Знамя Октября. 1968 г. (с. Доброе)

Знамя Октября. 1968 г. (с. Доброе)

Р а с с к а 3 сался вихрями, как в селе, выры­ ваясь из-за домов. Вдали ничего ие было видно. Даже огни находящейся в трех километрах от села колхозной фермы, обычно хорошо видимые даже в сильный дождь, теперь были скрыты от глаз хороводом снежинок. От дороги на большак тоже оставалось одно название. Занесенная снегом, она была сов­ сем неразличима. Завтра по этой Н и к о л а й АК С Е НОВ П р и н а д л е ж у Р о с с и и ! Мне все, до боли в памяти, зи&комо. Как лопнула у радости струна. Я помню, как от дома и до дома Носилось слово страшное—^война. Как в душах разрывалось, вдруг, снарядом. Как жалило гадюкою в сердца. Как горько я почувствовал, что рядом Со мной не стало брата и отца. А после мы — безусые ребята Сошлись у военкомовских дверей. Как в запасных просились у комбатов Отправить нас на фронт, и поскорей. В нас зло тогда утраивало силу, В той СИЛС зрела мысли глубина: —Что жизнь моя принадлежит России, И ей распоряжается она. В обмотках, я плащпалатке, > с автоматом Прошли мы по дорогам фронтовым. Хоть смерть ходила следом за солдатом. Один упал, другой пришел живым. Не потому ль могуча и сильна Вошла в Берлин ты, матушка-Россия, Что жизнь солдата ты не раз просила В тот трудный час, когда была война. Я счастлив тем, что подружил со словом. Чтоб петь о тех, кто пал в лихом бою, О тех, кто, смерть поправ свою, и снова На правый фланг навеки стал в строю. Я жизнь бездарно не хочу , прожить, Когда а душе беснуется стихия, И, может, потому пишу стихи я. Что продолжаю в армии служить. З н а ме н а Р о д и ны ( В м у з е е з н а м е н ) Есть алый шелк На платьях модниц Иэбаловаииых. И есть собрат его С судьбою фронтовой, Устами аоинов Несчетно раз целованный, Не раз сражавшийся В атаке штыковой. Знамена Родины. Святые и великие! Солдатской кровью Их шелка обагрены. Стоят святыни. Как музейные реликвии Российской славы И свидетели войны. Шли с Октябрем они, С Буденным воевавшие, На безымянную Взбирались высоту. В самом Берлине На рейхстаге побывавшие. Без знаменосцев здесь Застыли на посту. Стоят, как раньше Под осколками снарядными, Пред ними гордой Головы не наклонив... И ходят мальчики И девочки нарядные — Мир восхищения Музей заполонил. И, вспомнив что-то. Ветераны бородатые Платком соринку вдруг Начнут искать в глазу... Здесь память с ними. Обнимаясь, как с солдатами, Предстанет юностью. Ушедшею в грозу. Душе моей взрываться и гореть! Не тлеть в чаду, как смоченной полове, А если вдруг придется умереть. То за Россию—все, до капли крови! Пока я жив — в том радость бытия. Но коль умру — и будет жизнь иная— Я—оптимист, и сердцем понимаю — Мои стихи продолжат сыновья. « В » Войти б в необходимую струю: Связать в стихи Слова и предложенья. Встречать потом разнос « И пораженье, Но только храбро—воином бою. Мне униженьс яЯно ни к чему, Мне только б знать: Был честно побежденным.. Быть вдохновеньем — Заново рожденным, Придти к тебе. Как к другу своему. ТЫ п о м н иш ь , Алка? Год назад это было. Ты не должна забыть. Мы шли с тобой вечером по на­ шей заснеженной деревне. Слегка мело. Снег, рассыпался под ногами. И казалось, что Идем мы не по снегу, а по песку. Свет из окон домов вырывал в летя­ щих белых вихрях ровные пучки светящихся полос. Когда мы вхо­ дили в них, от нас в сторону ша­ рахались и распластывались по снегу огромные тени. Казалось, что это к нам под ноги бросались какие-то древние огромные суще­ ства. И эти наши мятущиеся тени, немного даже, кажется, пугйли те­ бя, так как каждый раз, когда мы входили в свет, ты крепче держа­ лась за мою руку. Когда мы дошли до твоего до ­ ма, ты вдруг заявила, что хочешь пойти за село, посмотреть на ме­ тель в поле. Так прямо и заявила;' «Хочу в поле смотреть метель». Я попытался, было, возразить, но разве тебя отговоришь, раз уже ты что решила. И снова мы ныряли из полосы в полосу, и снова метались наши тени пока, наконец, мы не вышли за Околицу. За селом в поле, казалось, мело не так сильно. Или оттого, что ве­ тер успел немного стихнуть, пока мы шли, или теперь ' просто дул он с одной скоростью и не бро- дороге мне предстояло идти, что­ бы уехать, уехать надолго, еще на целый год — столько оставалось мне служить. Целый год снова быть без те­ бя... Я уже змал тогда, как это трудно — целый год не слышать твоего голоса, твоего искрящегося смеха, не видеть твоих глаз. МЫ ПЕРЕПИСЫВАЛИСЬ. Каждый день я получал от тебя письма. Каждый день отвечал. А часто по­ лучал их сразу четыре, и в каж ­ дом по одному слову; «Сашка», «Я», «Тебя», «Люблю». Вечно ты у меня оригинальнича­ ешь, Алка! А 8 0 общем-то ты мо­ лодец, умница. Я помню, как ты говорила, что человеку надо стремиться жить необычно, так как до него, может, никто не жил, или, нужно делать жизнь с больших, великих людей. Или — по-своему. Она обязатель­ но будет интересной, нужной об­ ществу. А обычные жизни — скуч. ны. Когда ты после окончания шко­ лы вдруг неожиданно пошла ра­ ботать на ферму выращивать те­ лят, а не поехала, как многие твои ровесницы, е город, я вмйсте со многими односельчанами осудил твой поступок. Мы даже серьезно поссорились тогда, помнишь? Я после только узнал, как труд­ но было тебе тогда. Ну и глупец же я был! Уже на следующий гад ты поступила на заочное отдеде- ние сельскохозяйственного инсти­ тута. И ты вряд ли догадывеешьс^ !, что твоя настойчивость, прямота, честность, словно переселились за эти три года разлуки в меня. Знаешь, кац помогала ты мне я трудные минуты! А помнишь еще? Тогда же, ког­ да вышли в метель из села, ты как-то величественно вскинула ру. ку в ст,орону дороги и выкрикнула в метель; — Вот дорога, по которой на будущий год ты вернешься ко мне, — и уже обращаясь к самой дороге; — Будь доброй к нему, дорога! И ВОТ я возвращаюсь по ней. Мехет так же, как и год назад, ко­ гда мы выходили за село. Интересно, чем ты занимаешься сейчас? Может, сидишь за книгами — ведь скоро у тебя сессия? А может елку убираешь. Я помню ведь, как лкзбила ты это занятие. Повесишь игрушку, отойдешь и смотришь — ну, как, Сашь, это художественно на своем месте? — А красиво, правда? Я иду, а снег под но'гемн расс(|- пается тоже совсем как в тет ве­ чер, с каким-то слабым, тихим хрустом. Дороги держусь на ощупь. Уже прошел ферму. Хотел зайти, но решил торопиться. Ведь ты, наверное, и так заждалась ме­ ня. Ты писала мне в последних письмах, что каждый яечер выхо­ дишь одна за село и стоишь на том месте. Мне очень бы хотелось увидеть тебя сейчас. Вот уже сквозь сплошную пеле­ ну метели замелькали крохотные звездочки окон. Около одной из них сейчас, наверное, ты. Но, что это!? Кажется, кто-то идет мне на­ встречу? Или кто-то стоит что-ли? Нет, нет, все не то, кто-то бе­ жит! Алка! А-а-ал-ка! А. КАМ01КЙИ. ПОД о к н о м у Ивана Фомиче­ ва в поселке М стёра на Владимир­ щине кудрявится белоствольная красавица-береза. Прощаясь со мной, он набросал в мой блокнот пейзаж с этой березкой. Ее мож но обнаруж ить и еще во многих его миниатюрах. Правда, каж дый раз она иная—то в разноцветном осен­ нем уборе или в майском изумру­ де, веселая и печальная, скромная и горделивая. И Клязьма-река, и малюсенькая М стёрка, и все это заречное приволье с лесными да­ лями, с тихими задумчивыми озер­ ками, с яркой ж ивописью лугов излилось в его картинах. Необъятно широк круг интере­ сов худож ника. Одной из первых его работ был Илья М уромец. И вот на протяж ении тридцати лет былинный герой неотступно владе­ ет воображ ением худож ника. Излюбленных тем у Фомичева немало. Он вновь возвращается к таким событиям, как Куликовская битва, Бородино, Ледовое тюбои- ще, оборона Москвы. И каж дый раз, переосмысливая материал, ху ­ дож ник по-новому разрабатывает уж е использованную им тему. Большое место в творчестве Фо­ мичева занимает Октябрь. Вот красногвардейский патруль. Ленин на Финляндском вокзале. Штурм Зимнего. Первые декреты Совет­ ской власти. Худож нику так ж е близки и события наших дней — «Праздник на Клязьме», «С дипло­ тонкой кистью мом в родные места», «На цели­ ну». Листаю их. Сотни пометок ху­ дож ника. Иногда это согласие, одобрение, а иной раз и протесту­ ющее восклицание, спор с автором. Нелегкими путями шел худож ­ ник к миниатюре. Его родное село М стёра, со скудной, иеродючен землей, издавна славилось икона­ ми. Озорные богомазы могли на потребу рынка изготовить икону ноыородского строгановского письма, Могли так подделать ее под рублевские произведения, что и тонкие знатоки ошибались. Но такой «промысел» не увлек Фоми­ чева, когда 60 лет назад, после окончания школы, он был «при­ знан достойным звания мастера иконописи». Из одной мастерской он перехо­ дит в другую, в том числе и по­ ставляющую иконы царскому дво­ ру. Делает тщетную попытку по­ ступить в столичную литографию. И надолго оставляет кисть; пер­ вая мировая война, окопы. Потом южный фронт граж данской войны. И даж е когда егсг земляки в пер­ вые годы Советской власти созда­ ют небольшую артель «Пролетар­ ское искусство» и расписывают де­ ревянные игрушки и ковры на кле­ енке, он приходит сюда лишь сче­ товодом. 1 олько в тридцатые годы артель приступает к лаковой ми­ ниатюре. Появляются пудреницы и ларцы, шкатулки и бисерницы с небольшими, но яркими, словно светящимися изнутри картинами. Уж е пож илым человеком, после Киностудия «Мосфильм» ведет в Одессе съемки эпизодов фильма «Золотой теленок» — экранизация романа И. Ильфа и Е. Петрова. Сценарий и постановка М ихаила Швейцера. Главный оператар Сер­ гей Полуянов. НА СН И М К Е: встреча в Черно- морске Остапа Бендера ((заслу­ ж енный артист РСФ СР “ Сергей Юрский) с Зосей (артистк а Свет­ лана Старикова) . Фото А. Фатеева. Фотохроника ТАСС, двадцатилетнего перерыва, Фоми­ чев вновь берется за кисть. И сра* зу—взлет. А вскоре пришла и ши­ рокая известность—дипломы и зо­ лотые медали с выставок из Пари­ ж а и Нью-Йорка, экспозиции в худож ественных музеях, почетное звание народного худож ника СССР. Тем временем и народное искус­ ство М стёры выходит на широкую дорогу. Оно полюбилось в городах и селах, изделия мстёрских худож ­ ников отправляют в двадцать стран мира. Прошли годы, Фоми­ чев остался один из, (тарой гвар ­ дии, но вокруг него поднялась мо­ лодая поросль. Почти; каж дому из ста худож ников онТи^ давал свое мастерство. ^ М ногие йз 600 произкедепий, со ­ зданных Фомичевы 1 Йл размнож ены в копиях. Миллионными тираж ами разошлись репродукцин. Правда, немало миниатюр ушло, не оставив у автора и следа. — Вы хотя бы эскизы своих ра­ бот собирали или список их со­ ставили. — М не еще рано итоги подво­ дить. А планов столько, что ни дня, ни ночи не хватает. Когда знаешь, что твой труд на радость людям — кисти не отлож ишь. И это в 77 лет. Пришел успех, но не пришло успокоение. Он и в ж изни, как и в своих произведени­ ях, любит широту интересов!, не;* укротимость творчества. К нему идут за советом, за помощью. Земляки не раз избирали его сво­ им депутатом. На восьмом десятке лет он вступил в ряды Коммуни­ стической партии. Я смотрю, как он размешивает краски. В маленьких деревянных вазочках возникают радуги. Колер готов. Иван Фомичев посмотрел на кончик кисти — всего лишь не­ сколько тонких беличьих волосков. Такая и нуж на миниатюристу. Плотный, кряж истый склонился к новой картине «Декрет о земле». Тут и знакомая осенняя березк а,« несказанная радость людей, др- бывших счастье. Теперь этот кудес­ ник миниатюры, пока не иссякнут краски, не вымолвит и слова. Григорий ЗАХАРОВ. (А П Н ), ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz