Знамя Октября. 1968 г. (с. Доброе)
Р а с с к а 3 сался вихрями, как в селе, выры ваясь из-за домов. Вдали ничего ие было видно. Даже огни находящейся в трех километрах от села колхозной фермы, обычно хорошо видимые даже в сильный дождь, теперь были скрыты от глаз хороводом снежинок. От дороги на большак тоже оставалось одно название. Занесенная снегом, она была сов сем неразличима. Завтра по этой Н и к о л а й АК С Е НОВ П р и н а д л е ж у Р о с с и и ! Мне все, до боли в памяти, зи&комо. Как лопнула у радости струна. Я помню, как от дома и до дома Носилось слово страшное—^война. Как в душах разрывалось, вдруг, снарядом. Как жалило гадюкою в сердца. Как горько я почувствовал, что рядом Со мной не стало брата и отца. А после мы — безусые ребята Сошлись у военкомовских дверей. Как в запасных просились у комбатов Отправить нас на фронт, и поскорей. В нас зло тогда утраивало силу, В той СИЛС зрела мысли глубина: —Что жизнь моя принадлежит России, И ей распоряжается она. В обмотках, я плащпалатке, > с автоматом Прошли мы по дорогам фронтовым. Хоть смерть ходила следом за солдатом. Один упал, другой пришел живым. Не потому ль могуча и сильна Вошла в Берлин ты, матушка-Россия, Что жизнь солдата ты не раз просила В тот трудный час, когда была война. Я счастлив тем, что подружил со словом. Чтоб петь о тех, кто пал в лихом бою, О тех, кто, смерть поправ свою, и снова На правый фланг навеки стал в строю. Я жизнь бездарно не хочу , прожить, Когда а душе беснуется стихия, И, может, потому пишу стихи я. Что продолжаю в армии служить. З н а ме н а Р о д и ны ( В м у з е е з н а м е н ) Есть алый шелк На платьях модниц Иэбаловаииых. И есть собрат его С судьбою фронтовой, Устами аоинов Несчетно раз целованный, Не раз сражавшийся В атаке штыковой. Знамена Родины. Святые и великие! Солдатской кровью Их шелка обагрены. Стоят святыни. Как музейные реликвии Российской славы И свидетели войны. Шли с Октябрем они, С Буденным воевавшие, На безымянную Взбирались высоту. В самом Берлине На рейхстаге побывавшие. Без знаменосцев здесь Застыли на посту. Стоят, как раньше Под осколками снарядными, Пред ними гордой Головы не наклонив... И ходят мальчики И девочки нарядные — Мир восхищения Музей заполонил. И, вспомнив что-то. Ветераны бородатые Платком соринку вдруг Начнут искать в глазу... Здесь память с ними. Обнимаясь, как с солдатами, Предстанет юностью. Ушедшею в грозу. Душе моей взрываться и гореть! Не тлеть в чаду, как смоченной полове, А если вдруг придется умереть. То за Россию—все, до капли крови! Пока я жив — в том радость бытия. Но коль умру — и будет жизнь иная— Я—оптимист, и сердцем понимаю — Мои стихи продолжат сыновья. « В » Войти б в необходимую струю: Связать в стихи Слова и предложенья. Встречать потом разнос « И пораженье, Но только храбро—воином бою. Мне униженьс яЯно ни к чему, Мне только б знать: Был честно побежденным.. Быть вдохновеньем — Заново рожденным, Придти к тебе. Как к другу своему. ТЫ п о м н иш ь , Алка? Год назад это было. Ты не должна забыть. Мы шли с тобой вечером по на шей заснеженной деревне. Слегка мело. Снег, рассыпался под ногами. И казалось, что Идем мы не по снегу, а по песку. Свет из окон домов вырывал в летя щих белых вихрях ровные пучки светящихся полос. Когда мы вхо дили в них, от нас в сторону ша рахались и распластывались по снегу огромные тени. Казалось, что это к нам под ноги бросались какие-то древние огромные суще ства. И эти наши мятущиеся тени, немного даже, кажется, пугйли те бя, так как каждый раз, когда мы входили в свет, ты крепче держа лась за мою руку. Когда мы дошли до твоего до ма, ты вдруг заявила, что хочешь пойти за село, посмотреть на ме тель в поле. Так прямо и заявила;' «Хочу в поле смотреть метель». Я попытался, было, возразить, но разве тебя отговоришь, раз уже ты что решила. И снова мы ныряли из полосы в полосу, и снова метались наши тени пока, наконец, мы не вышли за Околицу. За селом в поле, казалось, мело не так сильно. Или оттого, что ве тер успел немного стихнуть, пока мы шли, или теперь ' просто дул он с одной скоростью и не бро- дороге мне предстояло идти, что бы уехать, уехать надолго, еще на целый год — столько оставалось мне служить. Целый год снова быть без те бя... Я уже змал тогда, как это трудно — целый год не слышать твоего голоса, твоего искрящегося смеха, не видеть твоих глаз. МЫ ПЕРЕПИСЫВАЛИСЬ. Каждый день я получал от тебя письма. Каждый день отвечал. А часто по лучал их сразу четыре, и в каж дом по одному слову; «Сашка», «Я», «Тебя», «Люблю». Вечно ты у меня оригинальнича ешь, Алка! А 8 0 общем-то ты мо лодец, умница. Я помню, как ты говорила, что человеку надо стремиться жить необычно, так как до него, может, никто не жил, или, нужно делать жизнь с больших, великих людей. Или — по-своему. Она обязатель но будет интересной, нужной об ществу. А обычные жизни — скуч. ны. Когда ты после окончания шко лы вдруг неожиданно пошла ра ботать на ферму выращивать те лят, а не поехала, как многие твои ровесницы, е город, я вмйсте со многими односельчанами осудил твой поступок. Мы даже серьезно поссорились тогда, помнишь? Я после только узнал, как труд но было тебе тогда. Ну и глупец же я был! Уже на следующий гад ты поступила на заочное отдеде- ние сельскохозяйственного инсти тута. И ты вряд ли догадывеешьс^ !, что твоя настойчивость, прямота, честность, словно переселились за эти три года разлуки в меня. Знаешь, кац помогала ты мне я трудные минуты! А помнишь еще? Тогда же, ког да вышли в метель из села, ты как-то величественно вскинула ру. ку в ст,орону дороги и выкрикнула в метель; — Вот дорога, по которой на будущий год ты вернешься ко мне, — и уже обращаясь к самой дороге; — Будь доброй к нему, дорога! И ВОТ я возвращаюсь по ней. Мехет так же, как и год назад, ко гда мы выходили за село. Интересно, чем ты занимаешься сейчас? Может, сидишь за книгами — ведь скоро у тебя сессия? А может елку убираешь. Я помню ведь, как лкзбила ты это занятие. Повесишь игрушку, отойдешь и смотришь — ну, как, Сашь, это художественно на своем месте? — А красиво, правда? Я иду, а снег под но'гемн расс(|- пается тоже совсем как в тет ве чер, с каким-то слабым, тихим хрустом. Дороги держусь на ощупь. Уже прошел ферму. Хотел зайти, но решил торопиться. Ведь ты, наверное, и так заждалась ме ня. Ты писала мне в последних письмах, что каждый яечер выхо дишь одна за село и стоишь на том месте. Мне очень бы хотелось увидеть тебя сейчас. Вот уже сквозь сплошную пеле ну метели замелькали крохотные звездочки окон. Около одной из них сейчас, наверное, ты. Но, что это!? Кажется, кто-то идет мне на встречу? Или кто-то стоит что-ли? Нет, нет, все не то, кто-то бе жит! Алка! А-а-ал-ка! А. КАМ01КЙИ. ПОД о к н о м у Ивана Фомиче ва в поселке М стёра на Владимир щине кудрявится белоствольная красавица-береза. Прощаясь со мной, он набросал в мой блокнот пейзаж с этой березкой. Ее мож но обнаруж ить и еще во многих его миниатюрах. Правда, каж дый раз она иная—то в разноцветном осен нем уборе или в майском изумру де, веселая и печальная, скромная и горделивая. И Клязьма-река, и малюсенькая М стёрка, и все это заречное приволье с лесными да лями, с тихими задумчивыми озер ками, с яркой ж ивописью лугов излилось в его картинах. Необъятно широк круг интере сов худож ника. Одной из первых его работ был Илья М уромец. И вот на протяж ении тридцати лет былинный герой неотступно владе ет воображ ением худож ника. Излюбленных тем у Фомичева немало. Он вновь возвращается к таким событиям, как Куликовская битва, Бородино, Ледовое тюбои- ще, оборона Москвы. И каж дый раз, переосмысливая материал, ху дож ник по-новому разрабатывает уж е использованную им тему. Большое место в творчестве Фо мичева занимает Октябрь. Вот красногвардейский патруль. Ленин на Финляндском вокзале. Штурм Зимнего. Первые декреты Совет ской власти. Худож нику так ж е близки и события наших дней — «Праздник на Клязьме», «С дипло тонкой кистью мом в родные места», «На цели ну». Листаю их. Сотни пометок ху дож ника. Иногда это согласие, одобрение, а иной раз и протесту ющее восклицание, спор с автором. Нелегкими путями шел худож ник к миниатюре. Его родное село М стёра, со скудной, иеродючен землей, издавна славилось икона ми. Озорные богомазы могли на потребу рынка изготовить икону ноыородского строгановского письма, Могли так подделать ее под рублевские произведения, что и тонкие знатоки ошибались. Но такой «промысел» не увлек Фоми чева, когда 60 лет назад, после окончания школы, он был «при знан достойным звания мастера иконописи». Из одной мастерской он перехо дит в другую, в том числе и по ставляющую иконы царскому дво ру. Делает тщетную попытку по ступить в столичную литографию. И надолго оставляет кисть; пер вая мировая война, окопы. Потом южный фронт граж данской войны. И даж е когда егсг земляки в пер вые годы Советской власти созда ют небольшую артель «Пролетар ское искусство» и расписывают де ревянные игрушки и ковры на кле енке, он приходит сюда лишь сче товодом. 1 олько в тридцатые годы артель приступает к лаковой ми ниатюре. Появляются пудреницы и ларцы, шкатулки и бисерницы с небольшими, но яркими, словно светящимися изнутри картинами. Уж е пож илым человеком, после Киностудия «Мосфильм» ведет в Одессе съемки эпизодов фильма «Золотой теленок» — экранизация романа И. Ильфа и Е. Петрова. Сценарий и постановка М ихаила Швейцера. Главный оператар Сер гей Полуянов. НА СН И М К Е: встреча в Черно- морске Остапа Бендера ((заслу ж енный артист РСФ СР “ Сергей Юрский) с Зосей (артистк а Свет лана Старикова) . Фото А. Фатеева. Фотохроника ТАСС, двадцатилетнего перерыва, Фоми чев вновь берется за кисть. И сра* зу—взлет. А вскоре пришла и ши рокая известность—дипломы и зо лотые медали с выставок из Пари ж а и Нью-Йорка, экспозиции в худож ественных музеях, почетное звание народного худож ника СССР. Тем временем и народное искус ство М стёры выходит на широкую дорогу. Оно полюбилось в городах и селах, изделия мстёрских худож ников отправляют в двадцать стран мира. Прошли годы, Фоми чев остался один из, (тарой гвар дии, но вокруг него поднялась мо лодая поросль. Почти; каж дому из ста худож ников онТи^ давал свое мастерство. ^ М ногие йз 600 произкедепий, со зданных Фомичевы 1 Йл размнож ены в копиях. Миллионными тираж ами разошлись репродукцин. Правда, немало миниатюр ушло, не оставив у автора и следа. — Вы хотя бы эскизы своих ра бот собирали или список их со ставили. — М не еще рано итоги подво дить. А планов столько, что ни дня, ни ночи не хватает. Когда знаешь, что твой труд на радость людям — кисти не отлож ишь. И это в 77 лет. Пришел успех, но не пришло успокоение. Он и в ж изни, как и в своих произведени ях, любит широту интересов!, не;* укротимость творчества. К нему идут за советом, за помощью. Земляки не раз избирали его сво им депутатом. На восьмом десятке лет он вступил в ряды Коммуни стической партии. Я смотрю, как он размешивает краски. В маленьких деревянных вазочках возникают радуги. Колер готов. Иван Фомичев посмотрел на кончик кисти — всего лишь не сколько тонких беличьих волосков. Такая и нуж на миниатюристу. Плотный, кряж истый склонился к новой картине «Декрет о земле». Тут и знакомая осенняя березк а,« несказанная радость людей, др- бывших счастье. Теперь этот кудес ник миниатюры, пока не иссякнут краски, не вымолвит и слова. Григорий ЗАХАРОВ. (А П Н ), ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz