Знамя Октября. 1968 г. (с. Доброе)
К а н д и д а т , м а г и с т р и л и д о к т о р ? к л,! '"к»е состоялось первое совещание экспертной комиссии Ю Н ЕСК О по меж дународной сравнимости и эквивалентности дипло. мов и ученых степеней. В обсуж дении приняли участие эксперты от стрел. Профессор Анатолий Богомолов — эксперт от Советского Союза — рассказывает о слож ности этой проблемы и насущности ее реше. НИ й. н а к ино студии «мо с- ?фн льм» в творческом объе- гдинении «Время» ведутся^ ; съемк и нового двухсерийно го фильма «Дело Бориса Са вин к о ва». Фильм р асск аж ет ^ |о первых го дах существова-< ш и я Советск ого государ-^ ства, о борьбе органов г о су дарственной безопасности 5 с контрреволюционным дви- ш ен и ем , возглавляемым Бо р и сом Савинк овым. Дей- !стви е фильма, основанного ш а реально ироисходивш 1 х | |со бы ти ях, разворач ивается ) |н а ш ироком историческом!' |фоне 1У2 3— г г . Ставит фильм режиссер | Шладимир Чеботарев, снп - | мает к ар тин у оиератор| Юрпй Ган тм ан . «Дело Бо - : риса Савинк ова» зрители^ ■ увидят на эк р ан ах в нача- ;!ле будущего го да. Н а с н и м к е : один из эни- 530Д0В фильма. Б роли Ф. Дзерж инского — заслуж ен - |ный артист Азербайдж ан - ! ?ской ССР Анатолий Фаль- | кович , в роли В. Р. Мен- |ж ин ск о го — народный ар- ] ти ст Ефим Копелян . ЭКОНОМ ИЧЕСКИЙ расцвет лю бой страны в значительной степе ни зависит от национальных кад ров, подготовленных на уровне современных достиж ений науки, техники и культуры. Однако пока не все развивающиеся страны м о. гут сами обеспечить подготовку вькококвалифицированных специ алистов и поэтому нуж даются в помощи. Да и экономически развитые страны с целью обмена опытом и по ряду других причин направля ют девушек и юношей обучаться в другие государства. Все это приводит к необходи мости определить экв.ивалентность среднего общего и специалыного среднего и высшего образования, ученых степеней и званий. М оло. дые люди долж ны знать, что, окончив среднюю или высшую школу в той или иной стране, они получают документ, удостоверя. ющий определенный меж дународ ный научный уровень его образо вания. и ученых степеней и званий с тем, чтобы наиболее эффективно ис пользовать специалистов, получив ших образование за границей. Наука и образование в совре менном обществе тесно связаны. Наиболее развитые страны стре мятся установить сотрудничество в решении крупных научных проб лем. Это необходимо и в опреде лении научного уровня общего и специального среднего и высшего образования и подготовки научно- педагогических кадров. Поэтому основная задача учебных заведе. НИЙ — дать выпускникам знания, достаточные для полноценного их использования в обществе. Бстест- щиися получил не только прочные знания, но и развитое творческое мышление в избранной области. Какова систе.мв подготовки спе циалистов сейчас? С нашей точки зрения, к средним общеобразова. тельным учебным заведениям еле. дует отнести школы с 1 0 — 1 2 - лет. ним сроком обучения. В учебных планах этих школ — математика, физика, химия, естествознание, всеобщая история, история род ной страны, география, родной язык и литература, мировая лите ратура в ее классических образ цах, иностранный язык, цикл ху дож ественных дисциплин и физи ческая культура. Видимо, для это го типа школ содерж ание каж дой из перечисленных дисциплин при дется определить, исходя из мини, мальных требований. К средним специальным учеб, ным заведениям относятся шко. лы, которые в течение 3— 5 лет на базе неполной или в течение 2 — 3 венно, и документ, удостоверяю , лет на базе полной общеобразо. щий эти знания, долж ен быть по. нятен каж дому Каж дый обучающийся на опре деленных этапах просвещения ну ж дается в минимальном уровне знаний по основным дисциплинам в соответствии с современными достиж ениям'и науки, техники и культуры. Поэтому, несмотря на С другой стороны, страны долж . тенденции к интенсификации учеб, ны знать меж дународный научный ного процесса, сроки обучения уровень общего и специального приходится устанавливать доста- среднего и высшего образования точно большими, чтобы обучаю- вательнои школы готовят помощ . ников специалистов с вьюшим об разованием. Вьюшие учебные заведения — университеты, институты, коллед жи со сроком обучения 4 — 6 лет. Они строят учебную работу на ба зе девяти — двенадцатилетней средней школы и готовят высоко квалифицированных специалистов, способных к самостоятельной ра. боте. (НОГО заведения, носящего светс кий характер, кроме специальных ДОЛЖ 1 НЫ быть представлены обще научные, общеинж енерные (в тех. нических вузах), гуманитарнь]в дисциплины. Изучение специаль. ных дисциплин сопровож дается выполнением студентами самосто ятельных лабораторных и курсо вых работ, носящих научно-иссле довательский характер. Изучение всех предметов заканчивается обязательной сдачей экзаменов. Однако это не значит, что сред ние и высшие учебные заведения не могут дополнить свои прогрэ.и- мы другими дисциплинами, исходя из национальных особенностей. Каж дое учебное заведение мож ет строить учебный процесс по- свое му, но к моменту окончания его выпускники долж ны обладать меж . дународным минимумом знаний. Для сравнения уровня ученых степеней и званий, присваемых в различных странах, видимо необ ходимо собрать материал, харак теризующий каж дую ученую сте пень по основным аспектам: срок подготовки, число экзаменов, об щая характеристика содерж ания дисциплины и экзаменационных требований, порядок защиты дис сертации и так далее. В английской и американской (США) системах обргкзовани4 сей . час имеются ученые степени — бакалавр, магистр наук, доктор РОСТОКУ — прибалтийскому го . роду Германской Д емократичес кой Республики исполнилось 750 лет. По этому случаю в городе состоялось торж ественное заседа ние, а такж е оольшой митинг м о. лодеж и, в которых приняло учас тие 30 тысяч юношей и девушек . Председатель Совета министров ГДР Вилли Штоф направил ж ите. л»м Ростока приветственное пос лание, в котором тепло поздравил их с юбилеем города и отметил их замечательный вклад в общее дело строительства социализма. Город украшен сейчас как в дни самых больших праздников. По численности населения Рос ток сравнительно небольшой го . род. В нем ж ивет всего 200 тьксяч чело'век. Но за годы народной власти он вьорос в один из к руп, нейших центров республики. Это 7 5 0 - л е т и е Р о с т о к а ж илых кварталов, школ и поли клиник, домов отдыха и детских учреж дении. Около 40 процентов его населения ж ивет в новых до мах. Подлинно мировую славу горо. ду и округу, названному его име нем, принесло судостроение, соз данное рабоче- крестьянской не мецкой республикой. Росток ^— центр этой отрасли промышлен- 'ности ГДР. В 1 уо / году восемь верфей республики поставили в разные страны мира 125 крупных морских судов водоизмещением в 2/ 0 тысяч тонн. По экспорту су дов ГДР занимает шестое место в мнре. Особо успешно развивается ры. __ город новых благоустроенных оо/ ювнов судостроение. В этой об- центр проведения еж егодных «Не дель прибалтийских стран», прохо. П О Ч Е М У П О Ю Т П Е С К И ? Л ЕТОМ 1962 года саМ(ОЛ 0 т дос тавил саветского ученого Ьсеволо- да А р а о а дж и , ныне заведующего кафедрой физики Горьковского ин ститута ииженерюв водного тран спорта, из / генинграда на юг К а захстана. Автомашиной, лодкой, подводами он добрался до песча ной гряды Ак кум—Калк ан в отро гах Дж унгарского Алатау. Такой слож ный путь ему понадобился, чтобы послушать импровизирован ный «концерт» поющих песков. О звуч,ани'И песков говорили и писали немало. Это' явле ние наблюдают почти (ВО всем мире — В Аравийской пусты не, на Га 1 ваях, в Китае и Америке. М ного таких мест и в СССР — на берегах Оки и Днепра, на Бай Причиной звучания ок а зал ось их движ ени е . П ри х о д ь б е звуки на поминают скрип сн еш , р езк ое и сильное п е р ем ещ е н и е ' вызьавает визг. Чем оольш е движ ущ а я ся м а с са, тем выразительнее звук — от с л а б о ю писка д о гр охота горного обв ал а . Р ож д ен ию 31В1ука соп ут ст вую т я др у ги е условия . Н аи боль шая громкость обычно приходится на сер един у дня и при т емп ер атур е околю 24 гр а д у со в Ц ельсия . И з д а ет звучен лишь с у х а я песчаная м асса . них ок а зал о сь и о бщ ее — наиболь шая акустическая энергия в обоих случаях н аблю д ал ась в одн ом и том ж е ди ап а зон е . — И ож д ени е звук а , на могг в згл яд , — говорит В с ев ол о д А р а б а дж и , — пр ои сходи т о т п ер ем е . щ ения поверхнюстного слоя су х о го песка по вол’нястой бол ее ж есткой песчаной п одл ож к е , обычно х о р о шо прощ упываемой пальцами. Массы песчинок словно перескаки вают с о ступеньки на ступеньку , (Вызывая повышенное трение, а сл е - Эвучащие пески обычно отлича- довательно, и рассеивание, потерю ет однородность размеров песчя- энерг'ии. Некоторой доля теряемой нок — от 0,1 до 0,6 миллиметра в диаметре, отсутствие пыли и мел ких обломков полевых шпатов. Форма песчинок — большей час. кале, побереж ье Черного, Балтии- тью шарообразная и яйцевидная ского и Белого морей, бвучащие пески породили немало легенд. Ученые давно интересуются этим явлением природы. Взялся за разгадку «музыкаль ных способностей» песка и Всево лод Арабадж и, физик, долгое вре мя изучавший атмосферную ак ус тик у, страстный коллекционер ред ких явлений природы. К прослу шиванию в Казахстане он г 0 1 Ю 1 В(ИЛ_ ся обстоятельно. И вот на магни тофон записаны мельчайшие зву ки, измерены температура, сила и направление тетра, определены фракции песка. Много интересных лаблюдений вынес ученый из пер вого знакомства с поющими песка- , Ж . I , , . ( - - ( _ - в Ленинграде ученый провел тщательный анализ; при загреба- нии песка рукой сила рож даемого звука, напоминающего скрип с за выванием, на расстоянии 40-60 сантиметров от источника превы шала семьдесят децибел. Ввук имел два максимума звуковой энергии на частотах — 66 и 125 1 -ерц. Позднее учеагый сравнил эти акустические характеристики с за писями, проведенными у села Ве- лигож Тульской области, на бере- энергии переходит при этом в зву. ковую — пески поют, Движ ение песчинок вдоль вол нообразной подлож ки состоит из циклов падения их во впадины и выноса оттуда. Если принять ско.' рость движ ения песчаной массы при ветровых осыпях, а такж е при аагребании рукой примерно в один метр в секунду, радиус кривизны углублений — 1 В два сантиметра, то гюлучим частоту колебаний смещающихся по гребням и впа динам массы песка, равной 100 герцам. Именно на такой частоте и за регистрирована мною наибольшая гу Оки. Вдесь звук при загребании энер 1 гия в звуке. Поющие пески — вполне объяснимое явление приро. АЫ. Григорий ЗАХАРОВ, корреспондент АП Н . рукой ПОХ 01 ДИЛ ыа визж ание со свистом. Эти отличия в харак тере звуч а, ния объясняю тся различными фи зическими свойствами песка, Но у философии; в некоторых умивер- В учебном плане высшего учеб, ситетах — док тор наук, причем ..................... ... ..................... .. ■ последние две степени, как прави ло, мало различаются. Термин «ученое звание» там не П ( р н н я т : профессор — это одновременно и долж ность и ученая степень. В СССР имеются как ученые стелени (йх лишь две — кандидат и доктор наук), так и ученые эва. ния, и требования к их присуж де нию разные. Анализ требований, предъявля. емых в внгло-американских вузах к соисканиям ученой степени ба калавра, показывает, что они иден тичны требованиям, которым от вечают знания студентов, оканчи. веющих 4 курса советских высших учебных заведений. ВьитуФгники советских вузов с защитой дип- / . 01 МНОЙ работы эквивалентны по научному уровню выпускникам англо-ам@рнканскнх вузов, гтото. рым присваивается ученая сте. пень магистра наук. Ученая степень кандидата наук в СССР эквивалентна ученой сте. пени доктора философии в США или Англии, А что касается уче. ной степени доктора наук, то, как правило, она не имёет себе экви, валента в зарубеж ных странах. >В последние годы такие выводы получили признание в ряде стран, и с этими странами уж е заключе. ны договоры об эквивалентности дипломов. Такие соглашения ус. пешно готовятся с другими стра нами. . ласти ГДР вместе с Японией и Польшей относятся к ведущим странам мира. Самым крупным за. казчиком судов в ГД г является Советский Союз, в 1У67 году для СССР здесь было построено 40 судов. Ьь»сокая техническая осна. щенность верфей и традиционное мастерство судостроителей позво. ляют соэдава> ь первоклассные ко^рабли, нисколько не уступаю, щие лучшим мировым стандар. там. Славно трудятся 40 тысяч су достроителей I Д г. В прошлом го ду Г |0 'Сравнению с 1966 годом они увеличили объем производства судов на семь процентов. Среди миролюбивых стран и 1 народов Росток известен как ДЯ 1 ЦИХ под лозунгом: «Балтийское море долж но быть длорем мира» В этом году «Неделя» состоялась с 7 по 14 июля. Призыв к миру и друж бе меж ду народами, с кото. рым|и обращаются еж егодно участники «Недели», выраж ает такж е и чаяния ж ителей Ростока, пишет в приветственном послании граж данам города глава прави. тельства ГДР 8 . Штоф. М. НИКИТОЧКИН, корреспондент ТАСС. Берлин. Редактор В. К УЗЬМ И Н . ||| || ||| || || || || || || ||| || || || || || ||| |тт1И1111Ш11111111Ш111Ш1111111т11т11т1111тр = ЛИПЕЦКОЕ ГОРОДСКОЕ ПРОФЕССИОНА.ПЬ- = = НО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 6 | = (г . Липецк , « Свободный со к о л», Заводская площадь, дом 9 ) = Е о б ъ я в л я е т ПР И ЕМ УЧАЩИХСЯ = Ё НА 1968 — 1969 УЧЕБНЫЙ ГОД | Е В учи лище принимаю тся юноши и девушк и в возрасте 1 5— = : 16 ,5 лет с образованием 8— 10 к лассов. = Е Училище готовит к валифицированных рабочих— строителей = Е для липецкого треста «Промстрой» по профессиям монтаж ник и Е \ к онструк ций - к аменщик и , к аменщик и, бетонщики— плотник и Ё = (о палубщик и ), с то ляры- пло тник и , ма.тяры-штук атуры, п .ю т- 5 Е ник и . = Ё Срок обучения 1— 2 года. Е Е Учащиеся обеспечиваются питанием и обмундированием. = Е Особо нуж дающимся предоставляется общеж итие. Е Е К заявлению прилагаю тся: свидетельство об образовании, Е = Харак теристик а из шк олы, справк а с места ж ительства и о со- 5 Е ставе семьи, свидетельство о рождении или паспорт, 6 фото- = Е к арточек и 5 конвертов с марками. Е Ё Прием заявлений до 15 ав густа 1968 года. Е 5 Начало занятий с 1 сентября 1968 года, | ?111111111111П1|||Н1111111111111111И11111111М1111111111Ш11т111т111тжи1111ттж1| «Знамя Октября» выходит три раза в неделю; во вторник , четверг и субботу. А Д РЕС РЕД А К Ц И И : с. Доброе, ул. Интернациональная, 19. Т ЕЛ ЕФ О Н Ы ; редактора — 9; зам. редактора и ответственного секретаря — 149; отдела сельского хозяйстяа отдела писем и местного радиовещания 154; бухгалтерии — 83. 130; Ы ш ^ 145. «, Доброе, ул, Ивтернацаональная, 33, типография областного управления пб печати, Тир аж 3560
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz