Знамя Октября. 1969 г. (с. Доброе)
Б е с с м е р т и е в б р о н з е и г р а н и т е НА П Ь Е Д Е С Т А Л Е из светлого гранита — отлитый из бронзы со ветский воин. На его обветренном в боях лице — легкая улыбка , а поднятый в правой руке автомат —символ торжества победы. Этой семиметровой фигурой бой- ца-освободителя увенчан монумен тальный памятник Советской Ар мии в Софии. Он воздвигнут в центре столицы Болгарии в первые годы после освобождения страны от фашистского ига. Его создате ли — болгарские скульпторы и ар хитекторы — в бронзе и граните обессмертили славный подвиг со ветского народа. Около пятисот памятников и ар хитектурных сооружений на бол гарской земле — это и дань при знательности русскому народу, ос- освободившему болгар от пятисот летнего турецкого гнета, и высокая оценка подвига Советской армии, принесшей свободу, от фашизма народам всей Европы. Один из первых подобного рода памятников — храм Александра Невского в Софии. Это крупней шее по масштабам" и художествен ной ценности арихтектурное соору жение. Площадь его — более 2,5 тысячи квадратных метров, высота — 50 метров. Храм возводился на пожертвования всего болгарского народа и посвящался памяти рус ских воинов, павших за свободу Болгарии. Сооружение храма было завершено в 1912 году. Не менее величественен комплекс памятников на Шипкинском пере вале,—месте важнейших боев в ходе русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов. Летом 1877 года не сколько сот русских солдат и бол гарских ополченцев сдерживали здесь в течение ряда дней много тысячную армию Сулеймана-паши, спешившую на помощь к осажден ным под Плевеном турецким вой скам. Отчаянная борьба горстки храбрецов, отбивавшихся от бес прерывных атак турок, стала од ним из решающих эпизодов во всей войне. Армия Сулеймана-па ши не прорвалась на север, а за тем была разбита подошедшими русскими полками. Сейчас через перевал ведет ши рокое первоклассное шоссе. По обе стороны дороги, извивающейся между отвесными скалами, то и дело возникают величественные памятники. На самом высоком ме сте перевала—вершине Столето ва — 34-метровый памятник Сво боды. Он сложен из гранитных глыб в виде мощной башни. - Город Плевен, куда рвалась ар мия Сулеймана -паши и где была пленена после пятимесячной осады огромная армия Османа-паши, — ныне настоящий музей русской боевой славы. В его центре—мав золей в честь павших русских вои нов, на южных окраинах, где про ходили самые ожесточенные бои,— парк русского полководца Скобе лева и музей русско-турецкой вой ны. В городе много бюстов про славленных русских генералов... Многочисленные памятники Со ветской Армии — логическое про должение славы народа-освободи- теля на болгарской земле. И боль шие, и малые—они свято охра няются братским народом. Рядом с ними — всегда живые цветы. Сюда приходят школьники, чтобы впервые в жизни повязать пионер ский галстук , и молодые воины, * чтобы дать клятву воинского дол га. После Софии самый грандиоз ный памятник нашей армии воз двигнут во втором по значению городе Болгарии — Пловдиве. Он сооружен на самом высоком мес те — холме Освободителей. Воин- побёдитель из серого гранита сто ит почти на двухсотметровой вы соте. Его видно со всех уголков го рода. Жители города любовно на зывают эту скульптуру русским именем — Алеша. Эти многочисленные памятники, как яркие вехи, оттеняют большой исторический путь, которым бол гарский народ плечом к плечу с русским и советским народами пришел к строительству счастли вой н мирной жизни. В. К У Л И К О В . (Т А С С ) . К О С Т Ю М Ы и з Н О В О Й Т К А Н И Литовская ССР. Коллектив Тель- шяйской фабрики «Мастис» пер вым в стране приступил к изго товлению узорного и набивного трикотажа р объемного триацета та . В нынешнем го,цу в торговую сеть будет отправлено более 250 тысяч детских костюмчиков, жен ских платьев, мужских джемперов, изготовленных из этого материала. Модельеры фабрики подготовили для массового производства 50 новых оригинальных моделей. На снимке: дети в костюмчи ках , изготовленных из объемного триацетата и полушерстяных ни тей. Фото А. ДИЛИСА. Фотохроника ТАСС. БОГИ НЕ УМИРАЮТ САМИ Девятый (сентябрьский) номер журнала «Наука и религия»—свое образная веха на его десятилетнем пути. Тираж журнала за эти годы вырос в четыре раза. Материалы девятой книжки журнала возвращают читателя к тому, что было опубликовано в его первых номерах, раскрывают изменения, происшедшие за истекшие годы. Они объединены общим заголовком «Десять лет спустя». Привлекают внимание и рубрики: «Читающим Ленина», «Мир завтра», «Школа атеиста», «Знакомьтесь, новое в на уке», «Религия и политика», «Страничка юных» и т . д. Здесь же публикуются письма из колхозной Мещеры. О них расска зывается ниже. ПИСЬМАМ «Боги не умирают сами» предпослано краткое преди словие. Автор писем Ал. Гурьянов, специальный корреспондент жур нала, много лет изучает процесс освобождения людей от религиоз ных верований в деревнях Влади мирской области. Нго письма о том, как в деревне Нечаевской (колхоз «Большевик») Гусь-Хрус- тального района крестьяне «рас ставались» с богом, были опубли кованы в журнале два года назад. Вспоминая прошлое тех мест, слывших «божьим заповедником» (так много было там церквей, сек тантских общин и групп), автор писал: «Всю жизнь простого чело века, от колыбели до последней березки в ногах, сопровождали на ставники слова божьего». Октябрьская революция возро дила мещерскую деревню к иной, материально-обеспеченной, куль турной, социалистической жизни. Сейчас это край развитого мясо молочного производства. И у де ревни Нечаевской теперь скорее городской, чем деревенский облик. Изменилась и духовная жизнь лю дей. В селе уже 29 лет никого не венчали в церкви. Восемнадцать лет никто из коренных жителей не крестил детей. В разное время и по разному отходили нечаевцы от религии. К некоторым духовное освобождение пришло в первые годы Советской власти. Но таких немного. Обычно же это процесс длительный, не всегда заметный для себя. И идет он через долгие раздумья, сомне-, ния, критическое переосмыслива- ние всей своей и окружающей жиз ни. В том, что из сотен жителей Не чаевской молящи.хся осталось все-' го четыре старушки, — заслуга местных, коммунистов, интеллиген тов, комсомольцев, десятки лет упорно, вдумчиво работавших с односельчанами. На службу атеи стическому воспитанию -сельских тружеников поставлены библиоте ки, насчитывающие около 1 2 тысяч книг, читальня, получающая до ста названий газет и журналов, клуб с развитой художественной самоде ятельностью, периодическая пе чать, выписываемая каждой кол* хозной семьей, радио и телевиде ние. Очень важно, что местные атеи сты стараются знать интересы каждого верующего, ищут и нахо- ‘дят тропки к его сердцу. Работу они ведут без шумихи, пос.тедова- тельно, настойчиво, терпеливо. Не малую роль в массовом отходе лю дей от религии сыграл личный при мер коммунистов и комсомольцев, общественное мнение. Известно, однако, что не везде так проду.манно поставлено дело атеистического просвещения людей. И вот автор, исследуя все те же мещерские места, на этот раз за дался целью поведать о людях, которые еще продолжают вымали вать у бога «милости». Из 1414 человек взрослого насе ления (старше 16 лет) деревень, расположенных на территории Ти хоновского сельского Совета того же Гусь-Хрустального района, больше трети имеют среднее и высшее образование, почти поло вина (в основном люди старше 50 лет) — только начальное. Верую щих здесь набралось " около 100 человек. Как правило, это люди преклонного возраста (от 50 до 107 лет). Причем более двух де сятков из них раньше считали се бя неверующими, а потом возвра тились к религии: одни, когда со прикоснулись с горем военных лет, другие после отхода от тру довой деятельности (почти все они — пенсионеры). На отношение человека к рели гии влияет семейное положение. Многие верующие одиноки: дети м внуки выросли, разъехались или живут самостоятельно. У пожилых людей рождается чувство одино чества. Это толкает их к мыслям о прожитой жизни. К тому же им не приходится думать о хлебе на сущном: все они обеспечены, почти у каждого лежат в сберкассе до вольно крупные суммы, скоплен ные за го^ды трудовой жизни. О чем же молятся такие верую щие, Пенсионерка А. П. Германова, в прошлом ревизор на почте, ска зала; •“ Если верить примитивно, как, к сожалению, бывает довольно часто, то я должна была бы про сить у бога шиферу, чтобы по крыть крышу. Но, Думаю, обой дусь здесь без молитвы, надеюсь, поможет колхоз... А моя молитва обращена больше к будущему, к неземной жизни души. Я прошу, чтобы господь простил мои воль ные и невольные прогрешения, о которых я, может, не всегда и до гадывалась... Исчез и благодарственный ха рактер молитвы. Теперь она упот- реоляется в роли некоего страхова ния: как бы чего не вышло. Осо бенно это относится к просьбам о здоровье. Получая бесплатную .ме дицинскую помощь, верующие счи тают, однако, что не лишним бу дет заручиться и содействием бога. Молятся они скорее по привыч ке, часто не вдумываясь в содер жание молитвы, а механически по вторяя когда-то заученные слова. А. А. Бирюкову, десятки лет рабо-«^ тавшую в колхозе дояркой, в цер-' ковь тянет не столько молитва, сколько потребность общения со сверстницами из дальних мест. ^^юбопытные сдвиги отмечаются в области обрядности. Полностью канул в прошлое обряд венчания. Не все посты соблюдаются, говеют меньше половины верующих, да и то по «сокращенной - программе». Похороны со священником — дело чисто стариковское. Бывает, хоро нят по гражданскому обряду, а за тем заочно отпевают в церкви. Рассказывая о верующих лю дях, о беседах с ними, рисуя об становку жизни, труда, оыта сель ских жителей ВладимирщиныА журнал-подводит читателя к выво-" ду; советская действительность, колхозная жизнь подорвали корни религиозности у .крестьян. Но оста лись ещё отдельные пережитки и представления. Нужно умело по могать людям преодолевать их, руково.дствуясь указаниями Лени на, партии по вопросам атеизма. Прав председатель колхоза «Боль, шевик» А, В. Горшков, когда, не успокаиваясь тем, что его Нечае.в- ская стала по сути сплошь без божным селом, говорит; —О каком свертывании атеи стической пропаганды может вес тись речь? Ведь и потолка этой работы не видно. Воспитание но вого человека идет постоянно, кро потливо, каждодневно, в комплек се всех сторон нашей жизни. К . Г Р И Г О Р Ь Е В А . 23 сентября 18.15 9.55 Программа передач. 10 .0 0 Гювости. 10.15 М. Равель—«Испанский 18.30 час». Телевизионный .музы кальный спектакль. 11.00 Фестиваль фильмов союз ных республик. «Так рож- 19.00 дается песня». Художест венный фильм (Дагестан). 16.55 Программа передач. 19 ,3 0 17.00 Новости. ■17.15 «Родник». Фольклорный клуб. Передача из Алма- Аты. 18.00 «Маршрутами пятилетки». 22.00 «Третья ступень». Репортаж со строительства Рижской 22,45 ГЭС. Передача из Риги. «За безопасность двнже ния». Бюллетень автоинспек тора. Для дошкольников и млад ших школьников. «Ребятам о зверятах». Передача из Ле нинграда. «Актуальные проблемы эко номики». «Цемент—дешевле и лучше». Программа цветного телеви. дения. Чемпионат СССР по хоккею. ЦСКА—«Динамо»' (М). В перерывах и по окончании—Новости. Телевизионный театр мини атюр. Ф. Саган—«Заноза». Дни культуры ГДР в РСФСР. «Прогрессивные 18.30 19.00 - мастера зарубежного искус ства XX века». Скульптор Фриц Кремер. 23.15 Чемпионат мира по-тяжелой атлетике. Дневник. Переда- 20,40 ча из Польши. -23.25 Новости. Программа пере дач. 24 сентября 21.15 16.55 Программа передач. 17.00 Новости. 22.15 17.15 «Дивертисме.чт и немного фантазии». Танцует Р. Кра совская. Передача из Мин ска, 18.00 Для школьников. «Жаворо- 23.15 нок». Концерт виолончели стов—лауреатов конкурса музыкантов и исполнителей 23.25 детских музыкальных школ Москвы. «По Ленинским местам». Ленин в Швейцарии. Дни культуры ГДР в РСФСР. «Крупп и Краузе». Премьера телевизионного многосерийного художест венного фильма. 3-я серия. «Время». Информационная программа. Программа цветного теле видения. «Здесь Ленин жил...» Пере дача из Киева. Дни культуры ГДР в РСФСР. «Мелодии друж бы». Концерт эстрадного оркестра ГДР под управле нием Гюнтера Голлаша. На чемпионате мира по тя желой атлетике. Дневник. Передача из Польши. Новости. Редактор В. КУЗЬМИН . О Ппйппвпиий ^ ^ кроме субботы и воскресенья,» контору ремстройучастка. ^ «Знамя Октября» выходит три раза в неделю: во вторник, четверг и субботу. АД Р ЕС Р ЕДА КЦИИ : с. Доброе, ул. Интернациональная,'46. Т ЕЛ ЕФ О Н Ы : редактора—9; зам редактора и ответственного секретаря — 149; отдела сельского хозяйства отдела писем и отдела информации — 154; бухгалтерии и местного радиовещания—122. 83; Заказ № 1&0| с. Доброе, ул. Интернациональная, 3 2 , типография областного управления по печати, Тираж 3331,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz