Знамя Октября. 1969 г. (с. Доброе)

Знамя Октября. 1969 г. (с. Доброе)

Б е с с м е р т и е в б р о н з е и г р а н и т е НА П Ь Е Д Е С Т А Л Е из светлого гранита — отлитый из бронзы со­ ветский воин. На его обветренном в боях лице — легкая улыбка , а поднятый в правой руке автомат —символ торжества победы. Этой семиметровой фигурой бой- ца-освободителя увенчан монумен­ тальный памятник Советской Ар­ мии в Софии. Он воздвигнут в центре столицы Болгарии в первые годы после освобождения страны от фашистского ига. Его создате­ ли — болгарские скульпторы и ар­ хитекторы — в бронзе и граните обессмертили славный подвиг со­ ветского народа. Около пятисот памятников и ар­ хитектурных сооружений на бол­ гарской земле — это и дань при­ знательности русскому народу, ос- освободившему болгар от пятисот­ летнего турецкого гнета, и высокая оценка подвига Советской армии, принесшей свободу, от фашизма народам всей Европы. Один из первых подобного рода памятников — храм Александра Невского в Софии. Это крупней­ шее по масштабам" и художествен­ ной ценности арихтектурное соору­ жение. Площадь его — более 2,5 тысячи квадратных метров, высота — 50 метров. Храм возводился на пожертвования всего болгарского народа и посвящался памяти рус­ ских воинов, павших за свободу Болгарии. Сооружение храма было завершено в 1912 году. Не менее величественен комплекс памятников на Шипкинском пере­ вале,—месте важнейших боев в ходе русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов. Летом 1877 года не­ сколько сот русских солдат и бол­ гарских ополченцев сдерживали здесь в течение ряда дней много­ тысячную армию Сулеймана-паши, спешившую на помощь к осажден­ ным под Плевеном турецким вой­ скам. Отчаянная борьба горстки храбрецов, отбивавшихся от бес­ прерывных атак турок, стала од­ ним из решающих эпизодов во всей войне. Армия Сулеймана-па­ ши не прорвалась на север, а за­ тем была разбита подошедшими русскими полками. Сейчас через перевал ведет ши­ рокое первоклассное шоссе. По обе стороны дороги, извивающейся между отвесными скалами, то и дело возникают величественные памятники. На самом высоком ме­ сте перевала—вершине Столето­ ва — 34-метровый памятник Сво­ боды. Он сложен из гранитных глыб в виде мощной башни. - Город Плевен, куда рвалась ар­ мия Сулеймана -паши и где была пленена после пятимесячной осады огромная армия Османа-паши, — ныне настоящий музей русской боевой славы. В его центре—мав­ золей в честь павших русских вои­ нов, на южных окраинах, где про­ ходили самые ожесточенные бои,— парк русского полководца Скобе­ лева и музей русско-турецкой вой­ ны. В городе много бюстов про­ славленных русских генералов... Многочисленные памятники Со­ ветской Армии — логическое про­ должение славы народа-освободи- теля на болгарской земле. И боль­ шие, и малые—они свято охра­ няются братским народом. Рядом с ними — всегда живые цветы. Сюда приходят школьники, чтобы впервые в жизни повязать пионер­ ский галстук , и молодые воины, * чтобы дать клятву воинского дол­ га. После Софии самый грандиоз­ ный памятник нашей армии воз­ двигнут во втором по значению городе Болгарии — Пловдиве. Он сооружен на самом высоком мес­ те — холме Освободителей. Воин- побёдитель из серого гранита сто­ ит почти на двухсотметровой вы­ соте. Его видно со всех уголков го­ рода. Жители города любовно на­ зывают эту скульптуру русским именем — Алеша. Эти многочисленные памятники, как яркие вехи, оттеняют большой исторический путь, которым бол­ гарский народ плечом к плечу с русским и советским народами пришел к строительству счастли­ вой н мирной жизни. В. К У Л И К О В . (Т А С С ) . К О С Т Ю М Ы и з Н О В О Й Т К А Н И Литовская ССР. Коллектив Тель- шяйской фабрики «Мастис» пер­ вым в стране приступил к изго­ товлению узорного и набивного трикотажа р объемного триацета­ та . В нынешнем го,цу в торговую сеть будет отправлено более 250 тысяч детских костюмчиков, жен­ ских платьев, мужских джемперов, изготовленных из этого материала. Модельеры фабрики подготовили для массового производства 50 новых оригинальных моделей. На снимке: дети в костюмчи­ ках , изготовленных из объемного триацетата и полушерстяных ни­ тей. Фото А. ДИЛИСА. Фотохроника ТАСС. БОГИ НЕ УМИРАЮТ САМИ Девятый (сентябрьский) номер журнала «Наука и религия»—свое­ образная веха на его десятилетнем пути. Тираж журнала за эти годы вырос в четыре раза. Материалы девятой книжки журнала возвращают читателя к тому, что было опубликовано в его первых номерах, раскрывают изменения, происшедшие за истекшие годы. Они объединены общим заголовком «Десять лет спустя». Привлекают внимание и рубрики: «Читающим Ленина», «Мир завтра», «Школа атеиста», «Знакомьтесь, новое в на­ уке», «Религия и политика», «Страничка юных» и т . д. Здесь же публикуются письма из колхозной Мещеры. О них расска­ зывается ниже. ПИСЬМАМ «Боги не умирают сами» предпослано краткое преди­ словие. Автор писем Ал. Гурьянов, специальный корреспондент жур­ нала, много лет изучает процесс освобождения людей от религиоз­ ных верований в деревнях Влади­ мирской области. Нго письма о том, как в деревне Нечаевской (колхоз «Большевик») Гусь-Хрус- тального района крестьяне «рас­ ставались» с богом, были опубли­ кованы в журнале два года назад. Вспоминая прошлое тех мест, слывших «божьим заповедником» (так много было там церквей, сек­ тантских общин и групп), автор писал: «Всю жизнь простого чело­ века, от колыбели до последней березки в ногах, сопровождали на­ ставники слова божьего». Октябрьская революция возро­ дила мещерскую деревню к иной, материально-обеспеченной, куль­ турной, социалистической жизни. Сейчас это край развитого мясо­ молочного производства. И у де­ ревни Нечаевской теперь скорее городской, чем деревенский облик. Изменилась и духовная жизнь лю­ дей. В селе уже 29 лет никого не венчали в церкви. Восемнадцать лет никто из коренных жителей не крестил детей. В разное время и по разному отходили нечаевцы от религии. К некоторым духовное освобождение пришло в первые годы Советской власти. Но таких немного. Обычно же это процесс длительный, не всегда заметный для себя. И идет он через долгие раздумья, сомне-, ния, критическое переосмыслива- ние всей своей и окружающей жиз­ ни. В том, что из сотен жителей Не­ чаевской молящи.хся осталось все-' го четыре старушки, — заслуга местных, коммунистов, интеллиген­ тов, комсомольцев, десятки лет упорно, вдумчиво работавших с односельчанами. На службу атеи­ стическому воспитанию -сельских тружеников поставлены библиоте­ ки, насчитывающие около 1 2 тысяч книг, читальня, получающая до ста названий газет и журналов, клуб с развитой художественной самоде­ ятельностью, периодическая пе­ чать, выписываемая каждой кол* хозной семьей, радио и телевиде­ ние. Очень важно, что местные атеи­ сты стараются знать интересы каждого верующего, ищут и нахо- ‘дят тропки к его сердцу. Работу они ведут без шумихи, пос.тедова- тельно, настойчиво, терпеливо. Не­ малую роль в массовом отходе лю­ дей от религии сыграл личный при­ мер коммунистов и комсомольцев, общественное мнение. Известно, однако, что не везде так проду.манно поставлено дело атеистического просвещения людей. И вот автор, исследуя все те же мещерские места, на этот раз за­ дался целью поведать о людях, которые еще продолжают вымали­ вать у бога «милости». Из 1414 человек взрослого насе­ ления (старше 16 лет) деревень, расположенных на территории Ти­ хоновского сельского Совета того же Гусь-Хрустального района, больше трети имеют среднее и высшее образование, почти поло­ вина (в основном люди старше 50 лет) — только начальное. Верую­ щих здесь набралось " около 100 человек. Как правило, это люди преклонного возраста (от 50 до 107 лет). Причем более двух де­ сятков из них раньше считали се­ бя неверующими, а потом возвра­ тились к религии: одни, когда со­ прикоснулись с горем военных лет, другие после отхода от тру­ довой деятельности (почти все они — пенсионеры). На отношение человека к рели­ гии влияет семейное положение. Многие верующие одиноки: дети м внуки выросли, разъехались или живут самостоятельно. У пожилых людей рождается чувство одино­ чества. Это толкает их к мыслям о прожитой жизни. К тому же им не приходится думать о хлебе на­ сущном: все они обеспечены, почти у каждого лежат в сберкассе до­ вольно крупные суммы, скоплен­ ные за го^ды трудовой жизни. О чем же молятся такие верую­ щие, Пенсионерка А. П. Германова, в прошлом ревизор на почте, ска­ зала; •“ Если верить примитивно, как, к сожалению, бывает довольно часто, то я должна была бы про­ сить у бога шиферу, чтобы по­ крыть крышу. Но, Думаю, обой­ дусь здесь без молитвы, надеюсь, поможет колхоз... А моя молитва обращена больше к будущему, к неземной жизни души. Я прошу, чтобы господь простил мои воль­ ные и невольные прогрешения, о которых я, может, не всегда и до­ гадывалась... Исчез и благодарственный ха­ рактер молитвы. Теперь она упот- реоляется в роли некоего страхова­ ния: как бы чего не вышло. Осо­ бенно это относится к просьбам о здоровье. Получая бесплатную .ме­ дицинскую помощь, верующие счи­ тают, однако, что не лишним бу­ дет заручиться и содействием бога. Молятся они скорее по привыч­ ке, часто не вдумываясь в содер­ жание молитвы, а механически по­ вторяя когда-то заученные слова. А. А. Бирюкову, десятки лет рабо-«^ тавшую в колхозе дояркой, в цер-' ковь тянет не столько молитва, сколько потребность общения со сверстницами из дальних мест. ^^юбопытные сдвиги отмечаются в области обрядности. Полностью канул в прошлое обряд венчания. Не все посты соблюдаются, говеют меньше половины верующих, да и то по «сокращенной - программе». Похороны со священником — дело чисто стариковское. Бывает, хоро­ нят по гражданскому обряду, а за­ тем заочно отпевают в церкви. Рассказывая о верующих лю­ дях, о беседах с ними, рисуя об­ становку жизни, труда, оыта сель­ ских жителей ВладимирщиныА журнал-подводит читателя к выво-" ду; советская действительность, колхозная жизнь подорвали корни религиозности у .крестьян. Но оста­ лись ещё отдельные пережитки и представления. Нужно умело по­ могать людям преодолевать их, руково.дствуясь указаниями Лени­ на, партии по вопросам атеизма. Прав председатель колхоза «Боль, шевик» А, В. Горшков, когда, не успокаиваясь тем, что его Нечае.в- ская стала по сути сплошь без­ божным селом, говорит; —О каком свертывании атеи­ стической пропаганды может вес­ тись речь? Ведь и потолка этой работы не видно. Воспитание но­ вого человека идет постоянно, кро­ потливо, каждодневно, в комплек­ се всех сторон нашей жизни. К . Г Р И Г О Р Ь Е В А . 23 сентября 18.15 9.55 Программа передач. 10 .0 0 Гювости. 10.15 М. Равель—«Испанский 18.30 час». Телевизионный .музы­ кальный спектакль. 11.00 Фестиваль фильмов союз­ ных республик. «Так рож- 19.00 дается песня». Художест­ венный фильм (Дагестан). 16.55 Программа передач. 19 ,3 0 17.00 Новости. ■17.15 «Родник». Фольклорный клуб. Передача из Алма- Аты. 18.00 «Маршрутами пятилетки». 22.00 «Третья ступень». Репортаж со строительства Рижской 22,45 ГЭС. Передача из Риги. «За безопасность двнже ния». Бюллетень автоинспек­ тора. Для дошкольников и млад­ ших школьников. «Ребятам о зверятах». Передача из Ле­ нинграда. «Актуальные проблемы эко­ номики». «Цемент—дешевле и лучше». Программа цветного телеви. дения. Чемпионат СССР по хоккею. ЦСКА—«Динамо»' (М). В перерывах и по окончании—Новости. Телевизионный театр мини­ атюр. Ф. Саган—«Заноза». Дни культуры ГДР в РСФСР. «Прогрессивные 18.30 19.00 - мастера зарубежного искус­ ства XX века». Скульптор Фриц Кремер. 23.15 Чемпионат мира по-тяжелой атлетике. Дневник. Переда- 20,40 ча из Польши. -23.25 Новости. Программа пере­ дач. 24 сентября 21.15 16.55 Программа передач. 17.00 Новости. 22.15 17.15 «Дивертисме.чт и немного фантазии». Танцует Р. Кра­ совская. Передача из Мин­ ска, 18.00 Для школьников. «Жаворо- 23.15 нок». Концерт виолончели­ стов—лауреатов конкурса музыкантов и исполнителей 23.25 детских музыкальных школ Москвы. «По Ленинским местам». Ленин в Швейцарии. Дни культуры ГДР в РСФСР. «Крупп и Краузе». Премьера телевизионного многосерийного художест­ венного фильма. 3-я серия. «Время». Информационная программа. Программа цветного теле­ видения. «Здесь Ленин жил...» Пере­ дача из Киева. Дни культуры ГДР в РСФСР. «Мелодии друж­ бы». Концерт эстрадного оркестра ГДР под управле­ нием Гюнтера Голлаша. На чемпионате мира по тя­ желой атлетике. Дневник. Передача из Польши. Новости. Редактор В. КУЗЬМИН . О Ппйппвпиий ^ ^ кроме субботы и воскресенья,» контору ремстройучастка. ^ «Знамя Октября» выходит три раза в неделю: во вторник, четверг и субботу. АД Р ЕС Р ЕДА КЦИИ : с. Доброе, ул. Интернациональная,'46. Т ЕЛ ЕФ О Н Ы : редактора—9; зам редактора и ответственного секретаря — 149; отдела сельского хозяйства отдела писем и отдела информации — 154; бухгалтерии и местного радиовещания—122. 83; Заказ № 1&0| с. Доброе, ул. Интернациональная, 3 2 , типография областного управления по печати, Тираж 3331,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz