Знамя Октября. 1969 г. (с. Доброе)
^ НЕДАВНО агитбригада Доб ^^вскога районного Дома куль- ^ ^туры побывала в колУоэе име-§ Свердлова, где выступилаN ^по|юд тружениками полей Vконцертом. кинские футоолисты с командой села Панино. Матч состоялся в минувшую субооту. Сначала игра проходила в замед ленном темпе. Однако в дальней шем. после первого го.та, темп зна чительно возрос. Случилось это на 31-й минуте после про.хода цент рального нападающего футболис тов села Каликино М. Казакова. Каликинцы до конца игры бес- АЯ П О Б Е Д А прерьгено атакуют. Нападаю 1 цие явно переигрывают защитников команды соперников. Успеха добивается В. Черных. Последние минуты игры. Каза- .тось. счет так и не изменится. Но за несколько секунд до финально го свистка левый крайний напада ющий М. Черномордов, увеличи вает счет. Итак, 3 :0 в пользу гостей. Игра проходила остро, темпераментно. Н. НИКУЛИН. На средства сельхозартели год от года растут доходы нашей сельхозартели , что позволяет больше средств выделять на строительство хозяйственных и культур но-бытовых объектов. В колхозе построены крытый ток, ремонтная мастерская. На этих работах отличилась колхозная строительная бригада, руководит ното- ) рой Василий Кузьмич Хрупов. Все работы члены бригады вели быст- < ро, качественно. Для жителей села Крутое была построена общмтвенная баня. В этом году в колхозе начнется строительство Дома культуры на ЗОб мест, детских яслей, двух домов специалистов. П. ПОПОВ, ^ ' Особенно понравились зрите- V ^ лям выступления участ- ^ников художественней самодея- ^тельности Дома культуры Ана- ^Соревнуются стрелки ^ НА ПНЯХ в ЛиПвПНР ППОУАДипы пртивй | И Ы Л П | . | ииилп9|2 Г^топлип. днях Липецке проходили областные спортивные соревнова ния по стрельбе из малокалибер ной винтовки среди команд обще ства ДСО «Урожай». летней школы, Николай Степано ВИЧ Завалишин—директор Чечер- сной восьмилетней школы, Влади мир Кирин—учащийся Чечерской восьмилетней школы и Юрий Гри Честь нашего района защищали горьевич Кормилицын—работнйн Клавдия Дмитриевна Завалишина— отдела внутренних дел. преподаватель Чечерской восьми- С первых же дней среди стрел- летней школы, Лидия Животворева ков разгорелась острая борьба за —учащаяся Кривецной восьми- призовые места. Из восемнадцати команд, участвоваших в соревно вании, наши спортсмены завоевали пятое общеномандное место, что является, несомненно, большим ус пехом наших стрелков. А Клавдия Дмитриевна Завали шина в личном соревновании по стрельбе из малокалиберной вин товки заняла второе место и вклю чена в сборную команду области спортобщества «Урожай». П. МЫСИК. председатель колхоза «Большевик». « т : т X ( I X X НЕ З А Б Ы Т Ь Н И К О Г Д А МНЕ посчастливилось побывать «Штормовая» и «Звездная», в ко- который был через два дня после вались, а продо. 11 жаем,жить вместе. т о ж А Р | б ы л Ш О ТУШ ЕН ^ э т о т ' случай произо хшел в нашем селе недаВ' *но. Внезапно загорелся! |дом М. Е. Полукаровой. * X !жар тК. М. X Первыми увидели по- х тракторист колхоза * Сдвижков, КОМСО- ? х.мольцы И. * В. Бессонов, Карнаухов. I В. Манин и X ^клубные работники А. Во.* хронина и Л. ХОни сразу же Старцева. I стали ту-* во всесоюзном пионерском лагере торой я находилась. Этот пионер- того, как мы приехали. На «огонь- «Орленок». Он расположен у под- ский лагерь очень молодой посра- ке знакомства», каждый рассказы- шить пожар. Самоотвер-Х ножья Кавказских гор, на берегу Черного моря. Пионерский лагерь «Орленок» —.младший брат «Артека». Сюда, к теплому морю, южному ласковому солнцу, приезжают юные сибиря ки, уральцы, дальневосточники, де ти Пятнадцати союзных республик, жители больших городов и малень ких сел. В «Орленке» шесть дружж : «Дружная», . «Стремительная». внению с «Артеком». Ему всего лишь около пяти лет, тогда как «Артеку» более сорока лет. 15 июня 1Э68 года нашей «Звездной» дружине исполнилось четырехлетие- Я была счастлива, что присутствовала на такой тор жественной линейке. вал о себе. С этого дня мы бо.тьше узнали друг друга, крепче ' стали дружить. В этот день «огонек дру жбы» зажегся в наших сердцах. Время в «Орленке» проходило быстро и интересно. Незаметно подошел день расставания. ...Сейчас я занимаюсь в школе, ми в гОры... А самбе главное- День в «Орленке» начинался и готовлюсь к выпускным экзаменам, ^дружба пионерских сердец, заканчивался пионерским салю- увлекаюсь любимым делом— рисо- гом. У нас проводилось много ванием. со всех концов страны от «огоньков». Но больше всего мне друзей-«орлят» получаю письма. И ученица Чечерской Хочется, чтобы на наших род ных полях района нынешним летом хорошо трудились и весело отды хали ребята изо всех-школ. А тем, кто побывает в «Орленке», пожелаю хорошо отдохнуть. Всех их ждет радо'сть встречи с соленой | з а их б л а гор о д ны й по сту- .морской водой, горячим песком зо- } лотых пляжей, лесными тропинка-, : |женно боролись они с ог-* хнем и победили. Пожар ^ *оыл потушен. » X От души хочется ска- *зать спасибо этим людям пок. Т. НЕМКИНА, «Комсомольская», «Солнечная», запо!мнился «огонек знакомства», порой кажется, что мы не расста- ' восьмилетнай школы. П. МАЛЮКОВА, работница бухгалтерии колхоза имени 1 Мая. с. Панино, и нравственная свобода 1 а а I а а I I I ц ел ь н о г о д е б о ш а , х у л и г а н с т в а . Н а п р им ер , и П а р и ж е во в р ем я н е д а в - ' 5 ^ — . Него вы с т у п л ен и я с т у д е н т о в .Л а т и н ск о г о к в а р т а л а н е к о т о ры е из н и х , п р о т е с т у я п р о ти в о б р а з а ж и з ни , г д е г о с п о д с т в у ю т д е н ь г и , эк с - п .т у а т ац н я и п р о и з в о л , в м е с т е с т ем п ош л и п о лин и и о т р и ц а н и я « в с е и в ся » . « К ч ер т у т а к и е п о н я т и я , как п а т р и о т и зм , р о д и н а , р о д и т е л ь с к и е п р п и я з а н н о с т и ! Ь с е з г о д о г .ч а ти - ч е ск н е п о н я т и я » ,— з а я в и л и ю ны е а н а р х и с ты . Д о ш л о д о т о г о , что п о д вндо.м п о л н о й , а б с о л ю т н о й с в о б о д ы л а ч н о с т н н ек о т о ры е и з н и х п р е д л о . ж и л и р а з р уш и т ь П а н т е о н , г д е по - • гр е б ены ь о л ь т е р , Р у с с о , 1 'юго , М а р а т , Ж о р е с , З о л я и д р у г и е в ы д а ю щ и е ся ф р а н ц у зы . Б у р ж у а з н ы е и д е о л о г и , с б и в а я м о л о д е ж ь с т о л к у , пы т аю т с я в сю в и н у и о т в е т с т в е н н о с т ь з а з л о и н е с п р а в е д л и в о с т ь в з в а л и т ь на плечи т е х , к то к ак р а з и я в л я е т с я ж е р т в о й зл а и н е с п р а в е д л и в о с т и . Они т в е р д я т : п ер в о п р и ч и н а з л а н а х о ди т ся : я к о бы в с а м о м « ч ел о в ек е как ч ел о в е к е » , что и п р и в о д и т к к о л л и зи я м м е ж д у лю д ь м и , .м еж д у л и ч н о с т ью и о ощ е с т в о м . С т а к и х п о зи ц и й б у р ж у а з н ы е и д е о л о г и о п р а в д ы в а ю т и а г р е с сн в н ую и .м п ер и ал и с ти ч е ск ую п о л и т и к у В ОШ А и А н гл и и п о л у ч и л а р а с п р о с т р а н е н и е т ак н а зы в а е м а я « г е н е т и ч е ск а я » т е о р и я , у т в е р ж д а ю щ а я , что а г р е с с и в н о с т ь п р е д о п р е д е л е н а -.ц^ « ж й в о т н о й н а т у р о й » ч е л о в е к а , что в о й н а я в л я е т с я е с т е с т в ен ны м п р о - яв .ч ени ем э т о й н атуры . Идеалистические взгляды на сво боду и ответственность личности были подвергнуты критике и раз венчаны еще классиками , марксиз ма. Иод нравственной свободой классики марксизма понимали от нюдь не абсолютную свободу—плод собственного творчества личности, не волюнтаризм в выборе действий, как это вытекает из всякого рода Л идеалистических теорий. «Свобода воли,—писал Ф. Энгельс в «Анти- Дюринге»,—означает... не что иное, как способность принимать реше ния со знанием дела», то есть осо знанную необ.ходимость (К, Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 116). Следовательно, нравственная сво бода прежде всего выражает воз можность и способность человека принимать самостоятельное реше ние, делать свободный выбор меж ду различными вариантами не на основе собственного произвола, а исходя из интересов и потребнос тей общества Коммунистическая мораль счита ет: быть нравственно свободны.м— значит проявлять в высшей степе ни положительное, сознательное отношение к интересам и требова ниям трудящихся масс. Если чело век, осуществляя выбор совершает те поступки и действия, которые являются нравственными, выража ют потребности црщественного про гресса, то этот человек действн. тельно обладает нравственной сво бодой. Он способен победить узко эгоистические устремления во имя общих интересов. Более того, он не ограничивается выбором добра и блага, но сознательно претворяет их в жизнь. Если человек признает нравст венную свободу лишь как свободу делать все, что заблагорассудится, то он не обладает подлинной нрав ственной свободой. Он не в состо янии подчинить себя внутренней дисцип.'шне, контролировать свое поведение согласно нормам н тре бованиям человеческого общежи тия. Личность, которая изолируется в своем собственном мирке, забо тится только о своих личных успе хах и интересах, теряет обществен ные связи, перестает быть соци ально -полезной для общества. Безусловно, возможность выбора того или иного образа действия в первую очередь зависит от соци альных условий. Но многое опре деляется и самой личностью. В социалистическом обществе нет антагонистических противоречий между личностью и обществом. Де ятельность советских людей на правлена к общей цели. Объектив но образуется гармоническое един ство общественных и личных инте ресов, что создает прочную основу д,зя проявления настоящего чувст ва ответственности. Высокое чувство моральной от ветственности присуще советскому человеку. Он на каждом шагу, в любом деле, на практике проявля ет свою ответственность за судьбу общества, сознательно направляет свою деятельность на решение за дач коммунистического строитель, ства. Оказавшись в трудной ситуации, перед пробле.чой сложного выбора того или иного решения, советские люди способны поступиться своим личным, если это необходи.мо в об щественных . интересах. Об этом свидетельствует множество приме ров из нашей повседневной жнзнн. Однако у нас еще есть отдельные люди, которые проявляют себя по- нному. Они продолжают еще жить лишь личными интересами, стрем лениями удовлетворить только соб. ственные желания. В основе их вы бора лежит непонимание того, что необходимо для общества, а следовательно, и для них самих как членов общества, их произ вольная деятельность направлена на исполнение случайных собствен ных пожеланий. Обществу небезразлично, как че ловек относится к его требованиям: .хорошо или плохо, добросовестно или формально. Поэтому оно вос питывает у людей чувство ответст. венности как знание необ.ходимос- ти, умение пользоваться свободой воли. Ответственность несет в себе как бы нравственную гарантию от произвола личности, приводит в соответствие свободу выбора с об щественными требованиями, обя занностями. Признание марксизмом объектив ной обусловленности, то есть де терминизма, человеческих поступ ков, не лишает человека ответст венности^ как это полагают проти.в,- ники марксизма. «Совсем напротив, —доказывал В. И. Ленин,—только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угод но на свободную волю» (Поли. соор. соч., т. 1, стр. 159). Можно сказать, что нравственная свобода означает возможность морального выбора, а ответственность есть не что иное, как оценка этого выбора с точки 'зрения его пользы или вреда для общества. Н р а в с т в ен н а я с в о б о д а ч ел о в ек а с о с т о и т н е в с в о б о д е о т о бщ е с т в а , н е в б е з г р а н и ч н о й в о зм о ж н о с т и д е й с т в о в а т ь , как к ом у з а б л а г о р а с с у д и т с я , а в в о зм о ж н о с т и вы б ор а с в о и х д ей с т ви й с о с о зн а н и е м п о т р е б н о с т ей о бщ е с т в е н н о г о р а зв и т и я . В. И. Л ен и н пи сал : «Ж и т ь в о б щ е с т в е и быть св о б о д ны м о т о б щ е с т в а н ел ь з я » (П о л и . с о б р . соч . , т. 12, стр . 1 0 4 ) . Я в л я е т с я т о т или и ной п о с т у п о к о т в е т с т в ен ны м или б е з о т - ветственны -м , о п р е д е л я е т с я н е т ем , что д у м а е т и ж е л а е т д у м а т ь о н ем ч ел о в ек , а и склю чи тельн о т ем , с о в п а д а е т ли д а н ны й п о с т у п о к с п н - ' Т ер е сами о бщ е с т в а . С т еп ен ь ж е о т в е т с т в ен н о с ти ч ел о в ек а о п р е д е л я е т ся т ем , н а ск о л ь к о е г о личны е и н т е р есы и с т р ем л ен и я сл и в аю т с я с о б щ е ств ен ны м и , о с о з н а е т ли он св ою с в я з ь с о бщ е с т в о м , к олл ек ти в ом . Истинным чувством ответствен ности обладают рабочий класс, тру дящиеся массы, ибо их свободная деятельность совпадает с поступа тельным ходом истории и направ лена на реализацию идеалов чело вечества. Это теоретически доказа но В. И. Лениным и подтверждено историей—Октябрьской революци ей, строительством социалисти. ческого общества, всей практикой ' революционной борьбы. Н. ГОЛОВКО , кандидат философских наук,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz