Знамя Октября. 1969 г. (с. Доброе)
ЗАВТРА— ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ Д 0 Р 0 1 А в большую жизнь будущим строителям коммунизма, как известно, прокладывается еи 1 е в школе. Школьный \чнтел 1 . в чашей стране—одна из самых почетных, самых ответственных и самых ува жаемых народом профессий. Самое ценное свое богатство—подрастающее поколение—доверил народ педагогу—падежному помощнику Ко.мммнистическок партии в ее воспитательной деятельност^^. В. И. Ленин считал народное образование, культурное строительст во важнейшей составной частью построения нового общества и прояв лял огромную заботу о первых наставниках юношества, требуя «по ставить народного учителя на ту высоту, без которой и речи быть не может Ш 1 о какой культуре». (.'оветская школя выпестовала не одно поколение людей Страны Советов, совершившей гигантский взлет к вершинам науки, техники. Культуры. Каждый период развития советского общества несет на себе печать ленинской заботы Коммунистической партии и Советского государст ва о народном образовании. Ныне в нашей стране разработана н пре творяется в жизнь программа дальнейшего улучшения работы школы в условиях современного научно-технического прогресса. Советская школа вступила в новый этап своего развития: идет слож ная и Кропотливая работа, связанная с перс-ходом ко всеобще.му сред нему образованию для молодежи, с введением новых программ, совер шенствованием начального обучения, с повышенне.м качества знаний и улучшением содержания методов воспитания детей и юношества. Советский учитель не только дает своим питомца.м знания основ на ук, но и вооружает их пониманием законов общественного развития, растит их в духе верности ленинским заветам и непримиримости к чуждой идеологии, воспитывает их стойкими патриотами и интерна ционалистами. Л. И. Брежнев, выступая перед делегатами Всесоюзного съезда учителей, подчеркнул, что школа призвана вырабатывать у своих во спитанников сплав убеждений, действий и знаний. В День учителя страна чествует человека, который все свои силы и знания, всю теплоту своего сердца и душевную энергию отдает делу обучения и коммунистического воспитания молодежи. Этот день своей трудовой славы педагогические коллективы встре чают новыми творческими свершениями в выполнении ленинской про граммы воспитания новых поколений строителей коммуниз.ма. практикой. Занятия она проводит с большим интересом для ребят, часто использует передовые прие мы преподавания, такие как: выбо рочный диктант, самодиктант, ком ментированное письмо, комбиниро ванный диктант и многие другие приемы. На уроках чтения использует диафильмы, различные картины и плакаты. Часто для объяснения материала использует наглядные пособия. Анна Дмитриевна занимается по старой программе во втором клас се, но уже вводит элементы требо ваний новой программы. Много наглядных пособий Анна Дмитриевна изготовляет сама, ко торые помогают учащимся лучше усвоить новый материал и самосто ятельно сделать вывод из того или другого правила. Много времени уделяет педагоб и воспитанию своих учеников. Рас сказывает, как надо вести себя в СВОЮ трудовую деятельность на поприще народного образования Анна Дмитриевна Раз'добарина начала в сороковые годы. Ее, еще совсем юную девушку, после деся тилетки направили учителем на чальных классов в село Коренев- щино. Вчерашняя школьница, а ныне учительница, понимала, что трудно придется ей без специаль ного педагогического образования и она начала готовиться в институт, но начавшаяся Великая Отечест венная война нарушила ее планы. Только в 194.5 году Анна Дмитри евна смогла сдать экзамен экстер ном в Чаплыгинское педагогическое училище. — Самое трудное времи для ме ня были годы войны,—вспоминает Анна Дмитриевна. В первые же дни войны меня назначили заве дующей школой. Не было тетрадей, писать приходилось на газетной и другой бумаге, не хватало топлива. И вот мы, все учителя и ученики, сами запасали на зиму дрова, сами производили ремонт школы. Большую работу Анна • Дмитри евна проводила в военные годы как агитатор. Особенно тогда, когда фашисты рвались к столице, когда тесным, кольцом окружили Ленин- I рад. И Анна Дмитриевна после Педагог по призванию уроков, наскоро пообедав, шла к жителям села и рассказывала лю дям горькую правду войны. Партия и правительство высоко оценили заслуги Анны Дмитриевны в годы войны, наградив ее ме далью «За доблестный труд в Ве ликой Отечественной войне». После войны Анна Дмитриевна переехала в Доброе, учила детей в Махоновской школе, была заведу ющей детским садом, а с 1956 года преподает в начальных классах Добровской средней школы. Долгие годы работы с детьми научили ее быстро распознавать своих воспитанников. К каждому ученику у педагога свой подход, и дети платят ей за ласку и заботу своей признательностью. Большин ство учеников в ее классе, как пра вило, хорошисты и отличники. Не случайно ведь, что на протяжении ряда лет у Анны Дмитриевны нет второгодников. Опытный педагог умело сочетает теорию урока с Большое внимание Анна Дмит риевна уделяет правильному про изношению, интонации слова, его значению. И если ученик в чем-то ошибся, она старается, чтобы его поправили сами же ученики. С пер вого класса Анна Дмитриевна при учает своих воспитанников к логи ческому мышлению, самостоятель ности, старается, чтобы ученик сам осмыслил прочитанное. Много ин тересного вносит Анна Дмитриевна и в уроки арифметики. Вот, что об этом говорит заведующая учебной частью школы Зинаида Ивановна Васильева. — Уроки арифметики Раздоба- риной отличаются разнообразием приемов и методов обучения. Здесь воспитание и обучение представля ют один процесс. Класс организо ван. Работают и мыслят на уроке все ученики. Даются задания на сообразительность. Теоретический материал закрепляется практиче ским решением задач. школе, на улице, дома. Приучает к труду. Деятельно готовятся ее вос питанники к знаменательной дате 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Все ученики класса сорев нуются между собой, каждый ста рается учиться только на хорошо и отлично. В классе есть библиотеч ка с книгами о В. И. Ленине, каж дую субботу проходят читки этих книг. Со многим из жизни Ленина знакомит учащихся и сама Анна Дмитриевна — человек большой души, педагог по призванию. П. м ы с и н . ж- Н а сн и м к е : А н н а Д м и тр и евн а Р а зд о б а р и н а в е д е т урок . Ф о т о в . Б о ро дин а . Щ Ш Ф Г Ы . и Ф Л 1 С Т Ы * Ежегодный праздник «День учителя» установлен Указом Пре зидиума Верховного Совета СССР 29 сентября 1965 года. Отмечается в первое воскресенье октября. . * «Сын педагога—шестидесятни ка, много проработавшего на по прище организации начальных школ, Владимир Ильич всегда при нимал близко к сердцу дело поста новки народного образования и вы соко расценивал роль народного >чителя»,—вспоминала Н. К. Круп ская. * Среди са.мых первых декретов Советской власти, подписанных В. И. Лениным, рядом с декрета ми о мире, о земле, о национализа ции заводов и банков были акты о народном просвещении, о ликвида ции неграмотности н всеобще.м об разовании. * Ко времени революции ,три четверти населения России Нс зна ли гра.моты. Ныне Советский Союз —страна сплошной грамотности. В начале 30-х годов осуществлено все общее обязательное начальное об разование, в 40-х годах введен зосьммлетний всеобуч. X X I I I съез дом КПСС поставлена задача — к 1970 году завершить в основном введение всеобщего среднего обра зования. В СССР 2 миллиона 500 тысяч учителей. В рядах советского учи тельства трудятся 630 тысяч ком мунистов н 450 тысяч комсомоль цев. «Более миллиона учителей— коммунисты и комсом'ольцы,—от мечает в речи на съезде учителей Л . И. Брежнев.—Это большая и влиятельная сила». З А Б О Т Ы К О Л Х О З Н О Г О — Написали йы о нашем кузнеце Левоне .Алексеевиче Яковлеве, — предложил секретарь парткома колхоза «Свободный сокол». И тут же пояснил: — Более пятидесяти лет работает он кузнецом, про шел всю войну, отличный работник и вообще доброй души человек. Кузница первой Й 1 )игады находится на центральной усадьбе хозяйства. Ее нетрудно найти. Уже изда.ти с])едн прерывающегося гула машин и тракторов слышны дробные и звонкие удары: один лег кий, другой — более тяжелый. Они очень созвучны с красками нынешней осенц. Даже кажется, что и пожелтевшие деревья неподалеку, п уже опавшие ЛИСТЬЯ, и сам здоровый осенний воздух позванивает от этих рабочих ритмов трудового дня колхозной кузницы. А вот и она, просторная, с большими окнами, с жарко горящим горном и людьми возле наковальни. Их двое. Тот, что старше, как раз был Левон Алексеевич, он лов ко орудовал молотком. Огненные искры окалины веером сыпались на пол при каждом ударе, кото])ЫЙ теперь уже не был таким звон ким, а казался глухим. Его смягчала иодат.швость рас каленной полосы металла, с каждым ударом принимаю щей все более правильную форму. — Вот, подлечиваем сошник свеклокомбайна,—-обер нулся Левон Алексеевич. Яа его разгоряченном от рабо ты лице поблескивали капельки пота. — Дел хватает, — продолжил он через минуту, по мешивая клещами в горящем горне, где лежала другая железина. Рабочий день кузнецов начинается обычно очень ра но, с выполнения срочных заказов. В этот день среди них были только что выпрямленный (члиник, новая серь га для тяжелого трактора, заготовки для которой лежали уже в огне. В кузницу заглянул механизатор в спецовке. — Забирай свой заказ, Яиколаевич, — завидев его, кивнул в сторону сошника кузнец. — .А я так и подумал, что не можешь ты раньше намеченного срока не сделать. Хоть нечасто обращаюсь к тебе, но всегда досрочно получаю выполненный заказ,— признался обрадованный комбайнер. — Спасибо, Левон Алексеевич, выручил! — добавил он уже с порога. Старейшего кузнеца благодарят все, кто хоть раз об ратился к нему. А обращался к нему за долгое время ра боты, наверное, каждый в селе. Да что там, из соседних
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz