Знамя Октября. 1968 г. (с. Доброе)

Знамя Октября. 1968 г. (с. Доброе)

5* ) 1 к Н I Н. П У С Т Ь школьный Г О Р И Т ЛЕНИНГ РА ДЦЫ. ЛЕНИНГ РА Д^ ЭТА КНИГА—готовый кино­ сценарий и даже не сценарий, а. уже отснятый фильм.' Она так и смотрится как увлека­ тельный и прекрасно сделан­ ный фильм о городе Ленина, о революции, о нашей жизни. Мне даже хотелось бы, чтобы все начиналось с панорамы со­ временного Невского проспек­ та от Адмиралтейства; Невский, по которому потоком идут лю­ ди, наши современники, наши друзья, мы сами; и чтобы крупным планом были даны наши лица. А потом, книжный магазин на углу Невского и Литейного и на витрине книга: «Ленин. Ленинградцы. Ленин­ град». Тяга к документальности сейчас сильна, как никогда. Пи­ сатели пишут документальные повести, кинематографисты • уходят в документальное кино. И даже в традиционные фор­ мы ^вставляются документы, каДры хроники, подлинные фо­ тографии. Таково знамение времени. Книга «Ленин. Ленинградцы. Ленинград» документальная книга. Текста в ней немного и несет он вторичную функцию подписи к фотографиям, ком­ ментарии. Текст лаконичен и строг. Авторы его Сергей Ор­ лов и Дмитрий Хренков пре­ красно понимают, что состя­ заться в выразительности е до­ кументом не в силах даже са­ мая лучшая проза. Странные вещи происходят каждый раз как только доку­ мент сталкивается с художест­ венным обобщением. Заба­ стовки, уличные бои, демонст­ рации, события исторического периода между. 1905 и 1917 годами стали сюжетами многих картин, репродукции, которых приведены в первом разделе книги. Прекрасные художники создавали эти картины, гравю­ ры, рисунки: Добужинский, Кустодиев, Владимир Серов, Кукрыниксы, Рылов и многие другие. Но вот рядом с образцами изобразительного искусства не­ большая фотография — «Де­ монстрация 18 июня 1917 го­ да». И сразу становится ясно, что хоть там прекрасная живо­ пись, техника, краски,- интерес­ ное решение темы, но эта фо­ тография создает совсем дру­ гой настрой, она волнует под­ линностью, достоверностью. Мы абсолютно точно знаем, что демонстрация эта. действитель­ но была и была именно 18 июня, и люди, которые смот­ рят на нас с фотографии, дей­ ствительно вот так держали в руках именно эти плакаты и что... одним словом, сила этой фотографии в том, что она — документ. Или другой пример. Всем известны первые'декре­ ты Советской власти—о мире, о земле, листовка ((Гражданам России», и книга «Ленин. Ленин­ градцы. Ленинград» предостав­ ляет возможность подержать в руках точно такие же листов­ ки, какие были отпечатаны в то время. Весь советский период исто­ рии города, а следовательно, и страны, частью которой .он является, все героические и трагические события за 50 лет существования Советского го­ сударства проходят перед на­ ми в лаконизме документов, фотографий, плакатов, картин на страницах этой интересней­ шей книги. Материал подобран так, что каждому событию в истории государства, города посвящена законченна}! доку­ ментальная новелла, органиче­ ски входящая в общий сюжет. По-настоящему волнует но­ велла о ленинградской блока­ де. Составители не только су­ мели найти малоизвестные или совсем неизвестные материалы, но даже когда они приводят хрестоматийные, кочующие из книжки в книжку документы, то и тогда они звучат здесь по-новому. И правы авторы текста—не нужен комментарий к фотографиям 125 блокадных граммов хлеба, воспроизведен­ ных в натуральную величину, как не нужны слова к блокад­ ному дневнику восьмилетней' ленинградки 1ани Савичевой. Однообразие записей, сделан­ ных детским почерком -в за­ писной книжке, звучит как страшный рефрен; «...Женя ■умерла... Бабушка умерла... мама умерла... умерли все... осталась одна Таня»... Такое не забывается! все-таки город жил. В бом­ боубежищах продолжались школьные занятия. * В залах Публичной библиотеки люди а пальто и в теплых шапках за­ мерзшими руками перелисты­ вали страницы книг. В цехах заводов ковалась победа. К кассам театра музыкальной ко­ медии выстраивались длинные очереди. Обо всем этом рас­ сказывают фотографии, и их документальность действует так, что мы становимся очевид­ цами, участниками тех событий, уже далеких, но незабываемых. Необыкновенно интересны фотографий, снятые в разное время, но с одной точки: сразу после войны и потом после восстановления. Они лучше вся­ ких слов говорят о той титани- . ческой работе, которую про­ делали ленинградцы в мирном строительстве. Были восстанов­ лены и возвращены к жизни тысячи жилых домов, архитек­ турных памятников, дворцов, монументов. И снова наш го­ род стал местом паломничест­ ва сотен -тысяч туристов .со всех концов нашей страны и со всего мира. Снятые в необыч­ ном ракурсе фотографии так хороши, что даже Ленинград-, цам открывают в привычном что-хо неизвестное, волнующе новое. Самая большая часть книги, ее заключительный раздел, по­ священа нашим дням. Она не получилась такой полной, как предыдущие разделы. Но это понятно: еще не произошел тот единственно правильный отбор, который может сделать только время. Еще не всегда можно безошибочно выделить главное, отличить вечное от проходящего. Но в целом о книге хочется говорить с вос­ клицательными знаками—она, несомненно, удалась. Мария РИТ, Мы снова в нашей шк оле; Доб- ровской средней... Празднично убраны столы. Взволнованы лица старшеклассни. ков и учите.лей школы. Сегодня в ' гостях у школы — ее бывшие вы­ пуск ник и . Идет «Голубой огонек». Завязываю тся непринужденные разговоры. Напротив меня сидит выпуск ник школы 1960 года, студент Московского строительно ­ го института Виктор Попов. Через год он заканчивает институт и бу­ дет строить морские порты стра­ ны. На днях Виктор уезж ает на производственную прак тик у. — Пз выпускников 1960 года я здесь один, — говорит Виктор. Очень ж аль, что нет моего школь­ ного товарища Сергея Голигузова. Сергей о многом мог бы расска­ зать. 'Ср азу по окончании школы он стал работать матросом торгово­ го флота.'Сергей побывал во мно­ ги х странах: в Индонезии, Афри­ к е, Америке, в странах Западно Г! Европы. Сейчас он учится в Ле­ нинградском мореходном училище. — Дорогие-^ ывшие и будущие выпуск ник и нашей школы ! Ш есть лет назад, когда мы прощались со школой," на выпускном вечере у нас звучала хорошая песня «Тро ­ пин к а», — это говорит Александр Осипов. 0 I)? 0 [ 3 12 3^ г г — Тропинка школьная моя,. Веди от самого порога. ■ Пройди все зе.мл'и и моря П будь счастливою дорогой... — дружно запевают участники <! Огонька». Да, у него, моего старого друга Саши Осипова, как и у многих выпускников школы, действитель­ но, счастливая дорога в большую жизнь. Я хорошо знаю этого :!амеч а- тельного парня. Еще будучи школьником, он занимался спор­ том, участвовал в художественной самодеятельности районного Дома к ультуры. Увлек ался пением. Пел он с большим увлечением, неодно­ кратно участвовал в областных смотрах художественной самодея­ тельности. Потом Саша несколько раз при­ езжал в Доброе на к аник улы. Он — студент исторического отделе­ ния Львовского университета. С тех пор прошло немало лет. Саша остался таким же обвттель- ным и жизнерадостным парнем. Пото.м мы до.чго говорили с Вла­ димиром Михалевым и Вячеславо,м Лосевым. Они окончили эту школу четыре года назад. Теперь Влади ­ мир Михалев — офицер Советской Взр ыв р о вн яет зем лю Взрыв, потряс окрестности бело­ русского колхоза имени Кирова, но не испугал ж ителей. Сами кол­ хозники готовили этот взрыв, а помогал им старший научный сот­ рудник Ьелоруоского научно-ис­ следовательского института мели­ орации и водного хозяйства Ана ­ толий Волков. Белорусский ученый совместно с работниками треста «Союзвзрыв- пром» реш>ил нелегкую задачу; со­ здали технологию взрыва, кото­ рым в одно мгновение уничтож а­ ются земляные валы,, не поддаЮ- М осква. Во Всесоюзном научно- исследовательском институте зер­ на и продуктов его переработки создан прибор, поз(воляющий про­ изводить оценку качества клейко­ вины пшеницы — «ПЭК - ЗА» . До сих пор определение упругих свойств клейковины в зерне, кото­ рая обусловливает качество хлеба, производилось вручную и не дава­ ло объективных данных. Прибор «ПЭК - ЗА» дает воз.мож- ность за 30 секунд определить к а ­ чество клейковины в зерне. На снимке; младший научный сотрудник лаборатории Т. В. Ва- сюсина определяет свойства клей­ ковины при помощи прибора «ПЭК - ЗА». Фото Н. Кулешова. * Фотохроника ТАСС. щиеся обычной мелиорации. На их месте образуется ровная площад­ ка, пригодная через год для посе­ вов самых взыскательных культур. В колхозе имени Кирова такие ва­ лы занимали 15 процентов, земель­ ной площади. Чтобы ликвидиро­ вать их обычным путем, потребо­ валось бы не менее 5—6 лет.. Новая технология выравнивания земл1И выгодна и в экономическом отношении; два взры1сника и трое подсобных рабочих за день вырав­ нивают до трех тысяч кубических метров так называемых крупных “ лов. Инна М УХИ Н А, корреспондент АП Н . Армии, Вячеслав — студент Воро­ нежского сельскохозяйственного института. Ребята очень интересно и увлеченно рассказывали о своей жизни. «Голубой огонек» в ))азгаре. Ведущая — Люба Глотова предо­ ставляет слово то одному, то дру­ гому выпуск ник у школы. Влади ­ мир Демин, Александра Сметани ­ на, Николай Чесноков поют песни, читают стихи . С каким- то особым волнением на них смотрят учителя В. Д. .Харина и 3. И. Васильева. Валентина Дмитриевна и Зинаида Ивановна <— выпускники этой же школы, довоенного, 19 3 8 года. На их долю выпала война. На их хрупкие девичьи плечи она одела солдатские шинели. II снова танцы. В к руг вместе со школьниками становятся сту ­ денты. Будто это прежняя школь­ ная семья ! В вихре вальса к ру­ ж атся все, кто пришел в этот ве­ чер в шк олу. Многих выпускников пет в этом зале. Одни адроздят .моря и звезд- . пое небо, другие — в командиров­ ке, третьи — заняты па работе. Но где бы ни были, они знают, что есть для них дорогой и родной дом — школа, где они обрели зна. ния, где получили путевк у в боль­ шую жизнь. Мы уходим с «Голубого огонь­ к а». Тепло про 1 цаемся с учите.ля- ми, со своими школьными товари­ щами. Идем по гулким школьным коридорам, и к аж ется, будто здесь в ти хи х коридорах и в классных комнатах мы слышим, к ак прежде, тихие спокойные голоса наших учителей и наши голоса, неуве­ ренные и робкие. Здесь осталось наше детство и дорогие школьные годы. Мы у.ходим с «Голубого огонь­ к а». Но ненадолго. В будущем го­ ду мы встретимся вновь. А. ПОПОВ. Корр. «Знамени Октября». 15 февраля 16.25 Программа передач. . 16.30 «На зимних Олимпийских играх». Коньки (5000 м; муж чи­ ны). Передача из Гренобля. 17.00 «Тамбу-Ламбу». Телевизион­ ный худож ественный фильм. 17.30 «Проблемная лаборатория качества». Передача первая — «Проектант работает на после­ завтра». Трансляция из Ленин ­ града. 18.00 Для школьников. «Светля­ чок». Клуб любителей природы. Передача из Перми. 18.30 «На зимних Олимпийских играх». Хоккей. Швеция — К а ­ нада. Передача из Гренобля. В перерывах — Телев.изионные новости. 21.00 Информационная программа «Время». 21.40 «На зимних Олимпийских играх». Бобслей. -Передача из Г ренсбля. 22.20 Советским Воору'Жеиным Си ­ лам посвящается. «На страж е морских рубеж ей». 23.00 «На ЗИ.МИ 11 Х Олимпийских - играх». Хоккей. СССР—Ч ССР. В перерывах — Дневник «На Белон Олимпиаде». 16 февраля 10.00 Программа передач. 10.05 Телевизионные новости, «Приходи. 10.15 Для школьников сказка». 10.30 Кинолекторий «Колос». 11.00 «На- зимних Олимпийских играх». Коньки. (1500 м; муж чи­ ны). Лыж ная эстафета ( 3 x 5 ; ж енщины). Передача из Греноб­ ля. 17,00- Программа передач. 17.05 Телевизионные новости. 17.15 Творчавсое об-ьединение при­ ключений и фантастики. .Л. Ази ­ мов—«Ночь, которая умирает». Премьера телевизионного спек ­ такля. 18.00 Для школьников. «Ветер странствий». Научно-познава­ тельная географическая переда­ ча. 18.30 Советским Вооруж енным Си ­ лам посвящается. «Командиры серебряных стрел». Премьера телевизионного фильма. 19.00 Телевизионный театр миниа­ тюр. «13 стульев». 20.00 «Страницы музыкального к а ­ лендаря». Композитор Кара К а ­ раев, 20.15 «Эстафета новостей». 21 ОО- «На зимних Олимпийских играх». Фигурное катание (муж ­ чины). Передача из Гренобля. В перерывах — Дневник «На Белой Олимпиаде». Г Редактор В. КУЗЬМИН сЗвамя Ок табряэ выходит три раза в иедедФ: во вторниК) четверг и субботу. А Д РЕС РЕД А К Ц И И : с. Доброе, ул. И ятервацаоральваа, 19. Т ЕЛ ЕФ О Н Ы : редахтора—9; зам. редактора н от 1 етственного секретаря — 149; отдела сельскою хозяйства — ЬЗОз о'УДела писем и мествого радиовещания — 164; бухгалтерии ■ • е9'|~~'й~а~'Ы9а1»дйьв Заказ ^ 3 1| 1| Двврре, евдаетмого у9еа|««Ми1 «•

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz