Знамя Октября. 1968 г. (с. Доброе)
П е р в о к л а с с н и к и а л г е б р а в Советском Союзе осуществляется постепенный переход к всеобщему среднему десятилетнему образованию, который в ос новном закончится в 1970 году. В связи с этим решается ряд серьезных проблем. Среди них—сокращение срока начального ебученйя с 4 до 3 лет. Таким образом, высвобождается год для болте глубокого изучения дисциплин средней школы по новым программам. Как это выглядит на практике, рассказывает свердловская учительница Мария Логвиненко. СЕМ ИЛЕТНИЙ чел ов ек п р ишел в шк о лу. Каков он? Дл я м еня сов е р шенн о ясно: он, этот маленький ученик , сильно отличается не только от тех ребятишек , с к ото рыми я 30 лет назад начинала свою педагогическую деятель ность, но и от тех, кого я учила значительно позж е. Это, несом ненно, более развитые, более под готовленные к восприятию знаний дети. Почему так , каж дому ясно: бурное развитие всех средств ин формации, подъем культуры в стране.- Однак о школьные программы, подвиж ные в неполной средней и средней школе, в начальной ос- тазались без существенных изме нений. Фундамент образования, каким >счи 1 гается начальная школа, оставался, как и подобает фунда менту, незь:6лемьтм. Жизнь, ' выдвигающая перед средней школой все более слож ные требом ния, поставнла перед педагогической «аукой вопрос: нельзя ли. быстрее пройти эту фундаментальную программу обу чения, чтобы высвободить в даль нейшем время для знаний и навы ков, которые в школьном к урсе отсутствовали, но стали совершен но необходимь1ми в век бурного технического прогресса? Так появилась эк сперименталь ная программа начальной школы 1-3-х классов, выработанная лабо раторией профессора Леонида Занкова при Академии педагоги ческих наук СССР. Эту программу испытываез- на практике ряд школ Советск ого Сою за, в том числе и наша, 65-я„ средняя школа Сверд ловска. Работая по этой програм м е в то ^ й год, я хотела бы поде литься своими впечатлениями и выводами. Новая программа рассчитана иа три года. 4-й класс отнесен теперь к средней школе. Но это не прос то сдвиг к урса из старших классов в младшие, не просто «уплотне ние» учебного курса. Речь идет о качественно новых изменениях в начальном обр>азовании. Возьмем математику. Развитие науки и техники увеличило «спрос» на математические знания. Появи лась необходимость пересмотреть есю систему обучения математике, и, преж де всего, в начальных клас сах. Главное направление этой пе рестройки—^осознание детьми свя зей .между изучаемыми фактами и явлениями, их обобщение. Теперь ж е, начиная с первого класса, ребята изучают арифмети ку с элементами алгебры и геом ет рии. С первых шагов учебы они знакомятся с алгеораическими вы числениями. При решении задач и примеров вводится буквенная символика. Задачи решаются по формуле. М ои ученики перешли во второй класс, имея представле ние оо уравнениях, чего ие было раньше и в 4 классе. Для новой программы харак тер но усиление внимания теории предмета, а такж е более тесное сочетание этой теории с практикой. М не хочется ск азать доброе сло во о новом учебнике «М атемати ка» под редакцией М . М оро и дру гих. Задачи, как прав.ило построе ны на конкретных ж изненных фак тах, близких и понятных ребятам. Учителю предоставляется большой выбор видов упраж нений. Более совершенно, чем в преж них таких учебниках, располож ен материал. Первоклассники и алгебра. П ер воклассники и геометрия. Давно ли это казалось совершенно несо вместимым? Приэна 10 сь, и я присту пила к обучению малышей по но вой программе с опаской. Теперь от этих сомнений не осталось и следа. Д ети хорошо усваивают м а тематический язык— ЯЗЫК симво лов и формул. Буквенную симво лику мы используем при записи свойств действий в первом классе (А плюс в равно В плюс А), при составлении формул, в которых выраж ается зависимость меж ду величинами, при решении задач с помощью составления уравнений. М еж ду прочим, этот язык, уж е сам по себе, дал нам экономию во времени. Каким громоздким , ино гда не на одну страницу было р е шение задачи по методу: вопрос — действие, вопрос — действие. Теперь мы делаем совсем крат кие записи, благодаря чему успе ваем решить за урок 4— 5 задач вместо 1— 3. Я с удовлетворением замечаю, что теперь не только глубж е ста ли знания учеников — новая про грамма приучает их больше ду мать, больше рассуж дать. От уче ников то и дело слышишь: «я ду маю», «я считаю». Развивается м а тематическое мышление учащихся, активизируется и развивается ост рота их внимания, воспитывается интерес к изучению материала. Немного о преподавании рус ского языка по экспериментальной программе. Она включает в себя весь материал четырех лет и до полняется новыми разделами. Главное направление — практиче ское овладение нормами совре менного русского языка. К этому дети оказались, в массе своей, вполне подготовленными. Достаточно сказать, что уж е сама ж изнь сократила «букварный пери од». Полагалось изучать все пер вое полугодие азбук у. Нуж но ли это, когда многие дети приходят в первый класс, зная буквы, а при мерно половина из них умеет чи тать? Я со своим классом «про шла» букварь за полтора месяца, и в половине октября, а не перед Новым годом, как это обычно бы вает, мы провели «Праздник бук варя». 6 прошлом году, то есть в пер вом классе, я знакомила детей с важ нейшей особенностью русской графики — частым несоответстви ем меж ду произношением и пись мом. Несколько таких слов учени ки узнали уж е в букварный пери од. Это слож ный раздел русского язьж а. Кстати, раньше мы слиш ком много занимались словами, написание которых одинаково с произношением, и это тормозило языковое развитие учащихся. Те перь с первого класса проговари- вание долж но предшествовать на писанию. Учитель дик тует не ор фографически: «вада», «щеты», «сонце», «лесница». С первых ша гов обучения русскому языку, де лается упор на словарную ^работу. Уж е в первом классе ученики пи шут сочинения-малютки. Я убедилась, что ученики справ ляются и с этой услож нившейся программой. Чем обеспечивается усвоение материала? Более рацио нальным располож ением его по годам обучения. Все разделы к ур са «Звуки и буквы», «Слово», «Предлож ение», «Связная речь» изучаются одновременно во взаи мосвязи в каж дом классе, а по го дам располагаются ступенчато. Одни разделы основательно про ходят в первом классе, в после дующих— они развиваются, углуб ляются. Д ругие — во втором или в третьем, а подготовка к ним ведется с первого класса. Что ещ е меня привлекает в но вых программах? Предоставление учителю большей самостоятельно сти, большей свободы в методике преподавания. Мы привыкли до сих пор очень пунктуально следо вать методикам, а сетку часов во общ е не имели права изменять. Теперь педагог мож ет затрачи вать время на ту или иную тему по своему усмотреиию, исходя из конкретной обстановки. Он менее скован в применении разных м е тодов обучения. Новые программы прокладыва ют себе дорогу в ж изнь в тесно.м союзе науки и практики. К на,и приезж ала автор учебника по ма тематике М . М оро. Нынешним ле том я была учас.ницей семинара учителей начальных школ, рабо:а- ющих по эксперимен.аль'ной про грамме. Семинар организовала Академия педа.огнческих наук СССР. С нами советуются ученые, прислушиваются к нашс.му мне нию Конечно, нынешние программы предстоит еще созерше.чствозать, ко уж е в одном я твердо убеж де на: ускоренный метод обучения в начальной школе оправдывает се бя, он нуж ен, ж изненен. Так ж е считают и мои коллеги, учителя других начальных классов нашей школы. И еще одно красноречивое до казательство ж изненности эк спе римента: занятия по-новому одоб ряют родители. У меня было не сколько случаев, когда ученики, выбывшие из класса в связи с пе реездом в другой район города, возвращались к нам обратно толь ко потому, что хотели учиться по новой программе. Так было, на пример, с Сашей Андреевым. Проучился он некоторое время в другой школе,, по старой програм ме, а потом его мать псюросила принять мальчика обратно. Ок аза лось, что Саша намного ушел впе ред в сравнении со своими новы ми одноклассниками Но. дело не. только в этом. АЛать Саши убеж дена, что у нас ее сын получал бо лее обширные знания, а это обус-- лоБлено новыми программами. И теперь, хоть Саше далек о ез дить в нашу, школу из своего рай она, он ездит к нам. М ария ЛОГВИНЕНКО, учительница 65-й средней школы города Свердловска. К сведению делегатов районной отчетно-выборной конференции общества Красного Креста РАЙОННАЯ отчетно-выборная конференция общества Красного Креста С 01 СТ 0 ИТСЯ 1? декабря 1 9 6 8 года в здании райкома партии. Начало,.работы конференции в 1 0 часов утра. Т В ОЯ ЛОТЕ РЕ Я, ТО ВА Р И Щ! В ЯНВАРЕ 1 9 6 9 года в Москве проведение международны.к моло- ря «Ласточка», «Гяпджлик», «остеится тираж выигрышей по дежных журпа.тистских лотерей. «Верховина», «Золотые ,дюны», всесоюзной денежной вещевой ло- 5 0 процентов всей суммы лотереи «Лесное озеро», путевку для по терей «IX Всемирный фестиваль направляется на выплату выигры- ездки на экскурсию в Москву, Ле- молодежи и студентов», который шей. нинград, Киев, Ригу, Волгоград, проводится К о м и т е т о м Сумма лотереи определена в 5 0 Минск, Севастополь, Ульяновск, молодежных организаций СССР. миллионов рублей. На эту сумму Одессу. Доходы от лотереи будут ис- выпускаются лотерейные билеты пользованы на дальнейшее улуч - достоинством 5 0 копеек, шение спортивной и оборонно-мас- Лотерейные билеты выпускают- совои работы срв'ди молодежи, на отдельными разрядами по 5 0 0 подготовку и переподготовку ком сомольских и пионерских кадров, на строительство полиграфической базы молодежных издательств, на тлтлптпитпи^ Ш ИЙДЕ Н И К Т Е Л Е В И Д Е Н И Е Г А ишш Т Е ЛЕ В И Д ЕНИЕ . .................. ...... > и Л.М ....... .......... 14 декабря 17.30 9.00 Гимнастика для всех. 18.00 9.45 'Телевиэиош.ые новости. 10.00 '«С днем рождения!» Музы кальная развлекательная 20.45 программа. 10.30 «Твердый сплав». Телевизи- 21.15 ' онный очерк. Передача третья. 11.00 «Знание». Научно-позпава- 23.15 тельная програм.ма. 23.30 11.30 , «Т.етевизионный атлас наро дов' СССР». . Молдавская 9.00 ССР. Передача из Кишине ва. 12.15 «Здоровье». Научно-попу- 9.15 лярная программа. 9.30 12.40 . «Встречи с мастерами теат ра».' Народный артист 10.00 СССР М. И. Царев. 13.30 Тёлев’изиогшый театр для детей. «Неделя». Премьера 10.30 спектакля пэ мотивам ро мана Ю. Либедипского. 11.00 15.00 Программа цветного теле видения. 1. Кинозал цветно го телевидения. Для детей. «Хочу бодаться». Мульти- 12,00 пл'икационный фильм. 2. Ба лет на льду. 3. Клуб кино- .13,00 . путеш ественников, . «Мир социализма». «Анна Каренина», Фильм- спектакль. К 70-летию МХАТ. «Время». Информационная программа. Навстречу IV съезду ком позиторов. «Клуб любите лей песни». Телевизионные новости. Программа передач. 15 декабря «На зарядку становись!» Утренняя гимнастика для детей. Телевизионные новости. Для школьников. «Будиль ник». «Для вас, женщины». Теле визионный журнал. Переда ча из Одессы. «Подвиг». Телевизионный альманах. Для юношества. «Путь в на уку». Почтовый ящик олим пиады «Экспедиция в глубь веков». «Приветы наших друзей». Передача из ГДР. Д ля школьников . «Здесь живет музыка», 13,30 14.00 14.30 16.00 18.00 20.00 21.35 22.45 23.00 23,15 Для воинов Советской Ар мии и Флота. «С объекти вом в солдатском строю». «Музыкальный киоск». Програм.ма цветного теле видения. 1. Для старших школьников. «У нас в гос тях МТЮЗ». 2. Концерт эс традного оркестра Всесоюз ного радио и телевидения под управлением В, Людви- ковского. Международные соревнова ния по фигурному катанию. Передача из Дворца спорта Центрального стадиона им В. И. Ленина. В перерыве '— «Новости дня». Киножурнал. «КВН-68». «Отчий дом». Художествен ный фильм. «Наш сосед — Финляндия». Телевизионная викторина 1 -й тур. «Юбилей художника». К 60 летию со дня рождения Е. Вучетича. Телевизионные новости . Пр ограмма пере .ч ач, тысяч рублей в каждом. Всего вы пускается 1 0 0 разрядов- В тираже будет разыграно 8 6 9 0 0 0 0 выиг рышей на общую сумму 2 5 мил лионов рублей, в том числе 12 6 5 0 вещевых выигрышей на сум.чу 1 5 ,8 миллиона рублей и 8 5 6 3 5 0 0 денежных выигрышей общей сто имостью 9 ,2 мил.тиона рублей. Вещевые выигрыши состоят; из автомобилей «Волга», «Москвич», «Запорожец», мотоциклов, различ ного спортивного снаряжения, му зыкальных инструментов, фотоап- -таратов, радиол, наручных чз 1 Сов и из многого другого. Владелец лотерейного билета может так же выиграть путевку в международные молодежные лаге Вещевые выигрыши, подлежа щие выдаче на месте, выдаются получателям ч!ерез местные торгу ющие организаций. Путевки в международные мо лодежные лагеря, путевки на экс курсии по выигрывшим лотерей ным билетам выдаются обкомами, крайкомами комсомола, ЦК ЛКСМ союзных республик. Лотерейные билеты распростра няются комсомольскими организа циями на предприятиях, строй ках, в учреждениях, колхозах^ совхозах. Приобретайте би.теты денежно вещевой лотереи «1.А Всемирный фестиваль молодежи и студентов»,. Р . П ОЛЕТ АЕВА, заведующая секторам учета райкома ВЛКС М. - Г Редактор В. КУЗЬМИН- П р и Т Р У Б Е ТЧ И Н С К ОМ к о м б и н а т е б ы т о в о г о о б - I с л у ж и в а н и я н а с е л е н и я р а б о т а е т п у н к т о б м е н а г о - ; : т о в ы х в а л е н о к н а ш е р с т ь . ; Д и р е к ц и я к ом би н а т а . ЛИ ПЕЦ КАЯ АВТОШКОЛА проводит прием учащихся на от деление заочного повышения квалификации шоферов на 2 -й . и 1 -й класс. ОБРАЩАТЬСЯ по адресу; город Липецк, улица Ленина» 8 . >Ц|»ни >и » « 1 им»м>мм 1 м »»м <т 1 ии> иимм»ин««и«м««м»»»Фм <м и »Ф»<»» 1 »>«««1 т ■ Знамя Ок тября» выходит три раза в меделю! во вторник , четверг и субботу. А Д РЕС РЕД А К Ц И И : с. Доброе, ул. Интернацнональнаи, 19, Т ЕЛ ЕФ О Н Ы : редак тора — 0; зам. редактора и ответственного секретаря • - 149; отдела сельского хозяйства “ • '83; отдела пасем яотдела информации — 154; бухгалтерии и местного радиовещания — 1221 З а к а з № . 254 ; а. Добро*, ус, Интернажкиниьнжн, 93. тмяграфна аблаатюга уврааланна ао вачатн. Тираж ЗббОф
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz