Знамя Октября. 1967 г. (с. Доброе)

Знамя Октября. 1967 г. (с. Доброе)

а с т и т ь м о л о д е ж ь д о с т о й и о «■ Рай ониа я к онф ер ейция по коммунйстйческому воспитанию КАК УЖЕ сообщалось в - нашей газете, состоялась районная кон­ ференция по коммунистическому воспитанию. На конференци |1 с докладом «Активно влиять на формирование коммунистических убеждений уча­ щейся молодежи» выступил пер­ вый секретарь райкома КПСС М. Д. Сушков. — Все передовое чело'венество с чувством гордости и восхищения обращает свои взоры на нашу Родину, — говорит М. Д. Сушков. —Празднование славного полуве­ кового, юбилея Великого Октября вылилось во всемирную демонст­ рацию торжества идей коммуниз­ ма, всех сил прогресса, борющих­ ся за мир и счастье народов на Земле. Сейчас, в канун нового года, мысли советских людей устремле­ ны в будущее. Образование наро­ да, воспитание подрастающего по­ коления стали в нашей стране не­ отъемлемой частью борьбы тру­ дящихся за построение коммуниз­ ма и являются п|ведм#трм особой заботы Коммуми^ической' партии и Советского государства. . Созданная в 'ходе культурной революции, единая государствен­ ная система народного образова­ ния за,50 лет Советской, власти показала свои бесспорные преи­ мущества перед всеми рычее и ныне сущестауюЩйми в каМчтали- стических странах’ системами об­ разования. ц Тяжелой и беетррсветной ' была . прежде жизнь -крбстьянскогр лю­ да в нашем добровском крае. До Октябрьской рев.олюции на терри­ тории нынешнего Добровского района было 9 зеМских и 23 цер­ ковно-приходских школ, В'которых обучалось примерно 1300 учени­ ков и работало чуть больше п’олсотни учителей. Чуо представляли собой дорево­ люционные школы видно из отче­ та за 1394—95 учебный год ин­ спектора народных училищ .Лебе­ дянского уезда Тамбовской губер­ нии о церковно-приходской школе села Борисовка. Он писал: «Поме­ щение тесное, темное и холодное. Обучаются 13 человек»; Занятия начались 5 октября. С 26 ноября по 19 декабря не было учения, так как в школе появилась скарла­ тина. По арифметике пройдено очень мало: ученики изучили только первый десяток, читают по-русски слабо, - к .слввянскому чтению только приступили, по за­ кону божию, первоначальные мо­ литвы учейкки зиа 10 т удовлетво­ рительно. Письмо ведется на гри­ фельных досках, детей обучает один учитель и поп». ' _ И так было не в одной Борисов- ке. А теперь? Давайте проследим на примере той же Бориеоаки. в первые годы Советской власти в села была организована, наталь­ ная школа с обяз^трльным обуче­ ние,м всех детей, В 1927 году стала работать, школа |фестьяиской мо­ лодежи с семилетним обучением, которая , с 1930 года называлась школой колхозной молодежи, а с 1934 года —■неполной средней школой. В 1939 году Борисовская школа лрербразовьюается в сред­ нюю.' В- 1930 году школа выпустила пераьрг своих питомцев. Среди них — писатель Андрей Пришвин, описавший в своем романе «Юность не умирает» становление Советской власти в селе Борисов- кз, кандидат филологических наук Степан Проскурин, успешно защи­ тивший диссертацию по обобще­ нию творчества нашего земляке писателя А. И. Левитова, кандидат сельскохозяйственных наук Аста­ хов, инженеры Греецев и Гусев, Герои Советского Союза Суслов и Швецов и другие. В разных концах страны трудят­ ся бывшие борисовские ученики и ученицы: Борис Нифрнтоа--канди­ дат технических наук,, работает в МоскБ®, Виктор К|^яки«^ученый агрсжэм, возглавляет один из под­ московных совхозов, Мария .Рыж­ кова —« врач, работает в Липецке, Валентина Пучнина •— инженер- радист в Калуге, Т1м«р* А^твхрае —аспирант .МГУ, Валентина Лосе­ ва — инженергэкоиомист и Нина Шикина — агроном трудятся вме^ ств со многими выпускниками ШКОЛЬ! в совхозе «Борисовский» За годы Советской власти неиз­ меримо вырос культурный уро- вень тружеников района. Сейчас мы располагаем широкой сетью школ и культурно-лросветитвль- ных учреждений. У нас в районе 45 школ {7 средних, 16 восьмиЛет- иих, 21 начальная и 1 вспомога­ тельная школа), в которых еже­ годно обучается свыше 10 тысяч учащихся, т. е. более одной пятой всего населения. Больше двух ты­ сяч доброзцев — студенты выс­ ших и средних специальных учеб­ ных завед^^^ий. Только за послед­ ние три года средние шкрлЫ рай­ она подготовили 1327 выпускни­ ков. В нашем районе на каждые 15 взрослых жителей приходится один с высшим, 5 — со средним и средним специальным образова­ нием. 558 учителей обучают детей колхозников, рабочих совхозов и служа|Цих района. Развертывается вечернее и за­ очное обучение работающей мо­ лодежи. 8 вечерних классах обу­ чаются в этом учебном году 253 человека, оформились на заочное обучение — 116 .человек. Увели­ чился контингент воспитанников школьньГк интернатов и групп про­ дленного -дня до 425 чепояек. За последние 2—3 года еаметио укрепилась учебчо-мвтериальная база школ. в юбилейном, 1967 году сданы в эксплуатацию четыре новых зда­ ния ^— в Замартынье, Делиховом и Никольском на 760 ученических мест и 2 классных комнать» на 900 ученических мест. Только за один год учебная площадь школ района расширилась на 1660 ученических мест. '■ Щг: Все это создает благоприятные условия^ для обучения и воспита­ ния учащейся молодежи. И мно­ гие педагогические коллективы школ района успешно решают .сложные и ответственные задачи, стоящие перед ними. Большое место =в идеологиче­ ской работе партии занимает ком­ мунистическое воспитание подра­ стающего поколения. I С каждым годом все большее количество молодежи будет вклю. чаться в Производительный труд, продолжать обучение в вузах, на­ чинать самостоятельную жизнь после-окончания средней школы. Естественно, качество работы школы во многом определяет мо­ ральный облик, ее выпускников, их мировоззрение, идейная убеж­ денность, образованность,;: культу­ ра. Поэтому педагогичефо 1 е кол- лективЦ школ, органы народного образования совместир :с партий- ными, советскими, комсомольски­ ми, профсоюзными и другими об­ щественными организациями дол­ жны всемерно улучшать идейное воспитание юношей и девушек, формировать у них м,атериалисти- Ческое мировоззрение, кол^муни- стическую нравственность, гото­ вить к труду, к сознательному вы­ бору профессии, выработать у мо­ лодежи стремление сделать для своего Отечества, как можно больше, как можно лучше. Выполнение этой важной, задачи невозможно без дальнейшего со­ вершенствования учебного про- цесса, без повышения всей воспи­ тательной работы среди детей и подростков. В школах нашего районе накоп­ лен большой и интересный опыт идейного воспитения учащихся. Коллективы учителей, ергенизуя изучение героической истории Коммунистической партии и Со­ ветского государства, помогают своим воспитанникам стать до­ стойными преемниками революци­ онных, патриотических и трудовых традиций народа. 'Мнете учителя и клесеные ру­ ководители -знакомят школьников е прошяы.м родного края, приоб­ щают их к общественно-полезно­ му труду, привлекают к воспита­ нию учащихся старых кбммуии- ?т®а, участинквв Октябрьской ре­ волюции, гражданской и Отечест- веннЬ.й войн, ветеранов труда, пе-' редовиков производства. Примером многообразной и ин­ тересной деятельности по воспи­ танию детей может служить вось­ милетняя школа села Каликино, которую возглавляет коммунист А. И. Трунов. Учащиеся этой шко­ лы встречались с участником гражданской войны, ординарцем С. М. Буденного Сергеем Ивано­ вичем Бь 1 ковым, недавно награж-" денньЕМ орденом Красной Звезды. Был в гостях у октябрьских школь­ ников старый коммунист, ветеран труда Михаил Филиппович Коври­ гин. Он рассказал ребятам о про­ шлом и настоящем села, , о годах коллективизации. Полезным был пионерский сбор на тему «Наше село за. 50 лет». Торжественно проводят пионе­ ры .Октябрьской школы сборы около обелиска, воздвигмутого в память комсомольца Михаила Ов­ чинникова, погибшего в 30-е годы от рук кулаков. Здесь они дают клятву быть верными ленинцами, достойными старшего поколения. На щкольньЕХ родительских со­ браниях отцы и матери учащихся слушают доклады о родительском авторитете, о привитии детям на­ выков культурного поведения, о трудовом воспитании. Есть в Кали- кино детская комната милиции на юбщественных началах, воспитате­ лем в ней’сработает учительница —т пенсионерка В. Т. Мальцева. Школ, где учителя вдумчиво и глубоко организуют процесс вос­ питания, активно влияют на фор­ мирование коммунистических уб^дбний своих питомцев, у нас немало.; ; Центром воспитательной работы с Детьми на селе является Трубет- чинсквя средняя школа. Воспита­ тельные мероприятия, проводи­ мые в этой школе, отличаются вы­ сокой идейностью и целенаправ­ ленностью. Новое содержание и творческие П.ОИСКИ отражает воспитательная работа и в таких школах района, как Больше-Хомутецкая и ' Бори­ совская средние, Доброаская, Кривецкая и Крутовская восьми- летние и других. Стало обычньЕМ явлением, когда в воспитательньЕХ мероприятиях участвуют предста­ вители старшего поколения, тру­ дом и кровью которого завоевано счастье советской детворы. У нас многое сделано по воспи­ танию школьников на примере жизни и деятельности В. И. Лени- ,на. Ярка% ^убедительная жизнь и беспримерная революционная де­ ятельность Ильича ~ вепикий об- .раз 1 бц и-могучий источник кОмму-^ нибтического воспитания. Изучать Ленина -2'\это значит изучать ре- вбЛюционно-практический опыт ла^тии, познавать торжество идей ленинизма. В ряде- т школ • района—- Бори­ совской, /Добровской, Трубетчин- скбй.сре)# 1 их. Октябрьской, Кри- вецкой, %>У'товской и Преображе- нбвскбй восьмилетних —- :накоплен большой опыт воспитания учащих­ ся на .примерах жизни и деятельг пости вождя. В этих и других шко­ лах умело сочётается борьба за глубокие и прочные знания;основ наук' с развитием общественно-по- -литической активности учащихся, формирование у них коммунисти­ ческих взглядов, убеждений; соз­ нательного отношения к труду. 6 школах района складьЕзается определенная система воспитания учащихся на ленинских примерах. Дети узнают, что характер, убеж­ дения , В. И. Ленина формирова­ лись в процессе глубокого изуче­ ния теории марксизма и претво­ рения ее в жизнь, в процессе ре­ волюционной борьбы. Многие на­ ши школьники уже ясно представ- ляюС замечательные квчества Вла­ димира Ильича — кристальную чи- стоту;,еге морального облика, не­ престанный и самоотверженный труд,Л;тесквйшую и неразрывную связь с. партией и народом, твер­ дость и .прииципйальноеть, интер- нациокалиэм. и патриотизм,. лю­ бовь к ^тям,-заботу об их буду­ щем. Эта достигается путем создания 8 школах лекиНских клессрв-му- зеев,- йомнвт, угОлйов, путем оформления стендов, посаяЩен- ных жизни и деятельности Ленина, в щкояй* проердятся яекинскмв чтения, литературные конферен­ ции и вечера, экскурсии, занятия кружков, на которых ребята зна­ комятся с Жизнью Ильича, 'с его завётами народу, Советскому го­ сударству, Мблодежк. Это помога­ ет школьникам увидеть, как народ под руководством Коммунистиче­ ской партий осуществляет ленин­ ские заветьЕ. Многообразны и разносторонни формы работы с учащимися стар­ ших классов. Учителя историй И.А. Ковригина и.з Добр'озской средней школы, А. Т. Хлебникова из Тру- бетЧинской средней школы, Ф . П. Псковских из Кривецкой восьмй- летней школы и другие рекомен- дувёт учащимся для внеклассного чтёния книги о В. И. Ленине, под­ бирают статьи, рассказьв, докумен­ ты, широко используют газетьЕ, ра. ДИ0. На.уроки и внеклассньЕе за­ нятия учителя приглашают старей­ ших коммунистов, членов бригад коммунистического труда. Так, на­ пример, было в Добровской, Тру- бетчинской средних школах. ВажньЕм средством воспитания учёщихся является изучение про- изёедений. В. И. Денина. Учителя истории, обществоведения, , лите­ ратуры, географии, физики, химии и других предметов должны четко определярь, в каких темах й раз­ делах учебной.; программы следу­ ет . исполЕгзовать, произведения Ленина, органй.чёски увязывая изучение материала ,с решениями ХХ1.11 съезд^ЦТПёС, с практикой коммунистического строительства. Большое внимание школьника­ ми: уделяется изучению истории родного края''— наших сел, кояхо- зоф- совхозов, ; промышленных предприятий,- школ. Интересный материал для написания истории своей школьЕ. собрали борисовские учащиеся. СодержательньЕЙ фото­ стенд «Трубет.'^ино прежде Е[4 те­ перь» оформили трубетминские школьники» Летописи своих сел и школ составили и другие учащие­ ся. . — Воспитанию детей и молоде­ жи в духе совЕОтского патриотизма, уважения вб'еннЬЕХ традиций стар­ шего поколения ВО' многом спо­ собствует развитие разнообразных форм . военно-патриотического воспитамия, — говорит далее док­ ладчик. — ^Большой след не толь- ’ ко в сердцах детей, юношей и д е ­ вушек, но и всех советских людей оставило празднование славного юбилея -г- 20-летия победы над фашизмом. Именно в связи с этим было много хороших начинаний комсомольцев и пионеров райо­ на, которьЕв немало, сделали для увековечивания памяти героев, отдавЕлих жизнь во имя РОДИНЬЕ. А с каким бгром'НЬЕМ интересбм встречались ребята с ветеранами войны, с каким вниманием слуша­ ли они беседы о трудньЕХ, боевьЕХ делах, которьЕв принесли победу. Важное место в патриотическом воспитаниЕТ шкРльников занимает; изучение ксторий минувшей вой- ньЕ и героического подвига совет­ ского народа. В целях усиления военнокЕвтриотического воспита­ ния лионер.ов., и 1 комсомольцев .в школах создаются спецйальньЕе кружки по приобретению военно- техЕЧических знаний, организуются музеи и уголки боевой; славы, устанавливаются меморйальньЕв доски памяти учителей и учеников школы, потбших во время войны. Такая мемориальная доска офор­ млена в Добровской, Борисовской средних школах. Есть они и в дру­ гих школах района. На усадьбе Больше-Хомутецкой средней ШКОЛЬЕ в этом году уста­ новлен б|сст Герою Советского Союза Ивану Семеновичу Зарни- кову. Открыт памятник^бЕОст и другому Герою-земляку /Михаилу Никифоровйчу Быкову в селе Ка­ ликино. Однако не во всех школах уда° ляется дОлжкое внимание важно­ сти военкэ-патриотического воспи­ тания. Например, лишь время от времени проводятся разрознен- ньЕв, не связвнньЕе единым смыс­ лом мероприятия в Ратчкнсхой, Вслченсной средних, Больше-Хо- мякОЕвекей, Горицкой, Екатериноа- ской, Лкпрвёквй, Махонеаскей восьмилетйй.х и других школах» Для Юг©,; чтобы дело вееннб- патрийтичйскогв воспитания бьшо паетамвнв яу>1шнм обрезом, но глубо 1 <о разьясЕ^ять старше- классникам’смыСЛ Ленинских заве-' тов о защйхе; 'социалистического Отечества, на примере ежизни и деятельности В, И, Ленина, выдаю­ щихся советских, партийных и вр- енньЕХ деятелей, на славньЕх бое­ вых и трудовьЕХ традициях совет­ ского народа^ и его Вооружённых Сил воспитывать у учащихся пре­ данность Родине, готовность в лю - ' бой момент защитить ее завоева­ ния. Затем М. Д. Сушков говорит об атеистическом воСпитаЕчии учащих­ ся, анализирует работу школ в этом направлении. — ШкольЕ района под руковод­ ством и активной помощи партий­ ных и советских организаций'до­ бились 'некоторьЕХ успехов в ком- мунистичёско.м воспитании уча­ щихся, — отмечает далее доклад­ чик. — Основным содержанием политического воспитания учащих­ ся, формирования их коммунисти­ ческих убез^ений стали система­ тическое озЕЙакомление учащйхся старших классов с политическими, экономическими и культурными событиями внутри нашей страньЕ и за рубежом, 'с политикой Совет­ ского государства;'Изучение исто­ рии КПСС, жизни й деятельности классиков МарксЕ|^ма-ленийизма,-^~ знакомства с историей и жизечью Ленинского коМСо1^ла, с основ-' ньЕми проблшлами’международно­ го рабочего й КЕрммуниёттичёско.'О движения, с деятельностью з ^ у - ■ бежных молодежньЕх организаций. Большинство учителей школ района ведут серьезную , работу по усилению политйческоЕ^о воспи­ тания учащихся в'учебном про­ цессе.' Это; например, Нйка Луки­ нична Астахбва, учительница Бо- рисовсЕчой средней 'ШКОЛЫ.' Ее вос­ питанники, изучая* обществоведе­ ние, стали более активны’ и любо­ знательны, они готовятся к актив­ ной деятельности, что особенно важно будутЦим гражданам’ стра­ ны Советов. Партийной страстностью и це. леустреМЛвнностью; отмечаются уроки Марий ДмитриевнЕи Булато­ вой, Сергея Петровича Г^ревцеаа, Лидии Павловны Тепловой, Марий Алексеевны Пучниной, Надежды Владимировны Тимохиной; Елены ИванозньЕ БЬЕНковой, -Валентины Алексеевны ’Бугаковой, В'алттйньЕ АлександровйьЕ Зубовой; и многих других. ; ' ,.л Наши лучшие педагрги , излага­ ют учебный мате|>йал - на уровне'^ достижеЕЧИй совремённой .йауки, глубокого партийного подхода к оценке фактов,, понятий и явлений ; в развитии природы и общества,. * они постоянно устанавливают связь преподавания с жйзечью , с ТРУАРМ,. с практикой коммунистического строительства. Однако' система политического воспитания учащихся еще далеко Гнесовершенна. Вт . воспитании школьников велико .подчас увле- •чение показной стороной, мере» , приятияммг рассчитанными , на большое количество участвуЕОЕЦИх., К идейЕчо-лолитичёскому воспита­ нию м. 9 ЛО^^>ки .недоста,тоуно_.пд 1 И', влекаются Етарт'йЙЕТЫе, советские и ’ хозяйстввачиые работники, специа­ листы, пекторьЕ и пропагандистьЕ. ■ Слабо : участвуют, в , этом Деле сельские Дома культурьЕ, к,тубы, библиотеки. В заключение доклада М. Д. Сушков говорит: — Воспитание детей — трудное и сложное дело, требующее от учителя не только знаний, умений, но и вдохновения, постоянных по­ исков, настойчивости и терпения. Только объединив усилия школы, семьи, общественности, самикуча- щихся, можно выполнить те зада­ чи, которьЕй определены Поста­ новлением ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР, о школе по даль­ нейшему улучшению обучения и кеммунистиче&чому воспитанию подрастающеге поколения, . Формирование богатого духов­ ного облика челбаена с коммуни­ стическими убеждениями такое же необходимое, условие для победы коммунизма, как и созда­ ние мвтериельне-’Технкческой. ба­ зы нового строя. Людей будущего воспитывает школа. И надо, чтобы росли они достойными своей ве­ ликой стр1мы— Родины Октября, ее авпики* подвигов и евврщвний.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz