Знамя Октября. 1967 г. (с. Доброе)

Знамя Октября. 1967 г. (с. Доброе)

р - е с а м о й в ыс о к о й ЖОГДА говорято культуре на-* родов нашей Отчизныдо Великого ^ Октября, в памяти невблньо ' воз-1 никаш^ строки Н. А. Некрасоав; ! Ты й. убогая, ты й обильная, ■ Ты и набитая, ты и всесильная, | Матушка, ; 1 Россия и тогда занимала одно| из самыхпочетных, мест в., ряду! стран, вносшик 'наиболее ,значи-; - тельный вкладв_прогресс: мировой1 культурьг; :0на дала миру 1Гушк-и| наш-Толстого, Лобачевского и! Чайквоского и десятки других | имен; составляющих гордость об-{ щечеловеческой нивилизации. И в | то же. время :.сам народ—созда-! тель всех духовных и материлаь-1 Ных. сокровищ--'В своем больпган-1 стве был безграмотен, обречен на| темноту и забитость. Примерно^ четырепятых- населения (от 9. лет| -Щ. старше)_ не умели читатьи пи-:‘ сать. Можно было пбсётить тйся-1 чи деревень и не найти ни одного грамоТногб человека. , Почти поголовнобыло , безгра­ мотно население национальных ок­ раинРоссии. Среди таджиков, нЯг- прймер,грамотных насчитывалось Все советские дети име№т возможность учиться Для них построены сведлые, прекрасно оборудо­ ванные школы. После Уроков каждый сможет до- К 5 О" л е т и га С о в е т с к о й в л а с: т и В м и р е | товвузов, а в Англии53, Италии !-—47; Швейцарии—36. 1 Дникультуры и искусствасою-з Iныхреспублик, которые проходят 1в канун великогоюбиляе в Моск- Iве, особенно яркодемонстрируют, !как высоко поднялись за полвека ■культура и искусство всех брак 1екихнародовСССР: I Показаетлем высокого культур- !ногоуровня советского общества 1 является и следующий факт: чет- 1вертаячастьвсех книг, иэдавае- |мых в мире,' приходится на, долю IСоветского Союза. Создава новая интеллигенция попнитбльно заниматься в школьных кабинетах, как ! эти учащиеся в кабинете физики.; - ■ В Все завдевания кулыпуры^народу ЧЕРЕЗ два.месяца посйе. Вели­ кого Октября, выступая да- Ш лишь0,5 процента (один умеющий съезде Советов, Владимир Ильич читать и писать на 200 чёловёк!), говорил; среди .киргизов —0,6 Процента; «Раньше весь человеческий ум,, туркмен—0,-7.. процента й т. д.. весь его гений творил только для В:И;Лёнин в^1,913 году сбрлью того.’ чтобыдать однимвсе блага и,гневом .писал;, «Такой дикой техники и. культурь!,,.а других ли- и страны, в которой бы масы наро­ да настолько бы.ти ограблены в смылсе образования, света и зна­ ния,—такойстра 1 ны в Европе не осталось ни одной, кроме РОс- .рид». ■ ■ ■ ■ : ' ' ■В капиталистических странах Европытоже не ахти как заботи­ лись о просвещении народных масс, ноцарское правительство де­ лало еще во много крат меньше. Помещикам и капиталистам было выгодно.держать народ- в ' темно­ те, чтобылегче было .его эксплуат I тировать, -Известен факт,- кргда % царьАлександр III па-, судебном " :де.№: одной крестьянки,в'ысказав­ шей мечту отдать своего■сына в .гимназию, наложил резолюцию: «В том-то и весь ужас,- чтомужик, а тоже лезет в гимназию шить самого необходимого—про- щих Нарондыйкомис ариат про-^ ликбеза, где учились читать свещенйя,.—А. В. Луначарского, .писат'ьмиллионы'. люДрйГ Н. К..Крупскую, М, Н. Покров.- ...Знаменитые пять последних ского, Ф. В, Ленгника- и многих своих статей Ильич,,,тяжело боль- других. Пролетраское государство .ной; не мот-уже писать :евоеиру- отмёнилоплату за обучение вшко- кой-^онШ'Диктовал стенографу, лё. Более того,в вузах, рабфаках, В этих статьях Ленин подвед ито- советский ученый, техникумах у^чащиёся стали ббёс- ги проделанногСооветским госу- четвертыйврач на пёчиваться сттаёндимй/'|(ла"’'%^ ДарствбМн ’намётйЙ^йМй^ ветскии врач, щго. стране -4 культурной революциине только вывело трудовые массыиз духов­ ного рабства и темноты, приобщи­ ло их к богаттсвам культуры,' на­ копленныхчелоевчеством,; ноида- лр возможность вырастить новую йн'геллигенцйю из рабочих и кре­ стьян—плотьот плотинарода. Мы законо гордимся,что каж­ дыйчетвертый ученый в мире— что каждый планете—со- инженерв у больше, чем в США, и больше, чемво всех западноевропейских странах, вме­ сте взятых. - • . . Име ча т е л ьны е акты свещенйя и развития. Теперь же литичёсокгои культурного просвНь ния С 0 .|иа.’шзм;аПдной из важней- нас в два с лишним раза все чудеса техники, все, завоева-- щения масй были созданы такие щих Частейэтогипланд было осу- ния культурьгстанут общенарод--учреждения, как рабочиеклубы в ществление культурной рволюции ным достояни ем ... гордах,-избы'-чита.тьниТдёрёвнё,'в стране; задачи которой’"УБлаДи- И молодое Советскееросударст- шко.ш по ликвидации неграмотно- мир Ильич определид. в статье во с первых же'СВОИХшагов начи- стивзрослого населения—пункты «Страничкиз дневника», нает осуществлять эТо програм-, ■ Ч иное ленинское положение, выра-, жающее, ирю . -социалистической революции в области культуры. кАК БЫ радовался Ильич ее- нЫх курсах по повышению свбей Партия направляет на ФЬ онт годня цифрам, повествующим о квалификации. ^ культурного строительства многих культурном уровне.наших рабочих В царской России было для на- видныхсвоих деятелей, возг'лавйв- и крестьян! ' . рада всего лишь 200;клубных уч- — ^ - Из каждых'100 советских про- Рождений. С е й ч а с н а с только профсоюзы имеют 19 тысяч клу­ бов, домов'и, дворцов культуры. Всего же клубных учреждений в стране насчитывается около 130 работы, зрительный зал . на 800 шее и среднее образование имеюттысяч. В них только в кружках ^ст,-библиотека, читальный зал. свьше зО человек - пример^^ художественной .самодеятельности Краснодарский край. Здание мышленныхрабочих почти60 че- нового Дворца к у Л-Ь т у р ы в станице Ново-Мытаст о. в с к о й ловёк имеют высшее и среднее КрТноармёйс^^^^^^^^ ЗдеГь; и неп,шное) образование, имеются комнаты яАя кружковой Аиз каждых 100 колхозниковвыс- -каждьштретий.. Эти цифры5() лет том| - назад показались бы фантастичесикми. ;С!ейчас у нас почти каждый тре­ тий человек учится! Свыше . 48 .МИ.ТЛ.ИОНОВдетей,занимаются в об- :щеобразовательных школах;-2мил- глиона человек—в училищах про, ::фессжонально-те1ннческогоб'ра­ зования и школах ФЗУ; 4 милли­ она — Б средних специальньгх учебных заведениях; почти '4,2 -миллиона—в вузах и свыше14,3 'миллиона человек без отрыва от нроизводства обучаю'тся наразлич- 10 миллионов . Ташксятт. У Зульфизар Свйдалие- .вой и Дильбар Каримовой хоро­ шее настроение,. Успешно окончив Педагогический институт имени Низами, молодыа педагоги полу­ чили назначения: одна - - в сред­ нюю школу Андижанской области, другая—в педучилище Ташкента. Ныне'все че.товечество признает Донецкая обпаеть. Выпускники первой на Украине сельской на­ родной консерватории Николай Кириченко—токарь колхоза «Ро­ дина», Георгий Брова—тракторист колхоза «Маяк», Владимир Нико­ лаев ^— механизатор отделения «Сельхозтехники» и Николай Круг- пик — сельский электромонтер. занимается свыше человек." Особенно- поразительны дости­ жения народов -бывших^ колони­ альных окраин царской империи. - Вот лишь одинпример.; Сохра­ нился первьшИриказ, Изданный выдающиеся достижения совет- тодько что созданньш тогда На- науки в областифизики, хи-г родным комиссариатом просвеще- мий, математикиб,иологии, меди- ния Таджикистана. В нем гово- Циныи других областей знания, рится; «Принять на .учет Таджик- Весь мир признает блестящие уе^* екои АССР всех работинков отде- цехи нашей науки в изученийВсе- лов народногробразовайия, учи- деиной и в освоении космического телеи и с.тужащих школ--всего _ ^ 31 человек, 4 интерната И 3 на- Р Ф * , чальных школы с количествмо Все это—;резуяьтат претворен ■'учащихся 152-человека». Всего ния в жизнь идей Великого Окь ! же учащи-хся в начальных школах . I в ресцублике насчитывалось 400 : - . „ 1человек. Средних, а темболее'выс- Лучшие достижения советской I шйх школтогдаздесь не было. культуры,—говорится в Тезисах I В 1965—66 учебном "году в Д® КПСС к 50-летию Великого ! Таджикистане училось: 583 тыся- Октября,“ прочно вошли в духов- I чи человек в общеобразовательных ную жизнь нашего народа, они I школах; 32 тысячи-в технику- обогащают сокровищницу проТрес- ! махи 30,4 тысячи студентов—в сивной культуры всего человечест-. ] семи вузах реснублйки. пользуются мировымпризнани» '] , Примечательно и другое. В Тад- ем; жикистанё на 10, тысяч человек населения й| 1 йходйтея 118 'студея* И. ШЛОВ (ТАСС), Снйши фбтвхрвнийи ТАСС,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz