Знамя Октября. 1968 г. (с. Доброе)

Знамя Октября. 1968 г. (с. Доброе)

П е р в о к л а с с н и к и а л г е б р а в Советском Союзе осуществляется постепенный переход к всеобщему среднему десятилетнему образованию, который в ос­ новном закончится в 1970 году. В связи с этим решается ряд серьезных проблем. Среди них—сокращение срока начального ебученйя с 4 до 3 лет. Таким образом, высвобождается год для болте глубокого изучения дисциплин средней школы по новым программам. Как это выглядит на практике, рассказывает свердловская учительница Мария Логвиненко. СЕМ ИЛЕТНИЙ чел ов ек п р ишел в шк о лу. Каков он? Дл я м еня сов е р ­ шенн о ясно: он, этот маленький ученик , сильно отличается не только от тех ребятишек , с к ото ­ рыми я 30 лет назад начинала свою педагогическую деятель­ ность, но и от тех, кого я учила значительно позж е. Это, несом ­ ненно, более развитые, более под­ готовленные к восприятию знаний дети. Почему так , каж дому ясно: бурное развитие всех средств ин ­ формации, подъем культуры в стране.- Однак о школьные программы, подвиж ные в неполной средней и средней школе, в начальной ос- тазались без существенных изме­ нений. Фундамент образования, каким >счи 1 гается начальная школа, оставался, как и подобает фунда ­ менту, незь:6лемьтм. Жизнь, ' выдвигающая перед средней школой все более слож ­ ные требом ния, поставнла перед педагогической «аукой вопрос: нельзя ли. быстрее пройти эту фундаментальную программу обу ­ чения, чтобы высвободить в даль­ нейшем время для знаний и навы­ ков, которые в школьном к урсе отсутствовали, но стали совершен ­ но необходимь1ми в век бурного технического прогресса? Так появилась эк сперименталь­ ная программа начальной школы 1-3-х классов, выработанная лабо ­ раторией профессора Леонида Занкова при Академии педагоги ­ ческих наук СССР. Эту программу испытываез- на практике ряд школ Советск ого Сою за, в том числе и наша, 65-я„ средняя школа Сверд ­ ловска. Работая по этой програм ­ м е в то ^ й год, я хотела бы поде ­ литься своими впечатлениями и выводами. Новая программа рассчитана иа три года. 4-й класс отнесен теперь к средней школе. Но это не прос­ то сдвиг к урса из старших классов в младшие, не просто «уплотне­ ние» учебного курса. Речь идет о качественно новых изменениях в начальном обр>азовании. Возьмем математику. Развитие науки и техники увеличило «спрос» на математические знания. Появи­ лась необходимость пересмотреть есю систему обучения математике, и, преж де всего, в начальных клас­ сах. Главное направление этой пе ­ рестройки—^осознание детьми свя­ зей .между изучаемыми фактами и явлениями, их обобщение. Теперь ж е, начиная с первого класса, ребята изучают арифмети ­ ку с элементами алгебры и геом ет­ рии. С первых шагов учебы они знакомятся с алгеораическими вы­ числениями. При решении задач и примеров вводится буквенная символика. Задачи решаются по формуле. М ои ученики перешли во второй класс, имея представле­ ние оо уравнениях, чего ие было раньше и в 4 классе. Для новой программы харак тер ­ но усиление внимания теории предмета, а такж е более тесное сочетание этой теории с практикой. М не хочется ск азать доброе сло­ во о новом учебнике «М атемати ­ ка» под редакцией М . М оро и дру ­ гих. Задачи, как прав.ило построе­ ны на конкретных ж изненных фак ­ тах, близких и понятных ребятам. Учителю предоставляется большой выбор видов упраж нений. Более совершенно, чем в преж них таких учебниках, располож ен материал. Первоклассники и алгебра. П ер ­ воклассники и геометрия. Давно ли это казалось совершенно несо ­ вместимым? Приэна 10 сь, и я присту­ пила к обучению малышей по но ­ вой программе с опаской. Теперь от этих сомнений не осталось и следа. Д ети хорошо усваивают м а­ тематический язык— ЯЗЫК симво ­ лов и формул. Буквенную симво­ лику мы используем при записи свойств действий в первом классе (А плюс в равно В плюс А), при составлении формул, в которых выраж ается зависимость меж ду величинами, при решении задач с помощью составления уравнений. М еж ду прочим, этот язык, уж е сам по себе, дал нам экономию во времени. Каким громоздким , ино­ гда не на одну страницу было р е ­ шение задачи по методу: вопрос — действие, вопрос — действие. Теперь мы делаем совсем крат­ кие записи, благодаря чему успе ­ ваем решить за урок 4— 5 задач вместо 1— 3. Я с удовлетворением замечаю, что теперь не только глубж е ста­ ли знания учеников — новая про ­ грамма приучает их больше ду ­ мать, больше рассуж дать. От уче ­ ников то и дело слышишь: «я ду ­ маю», «я считаю». Развивается м а­ тематическое мышление учащихся, активизируется и развивается ост­ рота их внимания, воспитывается интерес к изучению материала. Немного о преподавании рус­ ского языка по экспериментальной программе. Она включает в себя весь материал четырех лет и до ­ полняется новыми разделами. Главное направление — практиче­ ское овладение нормами совре ­ менного русского языка. К этому дети оказались, в массе своей, вполне подготовленными. Достаточно сказать, что уж е сама ж изнь сократила «букварный пери ­ од». Полагалось изучать все пер ­ вое полугодие азбук у. Нуж но ли это, когда многие дети приходят в первый класс, зная буквы, а при ­ мерно половина из них умеет чи­ тать? Я со своим классом «про­ шла» букварь за полтора месяца, и в половине октября, а не перед Новым годом, как это обычно бы­ вает, мы провели «Праздник бук ­ варя». 6 прошлом году, то есть в пер ­ вом классе, я знакомила детей с важ нейшей особенностью русской графики — частым несоответстви ­ ем меж ду произношением и пись­ мом. Несколько таких слов учени ­ ки узнали уж е в букварный пери ­ од. Это слож ный раздел русского язьж а. Кстати, раньше мы слиш ­ ком много занимались словами, написание которых одинаково с произношением, и это тормозило языковое развитие учащихся. Те ­ перь с первого класса проговари- вание долж но предшествовать на­ писанию. Учитель дик тует не ор ­ фографически: «вада», «щеты», «сонце», «лесница». С первых ша­ гов обучения русскому языку, де ­ лается упор на словарную ^работу. Уж е в первом классе ученики пи­ шут сочинения-малютки. Я убедилась, что ученики справ­ ляются и с этой услож нившейся программой. Чем обеспечивается усвоение материала? Более рацио­ нальным располож ением его по годам обучения. Все разделы к ур ­ са «Звуки и буквы», «Слово», «Предлож ение», «Связная речь» изучаются одновременно во взаи ­ мосвязи в каж дом классе, а по го ­ дам располагаются ступенчато. Одни разделы основательно про ­ ходят в первом классе, в после­ дующих— они развиваются, углуб ­ ляются. Д ругие — во втором или в третьем, а подготовка к ним ведется с первого класса. Что ещ е меня привлекает в но­ вых программах? Предоставление учителю большей самостоятельно ­ сти, большей свободы в методике преподавания. Мы привыкли до сих пор очень пунктуально следо ­ вать методикам, а сетку часов во ­ общ е не имели права изменять. Теперь педагог мож ет затрачи ­ вать время на ту или иную тему по своему усмотреиию, исходя из конкретной обстановки. Он менее скован в применении разных м е ­ тодов обучения. Новые программы прокладыва­ ют себе дорогу в ж изнь в тесно.м союзе науки и практики. К на,и приезж ала автор учебника по ма­ тематике М . М оро. Нынешним ле ­ том я была учас.ницей семинара учителей начальных школ, рабо:а- ющих по эксперимен.аль'ной про ­ грамме. Семинар организовала Академия педа.огнческих наук СССР. С нами советуются ученые, прислушиваются к нашс.му мне ­ нию Конечно, нынешние программы предстоит еще созерше.чствозать, ко уж е в одном я твердо убеж де ­ на: ускоренный метод обучения в начальной школе оправдывает се ­ бя, он нуж ен, ж изненен. Так ж е считают и мои коллеги, учителя других начальных классов нашей школы. И еще одно красноречивое до ­ казательство ж изненности эк спе­ римента: занятия по-новому одоб ­ ряют родители. У меня было не­ сколько случаев, когда ученики, выбывшие из класса в связи с пе ­ реездом в другой район города, возвращались к нам обратно толь­ ко потому, что хотели учиться по новой программе. Так было, на­ пример, с Сашей Андреевым. Проучился он некоторое время в другой школе,, по старой програм ­ ме, а потом его мать псюросила принять мальчика обратно. Ок аза ­ лось, что Саша намного ушел впе­ ред в сравнении со своими новы­ ми одноклассниками Но. дело не. только в этом. АЛать Саши убеж ­ дена, что у нас ее сын получал бо ­ лее обширные знания, а это обус-- лоБлено новыми программами. И теперь, хоть Саше далек о ез ­ дить в нашу, школу из своего рай ­ она, он ездит к нам. М ария ЛОГВИНЕНКО, учительница 65-й средней школы города Свердловска. К сведению делегатов районной отчетно-выборной конференции общества Красного Креста РАЙОННАЯ отчетно-выборная конференция общества Красного Креста С 01 СТ 0 ИТСЯ 1? декабря 1 9 6 8 года в здании райкома партии. Начало,.работы конференции в 1 0 часов утра. Т В ОЯ ЛОТЕ РЕ Я, ТО ВА Р И Щ! В ЯНВАРЕ 1 9 6 9 года в Москве проведение международны.к моло- ря «Ласточка», «Гяпджлик», «остеится тираж выигрышей по дежных журпа.тистских лотерей. «Верховина», «Золотые ,дюны», всесоюзной денежной вещевой ло- 5 0 процентов всей суммы лотереи «Лесное озеро», путевку для по ­ терей «IX Всемирный фестиваль направляется на выплату выигры- ездки на экскурсию в Москву, Ле- молодежи и студентов», который шей. нинград, Киев, Ригу, Волгоград, проводится К о м и т е т о м Сумма лотереи определена в 5 0 Минск, Севастополь, Ульяновск, молодежных организаций СССР. миллионов рублей. На эту сумму Одессу. Доходы от лотереи будут ис- выпускаются лотерейные билеты пользованы на дальнейшее улуч - достоинством 5 0 копеек, шение спортивной и оборонно-мас- Лотерейные билеты выпускают- совои работы срв'ди молодежи, на отдельными разрядами по 5 0 0 подготовку и переподготовку ком­ сомольских и пионерских кадров, на строительство полиграфической базы молодежных издательств, на тлтлптпитпи^ Ш ИЙДЕ Н И К Т Е Л Е В И Д Е Н И Е Г А ишш Т Е ЛЕ В И Д ЕНИЕ . .................. ...... > и Л.М ....... .......... 14 декабря 17.30 9.00 Гимнастика для всех. 18.00 9.45 'Телевиэиош.ые новости. 10.00 '«С днем рождения!» Музы ­ кальная развлекательная 20.45 программа. 10.30 «Твердый сплав». Телевизи- 21.15 ' онный очерк. Передача третья. 11.00 «Знание». Научно-позпава- 23.15 тельная програм.ма. 23.30 11.30 , «Т.етевизионный атлас наро ­ дов' СССР». . Молдавская 9.00 ССР. Передача из Кишине­ ва. 12.15 «Здоровье». Научно-попу- 9.15 лярная программа. 9.30 12.40 . «Встречи с мастерами теат ­ ра».' Народный артист 10.00 СССР М. И. Царев. 13.30 Тёлев’изиогшый театр для детей. «Неделя». Премьера 10.30 спектакля пэ мотивам ро­ мана Ю. Либедипского. 11.00 15.00 Программа цветного теле ­ видения. 1. Кинозал цветно­ го телевидения. Для детей. «Хочу бодаться». Мульти- 12,00 пл'икационный фильм. 2. Ба ­ лет на льду. 3. Клуб кино- .13,00 . путеш ественников, . «Мир социализма». «Анна Каренина», Фильм- спектакль. К 70-летию МХАТ. «Время». Информационная программа. Навстречу IV съезду ком­ позиторов. «Клуб любите­ лей песни». Телевизионные новости. Программа передач. 15 декабря «На зарядку становись!» Утренняя гимнастика для детей. Телевизионные новости. Для школьников. «Будиль ­ ник». «Для вас, женщины». Теле­ визионный журнал. Переда ­ ча из Одессы. «Подвиг». Телевизионный альманах. Для юношества. «Путь в на ­ уку». Почтовый ящик олим ­ пиады «Экспедиция в глубь веков». «Приветы наших друзей». Передача из ГДР. Д ля школьников . «Здесь живет музыка», 13,30 14.00 14.30 16.00 18.00 20.00 21.35 22.45 23.00 23,15 Для воинов Советской Ар ­ мии и Флота. «С объекти вом в солдатском строю». «Музыкальный киоск». Програм.ма цветного теле­ видения. 1. Для старших школьников. «У нас в гос ­ тях МТЮЗ». 2. Концерт эс ­ традного оркестра Всесоюз ­ ного радио и телевидения под управлением В, Людви- ковского. Международные соревнова­ ния по фигурному катанию. Передача из Дворца спорта Центрального стадиона им В. И. Ленина. В перерыве '— «Новости дня». Киножурнал. «КВН-68». «Отчий дом». Художествен ­ ный фильм. «Наш сосед — Финляндия». Телевизионная викторина 1 -й тур. «Юбилей художника». К 60 летию со дня рождения Е. Вучетича. Телевизионные новости . Пр ограмма пере .ч ач, тысяч рублей в каждом. Всего вы­ пускается 1 0 0 разрядов- В тираже будет разыграно 8 6 9 0 0 0 0 выиг­ рышей на общую сумму 2 5 мил­ лионов рублей, в том числе 12 6 5 0 вещевых выигрышей на сум.чу 1 5 ,8 миллиона рублей и 8 5 6 3 5 0 0 денежных выигрышей общей сто ­ имостью 9 ,2 мил.тиона рублей. Вещевые выигрыши состоят; из автомобилей «Волга», «Москвич», «Запорожец», мотоциклов, различ­ ного спортивного снаряжения, му­ зыкальных инструментов, фотоап- -таратов, радиол, наручных чз 1 Сов и из многого другого. Владелец лотерейного билета может так же выиграть путевку в международные молодежные лаге Вещевые выигрыши, подлежа ­ щие выдаче на месте, выдаются получателям ч!ерез местные торгу ­ ющие организаций. Путевки в международные мо­ лодежные лагеря, путевки на экс ­ курсии по выигрывшим лотерей­ ным билетам выдаются обкомами, крайкомами комсомола, ЦК ЛКСМ союзных республик. Лотерейные билеты распростра ­ няются комсомольскими организа ­ циями на предприятиях, строй­ ках, в учреждениях, колхозах^ совхозах. Приобретайте би.теты денежно ­ вещевой лотереи «1.А Всемирный фестиваль молодежи и студентов»,. Р . П ОЛЕТ АЕВА, заведующая секторам учета райкома ВЛКС М. - Г Редактор В. КУЗЬМИН- П р и Т Р У Б Е ТЧ И Н С К ОМ к о м б и н а т е б ы т о в о г о о б - I с л у ж и в а н и я н а с е л е н и я р а б о т а е т п у н к т о б м е н а г о - ; : т о в ы х в а л е н о к н а ш е р с т ь . ; Д и р е к ц и я к ом би н а т а . ЛИ ПЕЦ КАЯ АВТОШКОЛА проводит прием учащихся на от­ деление заочного повышения квалификации шоферов на 2 -й . и 1 -й класс. ОБРАЩАТЬСЯ по адресу; город Липецк, улица Ленина» 8 . >Ц|»ни >и » « 1 им»м>мм 1 м »»м <т 1 ии> иимм»ин««и«м««м»»»Фм <м и »Ф»<»» 1 »>«««1 т ■ Знамя Ок тября» выходит три раза в меделю! во вторник , четверг и субботу. А Д РЕС РЕД А К Ц И И : с. Доброе, ул. Интернацнональнаи, 19, Т ЕЛ ЕФ О Н Ы : редак тора — 0; зам. редактора и ответственного секретаря • - 149; отдела сельского хозяйства “ • '83; отдела пасем яотдела информации — 154; бухгалтерии и местного радиовещания — 1221 З а к а з № . 254 ; а. Добро*, ус, Интернажкиниьнжн, 93. тмяграфна аблаатюга уврааланна ао вачатн. Тираж ЗббОф

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz