Знамя Октября. 1968 г. (с. Доброе)
1: Б У Р Е В Е С Т Н И К Р Е В О Л Ю Ц И И ]! 28 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В Е Л И К О Г О П Р О Л Е Т А Р С К О Г О П И С А Т Е Л Я А. М. ГОР ЬКОГО > у Ч Е Л О В Е К ...в Московском Художествен ном театре только что закончилась премьера спектакля «На дне». Ус пех был неслыханный, ошеломля ющий. Спектакль утверждал жизнь как борьбу за человека. Это был гимн свободе. Крылатые слова из пьесы: «Все—в человеке, все для человека», как и имя ее автора— Максима Горького, стали с тех пор, с начала XX века, паролем революционно настроенной моло дежи... Величавый и свободный человек, идущий вперед и выще—основная тема, которую принес в литерату ру Алексей Максимович Горький. Прежде чем написать первый рассказ («Макар Мудра», 189 2 г .). Горький прошел суровую школу жизни. Сама действительность ро ждала в нем протест против угне тателей, заставляла искать путь к правде и справедливости. И Горь кий нашел этот путь. Он стал пев цом борьбы, глашатаем револю ции. В его лице рабочий класс об рел своего первого великого писа теля. В. И. Ленин высоко ценил Горь кого как крупнейшего пролетар ского художника, любил как чело века огромного обаяния и револю ционной целеустремленности. Пи сатель отвечал Владимиру Ильичу тем же глубоким чувством. Ленин указывал, что Горький «принес и принесет много пользы всемирному пролетарскому движе нию». Эти слова вождя револю ции отмечают главную заслугу пи сателя перед человечеством. Литературное наследие Горько го громадно. Оно поражает вели чием и богатством содержания, художественным совершенством произведений. В его творчестве отражена целая историческая эпо ха- к рушение старого, капитали- Ленкнград. В связи с при ближ ающимся 100-летием со дня рож дения великого совет ского писателя М . Горького (28 марта 1968 г.) , которое по решению Всемирного Со вета М ира широко отмечается всем прогрессивным человече ством, увеличился приток по сетителей в литературный му зей П ушк инского дома А к а демии наук СССР . Здесь мож но познакомиться с многочисленными материа лами, отображ ающими ж изнь и творческий путь писателя. На снимке: в зале, посвящ ен ном М . Горькому. Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС. стического строя и создание небы валого, социалистического мира. Все, что угнетало, уродовало человека, Горькому было ненави стно. Могучий художник-реалист, он беспощадно срывал все и вся ческие маски с подлого мира руб ля и наживы («Мещане», «Фома Гордеев»), доллара и бесчеловеч ности («Город Желтого дьявола»). Разложению буржуазного общест ва и его культуры он противопо ставил рост передовых сил проле тариата («Мать», «Враги», «Жизнь Клима Самгина»). Воспитание лучших человеческих качеств ху дожник неизменно связывал с участием в борьбе за народное счастье. Писатель верил, что нет таких препятствий, которые не мог бы преодолеть народ. Еще в юношеские годы Горький вынашивал мечту о свободном труде, способном творить чудеса. Труд—радость, жизнь—творчест во, говорил он. С победой революции хозяином России стал освобожденный на род. Горький пристально вгляды вался в первые шаги строителя со циалистического государства. Его потрясал размах дел советских людей. «Товарищ!—приветствовал он творца новой жизни.—Знай и верь, что ты—самый необходимый человек на земле!». Несмотря ни на возраст, ни на болезнь, писатель ездил по горо дам страны. Своими глазами на блюдал он преображение родной земли. И где б ему ни приходи лось бывать, везде открывались перед ним незабываемые картины созидания. Очерки «По Союзу Со ветов», «На краю земли», «Рас сказы о героях» ярко запечатлели это движение жизни к свету, к счастью. В своих статьях Горький не раз подчеркивал: героями советской литературы должны быть те люди, которые делают мир справедли вее и краше. Огромный собствен ный опыт, достижения собратьев по перу помогли Горькому глубо ко обосновать новый литератур ный метод, выдвинутый самой жизнью, — социалистический реа лизм. Этот метод, по Горькому, утвер ж дает бытие как деяние, как твор- често во имя радости ж ить на зе мле. Поэтому правдивое изобра ж ение ж изни долж но быть слито с революционной романтикой. Ис ходная точка социалистического реализма — «Энгельсово утверж дение: ж изнь есть сплошное и не прерывное движ ение, изменение». Горький учил литераторов глу бинному постижению действитель ности. Для художника, подчерки- Э Т О з в у ч и т г о р д о ! 4 с вал он, важ нейшее значение имеет марксистско - ленинское мировос приятие. Писатель призван видеть «ростки коммунизма», которые по являются в ж изни, помогать их дальнейшему росту. Творчество Горького, его оте ческая забота о молодых талан тах сыграли неоценимую роль в становлении и развитии советской литературы. Под его непосредст венным руководством был образо ван Союз писателей СССР. Луч шие литературные силы всех брат ских республик привлек он к со зданию «Истории фабрик и заво дов», «Истории граж данской вой ны в СССР» , «Истории деревни». По его предлож ению началось из дание интереснейших серий книг «История молодого человека X I X столетия», «Библиотека поэта», ж урналов «Наши достиж ения», «Колхозник», «Литературная уче ба». Взгляд Горького охватывал не только Страну Советов, ее жизнь и литературу, но весь мир, куль туру всего человечества. В 19 32 году ом выступил со знаменитой статьей, обращенной к интеллиген ции буржуазных стран. «Пора вам решить простой вопрос: с кем вы, «мастера культуры»? — говорилось в этой статье. — С чернорабочей силой культуры за создание новых форм' жизни, или вы против этой силы, за сохранение касты безог- ветственных хищников...» Горький беспощадно разоблачал «свинцовые мерзости» капитализ ма, звал мастеров буржуазной ли тературы и искусства под знамена демократии и социализма. Трудя щиеся, передовая интеллигенция мира видели в Горьком своего беззаветного друга, верного за щитника интересов человека тру да. Сегодня наша страна, все про грессивные люди земли торжест венно отмечают столетие со дня рождения гениального художника пролетариата. Все, что он сделал, принадлежит не прошлому, а на стоящему и будущему. Его слово звучит на языках всех братских народов Советского Союза. Он с нами—в великом по ходе к коммунизму. Он — в серд цах народов социалистических стран, строящих новую жизнь. Его книги вдохновляют воинов Вьетнама в боях против амери канских агрессоров. Его голос разносится по всей планете. В этом голосе—уверенность в победе - света над тьмой, гордость за ге роические дела людей, осознав ших свою силу и высокое назначе ние. Весь мир слышит его вечно жи вые и волнующие слова: —Человек ! Это—великолепно ! Это звучит гордо ! С. КОШЕЧКИН. Кандидат филологических наук. ГО РЬКИЙ пришел сюда, ,в За- доиск, в начале июля с толпой бо гомольцев по Воронежской доро ге. И, наверное, в первый же ве чер вокруг него собрались люди. «.. .Однажды в Задонске, на мо настырском дворе, вот такой же темной и жаркой ночью, сидя у стены длинного здания келий, я рассказывал послушникам разные истории, — вдруг из окна, над моей головой, кто-то сказал лас ково и молодо:—Благослови вас матерь божия на доброе мир у!— Окно закрылось раньше, чем я успел увидеть, кто сказал эти ело- Однажды в Задонске ... «н н н м м н н н ти ннмнинш н мимжимммнимимимимммиинмнин н ва, но там был хромой, больше глазый монах...» Так он напишет в одном из рас сказов книги « По Руси». Он вспом нит Задонск в повести «Испо ведь», хотя и не назовет его ис тинным именем, но упомянет в письме к Груздеву: «Да,—рассказ «У схимника» — автобиографичен. Место действия—Задонск, мона стырь Тихона Задонского». Этот рассказ, точнее, эскиз напечатан в «Самарской газете» № 3 9 за 1896 год и Потом использован в повес ти. Герой встречается с Мордари- ем, настолько преданным богу, что вот уже 4 год. сидит он в яме у церковной стены и наставляет на путь истинный приходящих. «Спустишься к нему, охватит тебя тепловатой пахучей сыростью, и первые минуты не видишь ничего. Потом выплывет во тьме аналой и черный гроб, а в ней согбенно поместился маленький старичок в темном саване с бедыми креста ми, черепами, тростью и копьем,— все это смято и поломано на ис сохшем теле его». Но старец не смог ответить Пешкову, ради че го живет человек. Слова его: «Бо га надо просто любить», — осыпа лись на юношу, «как пепел дальне го пожара». Бидел молодой Горький и мощи Тихона. «Помню, как подходя к Тихону Задонскому, за полверсты станосились на колени и на кам нях ползли тысячи». Верил в свя тость этого человек, о чем позд нее писал он Короленко в 1919 году: «Все русские проповедники, за исключением Аввакума и, мо жет быть, Тихона Задонского, — люди холодные, ибо верою живой и действенной не обладали». Предполагают, что Пешков в За донске был 5—6 дней. (Герой «Исповеди» приходит к Мордарию 5 раз—^это одно, а второе более правдоподобное: Алексей, чтобы заработать денег на дальнейшее продв.ижение по дорогам России, нанимался в пекари, в рыболовец кие артели, грузчиком). Один из любителей старины, пенсионер — учитель, так прямо и заявил мне, что Пешков работал в монастыр ской пекарне, ибо в Задонск ле том сходилось до пяти тысяч бо гомольцев. Странноприимный дом прини мал всех, паспортов не спрашива ли, кормили бесплатно. 4 мона стыря и 3 церкви, в прежде всего, монастырь с телом Тихона влекли людей из Москвы, Сибири. Здесь- то, в пекарне, говорили старики- задонцы, встречался Пешков с на родовольцем, сосланным из Лу ганска, Максимом Петровичем Горюновым. Это был 1891 год, когда «На родная воля» уже не существова ла, но последние ее члены пыта- лиск возродить это движение. «В хаосе мнений противоречивых и все более островраждебных, следя за борьбой чувства с разумом, в этих битвах, из которых истина, казалось мне, должна была стрем глав убегать или удаляться изуве ченной, в этом кипении идей я не I находил ничего по душе для ме- ' ня». В апреле 1891 года он уходит «из сферы всех этих тяжелых услов ностей, узаконенных обычаем ма леньких ядовитых лжей, из сферы болезненных самолюбий, идейно го сектантства, всяческой неис кренности»,—доискаться до исти ны—«чем люди живы». Так роди лась книга «По Руси», где и упо минается небольшой красивый го родок нашей средней России— Задонск. А. СМЕТАНИНА. село Доброе. 1| Редактор В. К УЗЬМ И Н . Районный отдел народного образования, райком профсою за работников просвещения, высшей школы и научных уч реждений, коллектив Ленин ской средней школы с глубоким прискорбием извещают о безвременной смерти учитель ницы Ленинской средней школы К ОХЛЕВСКОЙ Юлин Сергеевны и выражают глубокое соболез нование родным и близким по койной. «Знамя Октября» яыкодкт тря ркаа • яедел»: •о яторййк* «ятеерг я субботу. АДРЕС РЕДАКЦИИ: ■. Доброе, ул. Ивтернациоаальвая, 19, ТЕЁЛ ЕФОНЫ: редактяра—8; зам. редактора в ответстяеяното секретаря 149; отдела сельского хозяйства 130} отдела Ойсем в мествого радаовешаивя — 134; бухгалтерия — 83. г»-- - гг ----- --------------- ------------- ------------................ ■=: ' ................ - т ^ : . Заказ ь, Добров, ул, ИйТерЦр.ЦйОйаЛьйДВ,Дтннография оёластаого уорааленйв по печати. Тираж 3300,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz