварил, что человек дучше-природы может создавать ноа*д| ф о р м ^ ^ с т е н и й . I д я йО» * 1 родился в Явного воен- Владимира „ р а ® $ У Ш к н а , владев ш е е ^ н р б о л ь ш й г ^ е с н ы м по местьем « В е рш и® ))-! Пронском у е зй р б ь вшей аФ й Ш г р о й г у бернии. Детск ;№1ни рлко лъные г о д р р Мичуриф?8Ч М г екали в лееуо'.с е г о ’Ж й Й Ш н ы м и по л я кам и , о&ЩШмЙ ,и § |® е р е га х тих& х, Ш е 1 ? эт1НГ к и Оте#80 ‘ , его пяля '1 ( К ЮО-летию со дня рождения И . В . Мичурина ) НИМИ ово§ йАЪ п ш т оШ 1й*°*Ь г так; бод стш честМ : к ч Щ во | р Ш ? еж§гайнс с а ж а # , делаА 3й^ ф 'Щ в д у ш ф о ткуШ *Ш Ф 4й . , и §аженды % 0ЯШ й К к Л 1 1ПИ- а буйьс о тправлял#йЖ нт? 1рш е !^ семьи окаяшюн нал М и нф и н а огромное ЗИМн&емо семь лет ■ *- щивал те или другие растения, владел многими сиособами при вивки плодовых растений. Пос ле о кон чания уездного учили ща М ичурин мечтал о высшем образовании и деятельности натуралиста. Но в это время отец М ичурина безнадежно за болел, семья окончательно ра зорилась и распалась. Молодой М ичурин, чтобы зарабатывать себе средства к ж и зн и , поступил конторщиком в товарную контору железно дорожной станции Козлов быв шей Тамбовской губернии. Ведя полуголодное существование, лишенный возможности полу чить официальное высшее об разование, М ичурин настойчиво занимается самообразованием. Он усиленно изучает физику, химию и другие н а уки . Но больше всего он изучает ж и вую природу, ж и зн ь растений, дополняя учебу опытами в сво ем крошечном садике. Будучи но всему своему вн у т реннему складу прирожденным натуралистом, И. В. М ичурин дваддатилетним юношей заду мал перестроить садоводство родной страны. Он хотел, что бы в средней и северной поло се России росли и плодоносили такие прекрасные плодовые ра стения ю га, к а к абрикос, пер си к, виноград, черешня, десерт ные сорта гр уш и и яблони. Это стало целью всей его дол гой ж и зни . И зучая учение великого ан глийско го ученого Чарльза Дар вина и труды наш их отечест венных ученых-материалистов, М ичурин не нашел в н и х пр я мых теоретических указаний для осуществления своей идеи в кон кретны х условиях средней полосы России. Сначала он вы севал семена из наилучш их ю ж ны х сортов яблони, гр уш и , виш ни, сливы, абрикоса, на деясь, что среди их саженцев обнаружатся такие экземпляры , которые не только приспосо бятся к жизненным условиям средней полосы России, но и принесут прекрасные плоды. Но это было ошибкой. Орга низмы ю ж ны х растений, при вы кшие к условиям тепла, не могли приспособиться к новым условиям ж и зн и в суровом кл и мате и в первые же зимы вы мерзали. М ногие русские садоводы того времени считали возможным акклиматизацию западноевро пейских и ю ж ны х плодовых растений путем прививки их на наши холодостойкие дички. Они утверждали, что холодо стойкие дички явятся передат чиками зимостойкости южным растениям. М ичурин решил про верить правильность этих у т верждений. На свои средства он выписал большую коллек цию ю ж ны х и западноевропей ски х плодовых растений— свы ше 600 сортов. Ведя наблюде ния на опытном участке, Ми чурин установил резкие разли чия в развитии дичков и при- 1витых на н и х ю ж ны х сортов [плодовых растений. Южные астения весной начинали ра т и раньше, но в то время, когда наши дикие яблони, гр у ши, вошни и сливы уже сбра сывали листву, у привитых к ним ю ж ны х сортов все листья оставались зелеными до тех пор, пока и х не убивали моро зы. И ученый начинает искать другие п у ти для осуществле н и я своей идеи. М ичурин переходит к ги б ридизации плодовых растений, подбирая материнские формы из ди ких восточно-азиатских илодовых растений, самых хо лодостойких в мире, а отцов ски е— из западноевропейских и ю ж ны х кул ь тур ны х плодо вых растений. Он устанавли вает, что полученные от скре щивания та ки х родительских растений гибриды , то есть по томство, легче приспосаблива ю тся к условиям средней по лосы России. Они сочетают в себе холодостойкость и урожай ность материнских производи телей, величину, форму, о к раску и высокое качество от цовских производителей. Такой подбор растений, географически отдаленных по месту своей родины, и явился тем «пере ходным мостом», по которому М ичурин, та к сказать, перено сил «ю г на север», то есть создавал в средней полосе России такие плодово-ягодные растения, которые раньше мог ли произрастать только на ю ге. От скрещивания дикой уссу рийской гр уш и с южной кул ь турной грушей «беле рояль» М ичурин создал свой замеча тельный сорт гр уш и «бере зим н я я Мичурина». Т а к были получены им зимостойкие сорта слив, черешни, абрикоса, ви нограда, множество прекрасных сортов яблони, виш ни, не уступающих по качеству пло дов западноевропейским и ю ж ным сортам. Разработав учение о подбо ре родительских пар растений- производителей, отдаленных по месту своего географического обитания, М ичурин задумал создать совершенно новую пло довую породу. Он смело пере шел к межвидовой гибридиза ции, начал скрещивать далекие по родству между собой расте ния , яблоню с грушей, вишню с черемухой, миндаль с перси ком, р ябин у с груш ей и т. п. Т а к получил он свой вишне черешневый гибрид, «краса Севера», вишне-черемуховый гибрид «церападуе» — этот со вершенно новый в природе вид плодового растения, гибриды рябины «ликерная», «гранат ная», «десертная Мичурина» и многие другие. Однако гибрид не главное в учении Мичурина. Получен ные гибриды часто обладают плохими качествами. Желатель ные при зна ки по большей ча сти не проявляются у гибри дов, а нежелательные плохие качества, не исчезают. Селек ционер должен воспитывать гибридные растения или ж и вотные так, чтобы развить в ни х желательные, ценные к а чества и устранить нежелатель ные. В непримиримой борьбе против реакционного, идеали стического у ч е н и я Вейемава М ичурин разработал прогрес сивное, материалистическое у че ние о формообразовании новых видов в зависимости от усло вий ж и зн и , от влияния о кр у жающей среды. В неш н я я сре да, говорил о н , и есть настоя щая мать воспитательница. У п равление развитием организма растения путем целесообразно го воспитания— вот в чем с ущ ность учения М ичурина. Для развития в гибридах желатель ны х качеств М ичурин подго тавливал для н и х особую поч ву, предоставлял различные удобрения и в разных дозах, регулировал подачу воды, и з менял иногда даже освещение и температуру. Одним из самых действенных методов воспитания гибридов явился разработанный М ичу риным впервые в истории научной селекции метод мен тора (воспитателя). Метод мен тора— это вершина мичурин ской теории управления раз витием растительных организ мов. Сущность его заключает ся в том, что в крону гибри дов прививают черенки плодо вых растений, которые обла дают такими качествами, к а ки х нет у гибридов. Если, скажем гибрид яблони недостаточно холодостоек, в его кр он у н у ж но привить черенки высоко холодостойких сортов— антонов ки или гр уш ев ки . Если у не го мелкие плоды, то в его кро н у прививают черенки к р у п ноплодовых сортов. Е с ли н у ж но, чтобы плоды гибрида доль ше сохранялись в свежем виде, тогда в его кр о н у прививают черенки с деревьев тех сортов, плоды которых храня тся до зимы или даже на протяжении всей зимы. Т а к, при помощи ментора М и чур ин у удалось увеличить вес плодов своего сорта яблони «бельфлер-китай ка» со 154 граммов до 250 граммов, а способность сохра н я ться и х в лежке продлить на 75 — 80 дней. У другого своего сорта яблок— «кандиль- китайка» М ичурин у удалось повысить холодостойкость до уровня стойкого русского сор та «антоновка», а вес плодов увеличить с 3 5— 40 граммов до 210 граммов. Плоды виш не черешневого гибрида «краса Севера» оказались белыми; с помощью ментора, красно-плод ной виш ни , М ичурин превра тил их в розовые. У чени ки и последователи Мичурина с помощью ментора повышают холодостойкость и урожайность плодовых расте ний , изменяют форму, величи н у и окраску плодов, повы шают процент сахара в пло дах, увеличивают размеры ко р невой системы в тех случаях, когда она окажется недораз витой и т. д. «Вся дорога моя до револю ц и и ,— писал Иван Владимиро вич, — была выстлана осме янием, пренебрежением, заб вением... Ч иновни ки из депар тамента кричали на меня: «Не сметь!» Казенные ученые объ являли мои гибриды «незакон ными». Попы грозили: «Не кощ унствуй! Не пре-чращай божьего сада в дом терпимости!» (та к характеризовалась ги б ридизация). У великого естест воиспытателя в дореволюцион ное время был лишь крохот ный питом ник без лаборато рий, без теплиц, без научного оборудования; у него не было учеников, помощников и про должателей его дела. Великий перелом в ж и зн и России, совершившийся в о к тябре 1917 года, был полным переворотом и в ж и зн и и дея тельности И. В. Мичурина. Коммунистическая партия, ве ликий Ленин и продолжатель его дела И. В. Сталин по до стоинству оценили труды И. В. М ичурина и открыли широкий путь для развития м ичур ин ско го учения . Благодаря заботам Комм уни стической партии и Советского правительства по всей стране развернута сеть институтов, зональных опы тных станций, опорных п ун кто в , которые ны не продолжают и развивают идеи и учение М ичурина в растениеводстве,в ясивотноводст- ве, в микробиологии, в теоре тической медицине и ветерина рии. Советские селекционеры- мичуринцы , продолжая дело Мичурина, только за последние двадцать лет создали в нашей стране свыше 1 .500 новых, выдающихся по урожайности сортов сельскохозяйственных растений и десятки высокопро д уктивны х пород домашних ж и вотных. Далеко на севере, на Урале и в Сибири, в высокогор ны х районах Армении, Азербай джана, К и р ги зи и цветут и пло доносят мичуринские сады. В 15 ты сячах колхозов и совхо зов, имеющих сады от несколь к и х десятков до полутора ты сяч гектаров и больше, кул ь тивирую тся ценнейшие м ичу ринские сорта яблонь, г р у ш „ слив и виш ни. М ичуринское учение, будучи приложимым ко всему яшвому— к растени ям, животным и м икроорганиз мам, стало достоянием биоло гов, микробиологов, агрономов, зоотехников, миллионов тр у жеников колхозов и совхозов. Дальнейшее всемерное раз витие м ичуринского у ч е н и я имеет огромное значение для осуществления программы к р у того подъема сельского хо зя й ства, начертанной решениями сентябрьского Пленума Ц К КПСС и последующими реше ниями партии и правительства. Передовая мичуринская био логическая н а у ка — могучее оружие советского народа в борьбе за преобразование при роды, за создание изобилия сельскохозяйственных продук тов в нашей стране. А. БАХАРЕВ. Кандидат сельскохозяйственных наук. г . М и чур ин ск. аская типография. Тираж 1475 дез. Редактор В . Н . БА ГАНОВ . Заказ № 196
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz