Знамя октября. 1955 г. (с. Воскресенское Липецкой обл.)

Знамя октября. 1955 г. (с. Воскресенское Липецкой обл.)

З Н А М Я О К Т Я Б Р Я 2 3 октября 1955 г. № 8 5 (1763 ) В е л и к и й п р е о б р а з о в а т е л ь п р и р о д 27 о ктября 1 955 года ис­ полняется 100 лет со дня рождения великого советского учено го - естествоиспытателя и преобразователя живой приро­ ды Ивана Бладимировича М и­ ч урина . Имя Мичурина, соз­ давшего новое, материалисти­ ческое направление в биологии, посвятившего всю свою ж и зн ь беззаветному служению трудя­ щимся, чтут все народы Совет­ ско го Союза, все передовое и прогрессивное человечество. Великая заслуга И. В. Ми­ ч урина заключается в том, что он не только объяснил что такое наследственность расти­ тельных и животных организ­ мов, но и открыл неизвестные до него законы , позволяющие управлять наследственностью и развитием организмов. Тем са­ мым М ичурин увеличил власть человека над природой, воору­ жил его могучим оружием в борьбе за создание новых форм (сортов) сельскохозяйственных растений и пород животны х с желательными свойствами и качествами. К а к известно, природа раз­ вивается независимо от воли и сознания человека, она не может сама по себе удовлетво­ рить его многообразные, всегда растущие жизненные потребно­ сти. И. В. М ичурин провозгла­ сил свой материалистический девиз: „М ы не м ож ем ж д а т ь м и л о с те й о т п р и р о д ы ; в з я т ь и х у нее — н а ш а з а д а ч а * . Рассматривая природу к а к веч­ ный процесс возникновения, в м е н е н и я , развития, Мичурин на) протяжении всей своей дщ р л ь н о с т и отстаивал и раз­ в р а т материалистическую идею « р а з ум н о м вмешательстве че­ ловека в природные процессы. что «при вмешатель­ стве человека является возмож- ны дп$ з$н уди ть каждую форму животного или растения более бы с тр о и зм е н я т ь с я и при ­ том в с т о р о н у , ж е л а т е л ь н у ю ч е л о в е к у Глубоко веря в творческую р олй °тел с[Ш а, в его воздей­ ствий И 0 $ А йрироду, М ичурин прямое! поварил, что человек дучше-природы может создавать ноа*д| ф о р м ^ ^ с т е н и й . I д я йО» * 1 родился в Явного воен- Владимира „ р а ® $ У Ш к н а , владев­ ш е е ^ н р б о л ь ш й г ^ е с н ы м по­ местьем « В е рш и® ))-! Пронском у е зй р б ь вшей аФ й Ш г р о й г у ­ бернии. Детск ;№1ни рлко лъные г о д р р Мичуриф?8Ч М г екали в лееуо'.с е г о ’Ж й Й Ш н ы м и по ­ л я кам и , о&ЩШмЙ ,и § |® е р е га х тих& х, Ш е 1 ? эт1НГ к и Оте#80 ‘ , его пяля '1 ( К ЮО-летию со дня рождения И . В . Мичурина ) НИМИ ово§ йАЪ п ш т оШ 1й*°*Ь г так; бод стш честМ : к ч Щ во | р Ш ? еж§гайнс с а ж а # , делаА 3й^ ф 'Щ в д у ш ф о ткуШ *Ш Ф 4й . , и §аженды % 0ЯШ й К к Л 1 1ПИ- а буйьс о тправлял#йЖ нт? 1рш е !^ семьи окаяшюн нал М и нф и н а огромное ЗИМн&емо семь лет ■ *- щивал те или другие растения, владел многими сиособами при­ вивки плодовых растений. Пос­ ле о кон чания уездного учили ­ ща М ичурин мечтал о высшем образовании и деятельности натуралиста. Но в это время отец М ичурина безнадежно за­ болел, семья окончательно ра­ зорилась и распалась. Молодой М ичурин, чтобы зарабатывать себе средства к ж и зн и , поступил конторщиком в товарную контору железно­ дорожной станции Козлов быв­ шей Тамбовской губернии. Ведя полуголодное существование, лишенный возможности полу­ чить официальное высшее об­ разование, М ичурин настойчиво занимается самообразованием. Он усиленно изучает физику, химию и другие н а уки . Но больше всего он изучает ж и ­ вую природу, ж и зн ь растений, дополняя учебу опытами в сво­ ем крошечном садике. Будучи но всему своему вн у т­ реннему складу прирожденным натуралистом, И. В. М ичурин дваддатилетним юношей заду­ мал перестроить садоводство родной страны. Он хотел, что­ бы в средней и северной поло­ се России росли и плодоносили такие прекрасные плодовые ра­ стения ю га, к а к абрикос, пер­ си к, виноград, черешня, десерт­ ные сорта гр уш и и яблони. Это стало целью всей его дол­ гой ж и зни . И зучая учение великого ан­ глийско го ученого Чарльза Дар­ вина и труды наш их отечест­ венных ученых-материалистов, М ичурин не нашел в н и х пр я ­ мых теоретических указаний для осуществления своей идеи в кон кретны х условиях средней полосы России. Сначала он вы­ севал семена из наилучш их ю ж ны х сортов яблони, гр уш и , виш ни, сливы, абрикоса, на­ деясь, что среди их саженцев обнаружатся такие экземпляры , которые не только приспосо­ бятся к жизненным условиям средней полосы России, но и принесут прекрасные плоды. Но это было ошибкой. Орга­ низмы ю ж ны х растений, при­ вы кшие к условиям тепла, не могли приспособиться к новым условиям ж и зн и в суровом кл и ­ мате и в первые же зимы вы ­ мерзали. М ногие русские садоводы того времени считали возможным акклиматизацию западноевро­ пейских и ю ж ны х плодовых растений путем прививки их на наши холодостойкие дички. Они утверждали, что холодо­ стойкие дички явятся передат­ чиками зимостойкости южным растениям. М ичурин решил про­ верить правильность этих у т­ верждений. На свои средства он выписал большую коллек­ цию ю ж ны х и западноевропей ски х плодовых растений— свы­ ше 600 сортов. Ведя наблюде­ ния на опытном участке, Ми­ чурин установил резкие разли­ чия в развитии дичков и при- 1витых на н и х ю ж ны х сортов [плодовых растений. Южные астения весной начинали ра­ т и раньше, но в то время, когда наши дикие яблони, гр у ­ ши, вошни и сливы уже сбра­ сывали листву, у привитых к ним ю ж ны х сортов все листья оставались зелеными до тех пор, пока и х не убивали моро­ зы. И ученый начинает искать другие п у ти для осуществле­ н и я своей идеи. М ичурин переходит к ги б ­ ридизации плодовых растений, подбирая материнские формы из ди ких восточно-азиатских илодовых растений, самых хо ­ лодостойких в мире, а отцов­ ски е— из западноевропейских и ю ж ны х кул ь тур ны х плодо­ вых растений. Он устанавли­ вает, что полученные от скре­ щивания та ки х родительских растений гибриды , то есть по ­ томство, легче приспосаблива­ ю тся к условиям средней по­ лосы России. Они сочетают в себе холодостойкость и урожай­ ность материнских производи­ телей, величину, форму, о к­ раску и высокое качество от­ цовских производителей. Такой подбор растений, географически отдаленных по месту своей родины, и явился тем «пере­ ходным мостом», по которому М ичурин, та к сказать, перено сил «ю г на север», то есть создавал в средней полосе России такие плодово-ягодные растения, которые раньше мог ли произрастать только на ю ге. От скрещивания дикой уссу­ рийской гр уш и с южной кул ь ­ турной грушей «беле рояль» М ичурин создал свой замеча тельный сорт гр уш и «бере зим­ н я я Мичурина». Т а к были получены им зимостойкие сорта слив, черешни, абрикоса, ви­ нограда, множество прекрасных сортов яблони, виш ни, не уступающих по качеству пло­ дов западноевропейским и ю ж ­ ным сортам. Разработав учение о подбо­ ре родительских пар растений- производителей, отдаленных по месту своего географического обитания, М ичурин задумал создать совершенно новую пло­ довую породу. Он смело пере­ шел к межвидовой гибридиза­ ции, начал скрещивать далекие по родству между собой расте­ ния , яблоню с грушей, вишню с черемухой, миндаль с перси­ ком, р ябин у с груш ей и т. п. Т а к получил он свой вишне­ черешневый гибрид, «краса Севера», вишне-черемуховый гибрид «церападуе» — этот со­ вершенно новый в природе вид плодового растения, гибриды рябины «ликерная», «гранат­ ная», «десертная Мичурина» и многие другие. Однако гибрид не главное в учении Мичурина. Получен­ ные гибриды часто обладают плохими качествами. Желатель­ ные при зна ки по большей ча­ сти не проявляются у гибри ­ дов, а нежелательные плохие качества, не исчезают. Селек­ ционер должен воспитывать гибридные растения или ж и ­ вотные так, чтобы развить в ни х желательные, ценные к а ­ чества и устранить нежелатель­ ные. В непримиримой борьбе против реакционного, идеали­ стического у ч е н и я Вейемава М ичурин разработал прогрес­ сивное, материалистическое у че ние о формообразовании новых видов в зависимости от усло­ вий ж и зн и , от влияния о кр у­ жающей среды. В неш н я я сре­ да, говорил о н , и есть настоя­ щая мать воспитательница. У п ­ равление развитием организма растения путем целесообразно­ го воспитания— вот в чем с ущ ­ ность учения М ичурина. Для развития в гибридах желатель­ ны х качеств М ичурин подго­ тавливал для н и х особую поч­ ву, предоставлял различные удобрения и в разных дозах, регулировал подачу воды, и з­ менял иногда даже освещение и температуру. Одним из самых действенных методов воспитания гибридов явился разработанный М ичу­ риным впервые в истории научной селекции метод мен­ тора (воспитателя). Метод мен­ тора— это вершина мичурин­ ской теории управления раз­ витием растительных организ­ мов. Сущность его заключает­ ся в том, что в крону гибри ­ дов прививают черенки плодо­ вых растений, которые обла­ дают такими качествами, к а ки х нет у гибридов. Если, скажем гибрид яблони недостаточно холодостоек, в его кр он у н у ж ­ но привить черенки высоко­ холодостойких сортов— антонов­ ки или гр уш ев ки . Если у не­ го мелкие плоды, то в его кро ­ н у прививают черенки к р у п ­ ноплодовых сортов. Е с ли н у ж ­ но, чтобы плоды гибрида доль­ ше сохранялись в свежем виде, тогда в его кр о н у прививают черенки с деревьев тех сортов, плоды которых храня тся до зимы или даже на протяжении всей зимы. Т а к, при помощи ментора М и чур ин у удалось увеличить вес плодов своего сорта яблони «бельфлер-китай­ ка» со 154 граммов до 250 граммов, а способность сохра­ н я ться и х в лежке продлить на 75 — 80 дней. У другого своего сорта яблок— «кандиль- китайка» М ичурин у удалось повысить холодостойкость до уровня стойкого русского сор­ та «антоновка», а вес плодов увеличить с 3 5— 40 граммов до 210 граммов. Плоды виш не­ черешневого гибрида «краса Севера» оказались белыми; с помощью ментора, красно-плод­ ной виш ни , М ичурин превра­ тил их в розовые. У чени ки и последователи Мичурина с помощью ментора повышают холодостойкость и урожайность плодовых расте­ ний , изменяют форму, величи­ н у и окраску плодов, повы­ шают процент сахара в пло­ дах, увеличивают размеры ко р ­ невой системы в тех случаях, когда она окажется недораз­ витой и т. д. «Вся дорога моя до револю­ ц и и ,— писал Иван Владимиро­ вич, — была выстлана осме­ янием, пренебрежением, заб­ вением... Ч иновни ки из депар­ тамента кричали на меня: «Не сметь!» Казенные ученые объ­ являли мои гибриды «незакон­ ными». Попы грозили: «Не кощ унствуй! Не пре-чращай божьего сада в дом терпимости!» (та к характеризовалась ги б ­ ридизация). У великого естест­ воиспытателя в дореволюцион­ ное время был лишь крохот­ ный питом ник без лаборато­ рий, без теплиц, без научного оборудования; у него не было учеников, помощников и про­ должателей его дела. Великий перелом в ж и зн и России, совершившийся в о к­ тябре 1917 года, был полным переворотом и в ж и зн и и дея­ тельности И. В. Мичурина. Коммунистическая партия, ве­ ликий Ленин и продолжатель его дела И. В. Сталин по до­ стоинству оценили труды И. В. М ичурина и открыли широкий путь для развития м ичур ин ­ ско го учения . Благодаря заботам Комм уни ­ стической партии и Советского правительства по всей стране развернута сеть институтов, зональных опы тных станций, опорных п ун кто в , которые ны ­ не продолжают и развивают идеи и учение М ичурина в растениеводстве,в ясивотноводст- ве, в микробиологии, в теоре­ тической медицине и ветерина­ рии. Советские селекционеры- мичуринцы , продолжая дело Мичурина, только за последние двадцать лет создали в нашей стране свыше 1 .500 новых, выдающихся по урожайности сортов сельскохозяйственных растений и десятки высокопро­ д уктивны х пород домашних ж и ­ вотных. Далеко на севере, на Урале и в Сибири, в высокогор­ ны х районах Армении, Азербай­ джана, К и р ги зи и цветут и пло­ доносят мичуринские сады. В 15 ты сячах колхозов и совхо­ зов, имеющих сады от несколь­ к и х десятков до полутора ты ­ сяч гектаров и больше, кул ь ­ тивирую тся ценнейшие м ичу­ ринские сорта яблонь, г р у ш „ слив и виш ни. М ичуринское учение, будучи приложимым ко всему яшвому— к растени­ ям, животным и м икроорганиз­ мам, стало достоянием биоло­ гов, микробиологов, агрономов, зоотехников, миллионов тр у­ жеников колхозов и совхозов. Дальнейшее всемерное раз­ витие м ичуринского у ч е н и я имеет огромное значение для осуществления программы к р у ­ того подъема сельского хо зя й ­ ства, начертанной решениями сентябрьского Пленума Ц К КПСС и последующими реше­ ниями партии и правительства. Передовая мичуринская био­ логическая н а у ка — могучее оружие советского народа в борьбе за преобразование при ­ роды, за создание изобилия сельскохозяйственных продук­ тов в нашей стране. А. БАХАРЕВ. Кандидат сельскохозяйственных наук. г . М и чур ин ск. аская типография. Тираж 1475 дез. Редактор В . Н . БА ГАНОВ . Заказ № 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz