Знамя Октября. 1967 г. (с. Доброе)

Знамя Октября. 1967 г. (с. Доброе)

КАК уже сообщалось в нашей газете, на днях состоялось авгу­ стовское совещание учителей рай­ она. На пленарном заседании с док­ ладом «Развитие народного обра­ зования за 50 лет Советской вла­ сти и.меры по дальнейшему улуч­ шению учебно-воспитательной ра­ боты в школах и других детских учреждениях Добровского райо­ на» выступила заведующая район­ ным отделом народного образо­ вания Н. П. БОЛОТОВА. — Два с половиной месяца от­ деляют нас от пятидесятой годов­ щины Великого Октября, — гово­ рит докладчик. —' Подготовка к полувековому юбилею Советского государства во многом определя­ ет сейчас всю трудовую, политиче­ скую и духовную жизнь народа. Советские люди стремятся достой­ но встретить славный рубеж в ис­ тории кашей великой Родины. В Тезисах ЦК КПСС «50 лет Ве­ ликой Октябрьской социалистиче­ ской революции» говорится, что для успешного построения социа­ лизма необходимо было осущест­ вить культурную революцию. В ре­ шении этой важной задачи выдаю­ щаяся роль принадлежит совет­ ской школе. Н. П. Болотова характеризует далее ту огромную работу, кото­ рая развернулась при Советской власти по преодолению культур­ ной отсталости страны, говорит о массовом походе за грамотность и роли школы в этом большом де­ ле. Большие изменения произошли в школьном деле за 50 лет Совет­ ской власти на территории Доб- ровского района. Неизмеримо вы­ рос культурный уровень тружени­ ков района. К 1936-^1937 годам у нас полностью была ликвидирова­ на неграмотность, а позднее и ма­ лограмотность населения. Все дети и подростки, подлежа­ щие обучению, — отмечает док­ ладчик, сейчас учатся в школах. В 6 средних, 17 восьмилетних и21 начальных школах ежегодно обу­ чается свыше 10 ТЫСЯЧ учащихся— более одной пятой населения рай­ она. Более двух тысяч добровцев — студенты высших и средних специальных учебных заведений. На каждые 15 жителей района приходится один человек с выс­ шим, 5 со средним и средним спе­ циальным образованием. 545 учи­ телей обучают детей тружеников колхозов и совхозов, из них 189 с высшим, 114 е незаконченным высшим, остальные со средним педагогическим образованием. В районе открыто три детских сада — в Добром, Трубетчино и Каликино, в которых воспитывает­ ся свыше 258 малышей. В 1966 го­ ду Добровский детский сад-ясли получил новое благоустроенное здание, где детям созданы необ­ ходимые условия для физического развития и правильного воспита­ ния. Растет количество совхозных и колхозных детских учреждений. Хорошими воспитателями заре- коме.чдовали себя работники до- шко.чьных учреждений В. П. Шин- кгренке, М. С. Кезловцева, С. Ф. Кар.пкка, Г. П. Дубкнекая. Учителя первых классов всегда благодарны им за хервшую подгетевку детей к шко.че. За последние 2—3 года, продел- н-;зет Н. П. Баяетовз, за.меткэ ук­ репилась учебно-материелькая ба­ за школ. В нашем районе боль­ шее внимание уделяется етрои- те.льству шке.чькых зданий.- Совсем недавно сданы в зкегшуатацию ти­ повые здания Добравской к Тру- бегчикской средних шкал на 328 ученических мест каждое. Новые здания шкэ.ч геетреекы в селах Б.-Хо.ияки, Вд.ччье, Чечеры, Бого- родицкоа, Гудбек, деревнях Ка­ менка, Капи-анщнно и других на­ селенных пунктах. С каждым годом пополняется оборудование шко.п. Для его раз­ мещения и более рационального использования организуются учеб­ ные кабинеты. На вооружении учи­ телей — 55 микроскопов, 18 кмио- апгшратоа, 99 различных проекто­ ров, 27 радиоприемников, б ре- диэузлое, 19 .магнитофонов и дру­ гие технические средства обуче­ ния. Докладчик отмечает самоотвер­ женный труд и активное участие в делах народного образования района первых учителей. Это Петр Сергеевич Андреев, первый ди­ ректор Добровской средней шко­ лы, завуч этой же\ШКолы Констан­ тин Павлович Нифонтов, геройски погибшие в годы Великой отечест­ венной войны, бывший директор Трубетчинской средней ^ школы Сергей Семенович Семикин, от­ давший народному просвещению 45 лет своей жизни, учительница Б.-Хомутецкой средней школы Ла­ риса Дмитриевна Окорокова и многие, многие другие. Замечательные традиции этих мастеров педагогического процес­ са продолжают нынешние воспита­ тели подрастающего поколения. Хорошими руководителями кол­ лективов, воспитателями, активны­ ми общественниками являются ди­ ректор Поройской восьмилетней школы Надежда Митрофановна Златоверховникова, директор Бо­ рисовской средней школы Андрей Иванович Астахов, заведующий Ратчинской начальной школой Иван Петрович Хрупов, директор Б.-Хо­ мутецкой средней школы Сергей Павлович Жестерев, директор За- мартыновской восьмилетней шко­ лы Сергей Сергеевич Пушилии, директор Октябрьской восьмилет­ ней школы Александр Ильич Тру­ нов и другие. Все они внесли не­ малый вклад в создание рацио­ нальной организации учебно-вос­ питательного процесса в школах, в дело ликвидации второгодниче­ ства. Труд многих учителей нашего района получил высокую оценку. 79 из них награждены орденами и медалями, 46 — значками «Отлич­ ник народного просвещения», 32 учителям вручены Почетные гра­ моты Министерства просвещения РСФСР. Почетного звания «Заслу­ женный учитель школы РСФСР» удостоены В. И. Жданкина, М. Д. Булатова, Е. А. Рыжкова, А. Н. Дегтярева. В Постановлении ЦК КПСС и Со­ вета Министров СССР «О мерах дальнейшего - улучшения работы средней общеобразовательной школы», продолжает Н. П. Болото­ ва, говорится &’том, что интересы дальнейшего роста культуры на­ рода и развития производитель­ ных сил настоятельно требуют значительного повышения качества знаний учащиеся, лучшей подго­ товки их к общественно-полезно­ му труду. Советская школа и впредь должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Важнейшей зада­ чей в развитии народного образо­ вания, как ЭТО определил XXIII съезд КПСС, является осуществле­ ние в основном к 1970 году всеоб­ щего среднего образования. Далее Н. П. Болотова анализиру­ ет итоги деятельности школ в ис­ текшем учебном году. В 1966—1967 учебном году ус­ пешно выполнен народно-хозяйст­ венный план, многие плановые за­ дания перевыполнены. Закон о всеобщем обязательном обучении также выпелнеш По .состоянию на 5 сентября 1966 года все дети и подростки, педпбжащие ебяза- тепько.му обучению, сели за школьные парты. Докладчик отмечает также не- дорабэткм и .упущений, еще имею­ щие месте в этом важ.чем деле. В частности, не все благепелучко было с ерганизацмей школьных интеркатов, ледзозем детей а школы, рабетой групп продленно­ го дня. В наступающем учебном году есть все возможности устра­ нить эти кбйветйтки. ^ т в я в ш задача школы, отмечает до.чяадчкк, давать учащимся прсч- ныз зкания основ наук, формирс- еать у н и к Е ы е с й у ю коммунистиче­ скую сознательность, готовить мо­ лодежь к жнзни, к труду. Учительством района немало сделано для выполнения этой за­ дачи. Хороших показателей в учебной и воспитательной работе добились коллективы Борисовской, Трубетчинской средних школ. За­ метно повысилась успеваемость в Б.-Хомутецкой, Ленинской и Рат­ чинской средних школах. Из воеь '1 милетких школ самую высокую успеваемость {98,1 проценте) име­ ет Крнвецкая школа. На немного отстают от нее Панинская, Порой- ская. Октябрьская и Крутовская восьмнлетние школы. Пять началь­ ных школ (В.-Семеновская, Камен­ ская, Лесхозовская, М.-Озерская и Побединская] добились полной ус­ певаемости своих учащихся. Однако в некоторых школах ус­ певаемость учащихся продолжает оставаться низкой. К числу их от­ носятся Чечерская, Екатеринов- ская, Добровская, Горицкая и Ли- повская восьмилетнме школы. В целом по району успеваемость в 1966—1967 учебном году соста­ вила 97,5 процента против 97,2 процента в прошлом году. Количе­ ство второгодников сократилось на 34 человека. Это — результат улучшения качества преподавания, постановки всего учебно-воспита­ тельного процесса. Многие педа­ гогические коллективы отказались от старых, шаблонных методов обучения, творчески используют в своей работе последние достиже­ ния педагогической науки и пере­ довой опыт учителей-новаторов. Большинство учителей овладело рациональной организацией уро­ ка. Большое место в докладе Н. П. Болотовой заняли вопросы воспи­ тания нового человека, активного строителя коммунистического об­ щества. Особенно благоприятные условия для улучшения всей школьной воспитательной работы ймеются сейчас, в преддверии ве­ ликого праздника — полувекового юбилея нашего государства. Каж­ дый ученический и педагогический коллектив старается встретить его хорошими делами, новыми успеха­ ми. Учителя помогают своим вос­ питанникам лучше узнать прошлое родного края, приобщиться к ре­ волюционным, боевым и трудовым традициям советских людей, вос­ питывают учащихся в духе верно­ сти заветам великого Ленина, де­ лу Коммунистической партии. К активному участию в подго­ товке к празднику школы района привлекают старых коммунистов, участников Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской и Великой Отечест­ венной войн, ветеранов труда, пе­ редовиков производства. Так, в селе Каликино средняя и восьми- летияя школы совместно с библи­ отекой и клубом ^провели вечер- встречу трех поколений, на кото­ ром учащиеся встретились с уча­ стниками двух войн, героями тру­ да, многое узнали из прошлого своего села. Подобные встречи организуются в Трубетчинской средней, Пекинской, Чечерекой восьмилетних и других школах района. С Великим Октябрем, говорит докладчик, неразрывно связано Имя Владимира Ильича Ленина. Поэтому воспитание учащихся на примере жизни и революционной деятельности великого вождя за­ нимает сейчас особо важ.чое мес­ то во всей системе воспитательной работы. Школы района накопили бога­ тый опыт изучения биографии В. И. Ленина, Ленинских заветов. Эта работа осуществляется как в процессе изучения программного м а т е р н а , ' ! Э , так и на внеклассных З а н я т и я х , в о всей деятельности пи- с.черск»;:Х И КОМСОМОЛЬСКИХ органи- заций. Старшеклассники получают н а г ь ш н самостоятельной работы над ленинскими произведениями. — Мы находимся в. преддверии великого праздника, — говорит в ззключекие Н. П. Бопотввз.—Под­ готовка к славному юбилею Со­ ветского государства требует от всех работников просвещения безус,поеного и точного выполне­ ния всех- заданий народнохоэяйет- веииеге плана, закона об ебяза- те,-!ьном восьмилеткем обучении. Быпэякить социалистические обя­ зательства, принятые в честь 5С-ле- тня Великого Октября—наша пер­ вейшая обязанность, наш подарок Родине. Работкнки народного образова­ ния Добровского района приложат все силы к тому, чтобы дать уча­ щимся глубокие и прочные зна­ ния, воспитать из них верных ле­ нинцев, убежденных борцев за кеммуиизм. Затем по докладу разеернулнее прения. Первей слово берет заеуч тябрьской восьмилетней шйолы. Заслуженная учителькица лы РСФСР Е. А. РЫЖКОВА. —Коллектив учителей нашей школы, — говорит она,--стремит­ ся достойно встретить замечатель­ ный праздник—эО-летие ' Великого Октября. Учителя все делают для того, чтобы давать учащимся проч­ ные и глубокие знания, воспиты­ вать их людьми убежденными, стойкими, готовыми продолжать славные традиции борьбы и труда старшего поколения. В школе много настоящих масте- ров-педагогов. Секрет их успеха в том, что они умеют интересно построить процесс обучения, дой­ ти до сердца каждого ученика. Хороших успехов в работе добива­ ются учителя А. В. Позднякова, A. С. Кочетова, К. Ф. Кочетова, М. В. Трунова, Н. Д. Безбородов. Е. А. Рыжкова подробно оста­ навливается на опыте работы луч­ ших учителей, анализирует приемы и методы, с помощью которых они делают процесс обучения эмоцио­ нально ярким, эффективным. Оратор говорит также р роли и значении межпредметных связей, о различных формах внеклассной и внешкольной работы. Так, в шко­ ле стало доброй традицией прове­ дение тематических вечеров. В истекшем учебном году каждый учитель—предметник подготовил и провел по одному такому вече- РУ- Особенно интересно прошел те­ матический вечер на тему «Наша Родина за 58 лет». На нем ребята узнали много интересного не толь­ ко из истории нашей страны, но и своего родного села. На вечер бы­ ли приглашены ветераны труда и войн, передовики колхозного про­ изводства. Выступает учительница матема­ тики Добровской средней школы B. Д. ХАРИНА. Она говорит о гро­ мадной роли, которую играет сей­ час математика во всех отраслях знаний, в практической деятельно­ сти людей, о путях и средствах достижения глубоких и прочных знаний по этому предмету. —Первое и главное условие ус­ пеха, подчеркивает она,—система­ тическая работа учителя над со­ бой, пополнением им своих зна­ ний. Не менее важное значение имеет правильная постановка пре­ подавания. А для этого надо стре­ миться к тому, чтобы,каждый урок математики был развивающим, со­ ответствовал современному уров­ ню науки. Учительница рассказывает да­ лее о том, как она добивается уг­ лубленного усвоения учащимися своего предмета, о методике ре­ шения в классе и на внеклассных зан51тиях задач повышенной труд­ ности, о самостоятельной работе учащихся с книгой. Учителя математики нашей шко­ лы, говорит В. Д. Харина, большое внимание уделяют работе матема­ тических кружков. Это большое подспорье в успешном усвоении учащимися программного мате­ риала. Директор Замартыновской вось­ милетней шкрлы С. С. ПУШИЛИН посвятил свое выступление воспи­ танию подрастающего поколения на революционных, боевых и тру­ довых традициях старшего поколе­ ния, участию школьников в обще­ ственно-полезной работе. В этом году будет сдано в экс­ плуатацию новое здание Замарты­ новской восьмилетней школы. В его строительстве активное уча­ стке принимали учащиеся школы. Они трудились ка стройке не толь­ ко в течение учебного года, но и летом, когда занятия окончились. Каждый школьник отработал на строительстве по 5т-6 дней. Тесная связь установилась меж­ ду школой и колхозом «Свобод­ ный сокол». Учителя и ученики по­ могают колхозу во время полевых работ. Колхоз в свою очередь по- могаег школе транспортом, строи­ тельными материалами. Социалистические обязательства, взятые школой в ч.есть 50-летня Советской власти, заканчивает свое выступление С. С. Пушнлнн будут выполнены в срок. На трибуне зазуч Дебревеной вёсьмилетней школы Т. Н. ДН€П« РИКОВА. Зеспитанне детей, гово­ рит она, дело большой государст­ венной важности. Решающую роль здесь играет школа. Но она одна не в силах справиться с этой зада­ чей. Нужны помощь со сторойы общественности, тесный контакт семьи и школы. Коллектив .Добровской восьмн- летней школы работе с родителя­ ми уделяет бол^ое внимание. Ведется работа по пропаганде сре­ ди родителей педагогических зна­ ний. В истекшем учебном году бы­ ла проведена конференция роди­ телей по обсуждению материалов журнала «Семья и школа». Орга­ низован педагогический лекторий. Большую помощь педагогическому коллективу оказывает родитель­ ский комитет. Члены его, работая под руководством учителей, часто посещают родителей на дому, про­ водят с ними беседы, информиру­ ют об успеваемости и поведении детей. Слово предоставляется первому сек|1етарю РК ВЛКСМ В. А. АНАН- СКИХ, посвятившему свое выступ­ ление роли школьных комсомоль­ ских организаций в постановке учебно-воспитательного процесса. Он отмечает, что вся их работа ведется сейчас под девизом «Пя­ тидесятому Октябрю—;ДОстойную встречу». Хорошо работают ком­ сомольские организации Трубет­ чинской, Борисовской средних, Крутовской восьмилетней школ. Здесь часто проводятся тематиче­ ские вечера, встречи с пёредови- ками производства, оформлены стенды, альбомы, посвящённые Великому Октябрю. Комсомольцы оказывают боль­ шую помощь колхозам и совхо­ зам, принимают участие в ремонте своих школ. Очень важно, говорит В. Л. Ананскнх, чтобы учительские кол­ лективы повседневно помогали школьным комсомольцам, направ­ ляли всю их деятельность. Хорошо помогают комсомольским органи­ зациям учительница. Трубетчии- ской средней школы Г. И. Васина, учителя Добровской средней шко­ лы И. А. Ковригина и В. Д. Хари­ на, учитель Г1анинсиой восьмилет­ ней школы и. Н. Клейменов, ■ С интересом было выслушано выступление завуча Б.-Хомутецкой средней школы М. С. ВОСТРИКО; ВОЙ. Она рассказаоа об организа­ ции в школе методической рабо­ ты. I Несколько лет здесь .под руко­ водством опытней учительницы А. И. Нетесиной работает школа передового опыта. Проводятся по­ казательные уроки. Слушатели школы передового опыта разраба­ тывают темы отдельных уроков. В школе восемь предметных ко­ миссий. Их заседания проводятся иногда в целях распространения передового опыта в школах сосед-' них сел. ■Вопросы методической работы являются также предметом обсуж­ дения на педсоветах, секции класс­ ных руководителей. Работе с родителями посвятила свое, выступление учительница Трубетчинско'й средней школы За-; служенная учительница школы РСФСР М. Д. БУЛАТОВА. В школе создан родительский факультет народного университета. Каждый учитель—лектор этого факультета. Родители охотно посещают заня­ тия. Как организовывался факуль­ тет, формы и методы его работы' —обо всем этом и рассказала г своей речи М. Д. Булатова. Более тридцати лет отдала на­ родному образованию директор Поройской восьмилетней школы Н. М. ЗЛАТОВЕРХОВНИКОВА. Че­ рез несколько дней она уходит на заслуженный отдых. Выступление ее было адресовано тем, кто толь­ ко вступил на нелегкий, но благо­ родный путь народного учителя. С волнением говорила старая учи­ тельница о пройденном ею пути,' о трудностях и радостях, которые пришлось пережить за долгие го­ ды работы в школе. —Я уверена,-говорит Надежда Митрофановна, — что молодое поколение с честью продолжит благородные традиции учителей старшего поколений. В прениях по докладу Н. П. Бо­ лотовой приняли также участие за- зедующий областным отделом на­ родного абразовёиия И. А. ПОНО> МАРЕВ и се 1 фетарь РК КПСС М, В. АВЦИН01, ^ %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz