Знамя Октября. 1968 г. (с. Доброе)

Знамя Октября. 1968 г. (с. Доброе)

о п я ть не ближ няя дорож енька с прямыми вешками по бокам. Снова, с суковатой палкой, нераз­ лучной спугнйцей, в руках, меряет тяж бль]е версты Александр Леви ­ тов. Отдохнул немного в Лебедя ­ ни, а теперь—е родное село! Д оброе!.. Как давно не был он здесь, не бродил по ж ивописным бе{ре 1 гам Воронеж а, не заходил в лес, такой соснячище, еж ели по­ смотреть на верхушки деревьев, то шапка с головы валится... Уж нет в живых доброй и ласко­ вой матери: на тихом сельском кладбище обрела она свой пос­ ледний покой. А отец< Как- то теперь встретит он про­ падавшего Б дальних краях сына— первенца? Проходя селами, Алек ­ сандр видел все те ж е убогие из ­ бенки, что и под М осквой, оравы босоногих в ципках ребятишек , да вопросительно-бояз 1 ливые взгляды забитых крепостным правом, без ­ грамотных сельчан. Весь путь от Лебедяни до Д об ­ рого занял почти двое суток . Вот он подходит к потемневшему от времени отчему дому. Из-под во­ рохни доносится отчаянный соба­ чий лай. На стук выходит дород ­ ная ж енщина, опоясанная грязным фартуком. — Кого надоть?.. — спрашивает она. «М ачеха!..» мелькает в голове Александра. — Саша я... Родителя повидать пришел... — Давно бы так сказал,—отвеча­ ет мачеха, хмуря невысокий лоб. — Заходи в дом,— она заслоняет его от собаки, которая громко ла­ ет и рвется на цепи.—|Пойду клик ­ ну Ивана... На огороде он. В горнице висит люлька. В ней плачет ребенок . «Брат или сестра?» — гадает Александр и подходит к младенцу, но тот заливается пуще преж него. „УСНИ, м о я д о л я С У Р О В А Я Заходит отец_ Он постарел, осу­ нулся. — А- а а!.. Пропащий сынок по­ ж аловал? Ну, ну... Здравствуй, дру­ жище... Они пож али друг другу руки, и снова наступило тягостное молча­ ние; как будто только вчера виде­ лись, а сегодня и говорить не о чем. Чтобы развеять затянувшую ­ ся паузу, Левитоа-старший бросает ж ене: — Собери- ка нам что ни на есть куснуть... Глядишь, слова-то и при­ дут... Ивана Федоровича все- таки про­ рвало; — Говорил тебе, Сашка, не бро сай семинарию! Сейчас какой-бы приход имел, семью: попадью с детишками, а главное в достагке бы жил, да мне помощь оказывал. Но ты, гордец, не послушался!.. Помнишь, я благословенья- то сна­ чала не давал тебе... Нет! Что мне родители, на своем настоял! Ушел в М оскву, Петербург... В академ|ИЮ медицинскую посту­ пил. Ну, думал я, слава тебе гос­ поди, пристроился сынок! Ан не тут- то было: за что- то в ссылку укатили?.. Молчишь?.. Тайна, что ли? Ну, молчи, твое дело!.. А те ­ перь ты, выходит, кто? Нищий, го ­ лодранец, бобыль!.. Больше и слова путного не подберешь... На мою стариковскую шею хочешь прилепиться? Аль отделиться хошь: на имущество заришься?.. Александр не выдерж ал: — Не собираюсь, папаша! Мне вашего ничего не нуж но! Напрас ню кипятитесь! Благодарствую за хлеб-соль,—^он встал из-за стола и, не помолившись богу, вышел в сени. Сог«ровож даемый собачьим лаем, он вышел за ворота и на- „ С О / Л Н Е Ч Н . Ы Й ^ К Л ; 0 . У Н “ в 1956 году двадцатишести ­ летний клоун Олег Попов стал знаменитым. Газеты разных стран состязались в эпитетах, рассказывая о его мастерстве, и нарекли Олега «солнечным клоуном». С той поры — две­ надцать лет неизменного успе­ ха на манеж ах мира. Какие бы интересные и смеш­ ные репризы и антре ни появ­ лялись у Олега Попова, артист всякий раз исполняет свой но­ мер на свободной проволоке, считая, что клоун обязан мас­ терски владеть каким-либо цирковым ж анром. Номера Олега Попова всег­ да имеют идейное содерж ание, которому подчиняются все его слож нейшие трюки. Для ж из­ нерадостного искусства «сол­ нечного клоуна» характерно ор­ ганическое сочетание юмора с 'большой глубиной мысли. НА СН И М К АХ : внизу — партнер обдумывает ход; спра­ ва — сцена с роботом — один из новых номеров, подготавли­ ваемых Олегом Поповым; сле­ ва — со страниц русской ск аз­ ки... • Фото В. Ун Да- сина. Фотохооника ТАСС. правился к кладбищу. Накрапы­ вал мелкий и нуднь:й осенний дож дь. По березовому кресту с над­ писью Александр отыскал могилу матери, снял ветхую шляпу, земно поклонился ей. * * « Дядя, у которого он остановил­ ся в Тамбове, был гостеприимнььм человеком, но жил не ахти как здорово. Поэтому Александр сильно нервничал, что долго не находилось учительского места... Обещали в Темникове, но беж али дни за днями, а все оставалось по- преж нему, Наконец в ноябре он устроился домашним учителем. 8се свободное время от уроков Левитов посвящал литературе. Несмотря на то, что его первый рассказ «Ярмарочные сцены» не был напечатан в ж урнале «Сын отечества», он нисколько не пал духом, а еще настойчивее продол­ жал свои литературные занятия. «Ярмарочные сцены» начаты еще в Петербурге, когда он, студент медико- хирургической академии, написал две первые главы очерка. Последние главы «Ярмарочных сцен» Левито 13 завершил в тамбов­ ской деревне. Здесь ж е начал по­ весть «Сладкое житье». Так шло время до весны 1860 года. Поднакопив деньж онок , он бросает учительство и едет в Ле бедянь. ...Прошла неделя в Лебедяни, и Левитов не на шутку затосковал. Хорошо гостить у родной сестры, 1 НО М осква-матушка точно магни­ том притягивает... « * В вагоне всего две души: из­ мож денная ж енщина, повязанная серым платком да муж чина, который смотрит в окно. У него реденькая бородка, трону­ тая сединой; он в очках, сквозь Жизнь порядком пообломала ему крылья, но не смогла погасить оп­ тимизма, Проклятая нуж да вконец замучила, и вот он едет учитель­ ствовать почти к себе на родину — в город Козлов. В окне мелькают нищие дерев­ ни, заброшенные хутора и пере­ лески, да бесконечные степные пути-дороги. По ним некогда ме­ рялись версты в пору юности. Вот на и вспоминать — почти земляка моего, Ивана Сазвича. Что же? Усни, моя доля суровая! Крепко закроется крышка сосновая. Плотно сырою землею придэвится, Тсклько одним человеком убавится... Убыль его никому не больна, Память о нем никому не нуж на' .. « « * На Ваганьковском кладбище а М оскве, рядом со своим другом— писателем Михаилом Вороновым, похоронен Александр Левитоз. если бы сейчас Левитову покрыть Прошло время, и на могиле по такое расстояние от Москвы до Козлова пешком? Куда там! Про­ клятый кашель, боли в груди, не­ давно перенесенный паралич пра вой стороны тела, — нелегкая ж изнь сказала свое веское слово о здоровье. А если вспомнить, какие рай­ ские мечты, планы роились в юношеской голове? Правда, он он стал народным писателем-де явился скромный памятник -обе­ лиск, а на нем надпись: «Александру Ивановичу Левито­ ву, изобразившему горе сел, до ­ рог и городов». * * » ...Он ж естоко ошибался, когда словами воронеж ского поэта Ива­ на Никитина говорил, что «память о нем никому не нуж на»... В од­ ном был прав Левитов, пророча о мократом, издал лирические прекрасном будущем России, до «Степные очерки» и другие свои сочинения, но... материального благополучия они не принесли. Автору, конечно, но отнюдь не тем, кто издавал его сочинения. Об этом он ж аловался своему другу Филиппу Нефедову. * * « — Вы успокойтесь, Александр Иванович! — Нефедов хлопотал около самовара. — Закипает, сер ­ дешный! Сейчас и погреемся! — он достал две чашки с блюдцами, начал наливать ароматный чай. Нефедов все еще пытался от­ влечь друга, повернуть разговор на другое: — Дум,аю, Иванович, в провин­ цию махнуть скоро! Левитов перестал кашлять: вос­ паленные глаза его полны слез. Он протер очки, подхватил; — Завидую тебе, друг! В про­ винции много людей хороших, тем — пропасть! Без повести не возвращайся в М оскву! Вот и я, закончу роман, свои «Сны и фак ­ ты», да тож е, по твоему примеру, катану к себе на родину, а степи тамбовские... Я так устал, что, как прив(ду, лягу на траве под лози ­ ной и просплю три года... Что за приволье у нас: какие леса тянут- «оторые виднеются красные вое- ся от Доброго, реки ж ивописные, паленные плаза. Это Левитов, диво дивное... Там только Никити- которого жить. ему не довелось ,до- А. КУРКОВ. К о р о л е в а ц в е т о в к 85 СОРТАМ лилий, выра­ щиваемых в Эстонии, прибави­ лось пять новых. Выведены они старшим научным сотрудником Таллинского ботанического сада Академии Наук ЭССР В. Н. Есиновской. Особенно красивы цветы у лилии «Эстония». Они на редкость крупные, бело­ снеж ные. На мощном (до полу­ тора метров) растении бывает до 10-12 цветков. Нет равных лилии «Эстония» и по аромату. И еще два не­ маловаж ных достоинства—она мож ет после срезки сохранять­ ся в вазе почти две недели, а благодаря плотным листочкам хорошо выдерж ивать перевоз­ ку на дальние расстояния. На республиканской выставке цве­ тов посетители назвали эту ли­ лию «Королевой цветов». Ей присуж ден первый приз. Л. КОЙТМ ЕТС, корр. ТА|СС. иттитттт'гтпт | гт т и 11 ПЖ| 111 НП 1 Т Ш ВШНИЕ 1 6.15 ТЕАЕВИДЕНИЕ [тпиит ш т т птпттп 7111 М1г мм|г ТЕАЕВ ШНИЕ ....... ..................... .................. л 1 » .Ж . . . , | . . , ц ц . . ......... 28 сентября 11.30 «Объектив», Телевизионный клуб кино- и фотолюбите­ лей. Передача из Тбилиси, 12.15 «Юбилей художника». К 17.15 450-летию со дня рождения 17.45 Я. Тинторетто. 12,30 Телевизионный театр для 18.45 детей. Г. X. Андерсен—«Но- 19.00 вое платье короля». Премь­ ера. 13.45 В эфире—«Молодость». К 50-летию ВЛКСМ. Телеви­ зионная эстафета творческих вузов». Передача из Таш­ кента. 20.30 14.45 «Устные рассказы». Высту­ пает Ираклий Андроников. 21.00 15.45 «Прогресс». Интервизио.ч- ный журнал. 21.45 23.30 23.45 10.25 Студия «Публицист» пока­ зывает. «Поколение Икс». Премьера телевизионного спектакля. «Мир социализма». «На огонек». Передача из Одессы. «Это песни твои, комсомол». Программа цветного телеви­ дения. 1. Кинозал цветного телевидения. «Чувство пре­ красного». Телевизионный фильм. 2. «Мелодии друж ­ бы». Музыкальная програм­ ма. «Время». Информационная программа. П. И. Чайковский—Концерт для скрипки с оркестром. Исполняет Д. Ойстрах. Я. Рудский—«Пресс-конфе­ ренция». Премьера телеви­ зионного спектакля. Переда­ ча из Петрозаводска. Телевизионные новости. Программа передач. 29 сентября Для детей В. Гауф—«Хо­ лодное сердце». Премьера телевизионного спектакля. Первые Всесоюзные сорев­ нования механизаторов-па- харей. Передача из Таллина. «Новости дня». Киножур­ нал. Д ля школьников. «Делай с нами, делай, к ак мы, делай лучше пас». Передача из ГД Р. 13.00 «Священные места нашей Родины», Мамаев курган. 13.30 Встречи с мастерами теат ­ ра. Народная' а р т и с т к а РСФСР Ц. Л. Мацеурова, 15.00 «Музыкальный киоск». 15.30 Телевизионный календарь. «Сегодня — День машино­ строителя». 1 6.00 Д ля воинов Советской Ар­ мии и Флота. «Радар». 1 6.30 П рограмма цветного теле­ видения. 1. Для д е т е й , «Сказка о муравье». 2. Ки­ нозал цветного телевидения. 3. «Музыка моря». Выступ­ ление симфонического ор­ кестра под управлением Ю. Арановича. 18.00 Опера В. Палтанавичюса «На перепутье». Спектакль Государственного академи­ ческого театра оперы и ба ­ лета Литовской ССР. Пере­ дача из Вильнюса. 20.30 «Семь дней». Международ­ ная программа. 21.15 «Не самый удачный день». Художественный фильм. 22.45 Музыкальная программа. 23.15 «Только факты». Програм­ ма передач. «Музыкальный маяк». Редактор В, К УЗЬМ И Н , «Знамя Октября» выходит три раза в неделю: ва вторник , четверг и субботу. А Д РЕС РЕД АК Ц И И : с. Доброе, ул. Интернациональная, 19. ТЕЛ ЕФ О Н Ы : редактора — 9; зам. редактора и ответственного секретаря 149; отдела сельского хозяйства «■ 130; отдела писем и местного радиовещания — 154; бухгалтерий ~ 83, Зак аз 205, р, ,§оброе, ул. Интернацнональная, 23, танография областвого управлеийя но аечзтв. Тираж 3351,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz