Знамя Октября. 1967 г. (с. Доброе)
КАК уже сообщалось в нашей газете, на днях состоялось авгу стовское совещание учителей рай она. На пленарном заседании с док ладом «Развитие народного обра зования за 50 лет Советской вла сти и.меры по дальнейшему улуч шению учебно-воспитательной ра боты в школах и других детских учреждениях Добровского райо на» выступила заведующая район ным отделом народного образо вания Н. П. БОЛОТОВА. — Два с половиной месяца от деляют нас от пятидесятой годов щины Великого Октября, — гово рит докладчик. —' Подготовка к полувековому юбилею Советского государства во многом определя ет сейчас всю трудовую, политиче скую и духовную жизнь народа. Советские люди стремятся достой но встретить славный рубеж в ис тории кашей великой Родины. В Тезисах ЦК КПСС «50 лет Ве ликой Октябрьской социалистиче ской революции» говорится, что для успешного построения социа лизма необходимо было осущест вить культурную революцию. В ре шении этой важной задачи выдаю щаяся роль принадлежит совет ской школе. Н. П. Болотова характеризует далее ту огромную работу, кото рая развернулась при Советской власти по преодолению культур ной отсталости страны, говорит о массовом походе за грамотность и роли школы в этом большом де ле. Большие изменения произошли в школьном деле за 50 лет Совет ской власти на территории Доб- ровского района. Неизмеримо вы рос культурный уровень тружени ков района. К 1936-^1937 годам у нас полностью была ликвидирова на неграмотность, а позднее и ма лограмотность населения. Все дети и подростки, подлежа щие обучению, — отмечает док ладчик, сейчас учатся в школах. В 6 средних, 17 восьмилетних и21 начальных школах ежегодно обу чается свыше 10 ТЫСЯЧ учащихся— более одной пятой населения рай она. Более двух тысяч добровцев — студенты высших и средних специальных учебных заведений. На каждые 15 жителей района приходится один человек с выс шим, 5 со средним и средним спе циальным образованием. 545 учи телей обучают детей тружеников колхозов и совхозов, из них 189 с высшим, 114 е незаконченным высшим, остальные со средним педагогическим образованием. В районе открыто три детских сада — в Добром, Трубетчино и Каликино, в которых воспитывает ся свыше 258 малышей. В 1966 го ду Добровский детский сад-ясли получил новое благоустроенное здание, где детям созданы необ ходимые условия для физического развития и правильного воспита ния. Растет количество совхозных и колхозных детских учреждений. Хорошими воспитателями заре- коме.чдовали себя работники до- шко.чьных учреждений В. П. Шин- кгренке, М. С. Кезловцева, С. Ф. Кар.пкка, Г. П. Дубкнекая. Учителя первых классов всегда благодарны им за хервшую подгетевку детей к шко.че. За последние 2—3 года, продел- н-;зет Н. П. Баяетовз, за.меткэ ук репилась учебно-материелькая ба за школ. В нашем районе боль шее внимание уделяется етрои- те.льству шке.чькых зданий.- Совсем недавно сданы в зкегшуатацию ти повые здания Добравской к Тру- бегчикской средних шкал на 328 ученических мест каждое. Новые здания шкэ.ч геетреекы в селах Б.-Хо.ияки, Вд.ччье, Чечеры, Бого- родицкоа, Гудбек, деревнях Ка менка, Капи-анщнно и других на селенных пунктах. С каждым годом пополняется оборудование шко.п. Для его раз мещения и более рационального использования организуются учеб ные кабинеты. На вооружении учи телей — 55 микроскопов, 18 кмио- апгшратоа, 99 различных проекто ров, 27 радиоприемников, б ре- диэузлое, 19 .магнитофонов и дру гие технические средства обуче ния. Докладчик отмечает самоотвер женный труд и активное участие в делах народного образования района первых учителей. Это Петр Сергеевич Андреев, первый ди ректор Добровской средней шко лы, завуч этой же\ШКолы Констан тин Павлович Нифонтов, геройски погибшие в годы Великой отечест венной войны, бывший директор Трубетчинской средней ^ школы Сергей Семенович Семикин, от давший народному просвещению 45 лет своей жизни, учительница Б.-Хомутецкой средней школы Ла риса Дмитриевна Окорокова и многие, многие другие. Замечательные традиции этих мастеров педагогического процес са продолжают нынешние воспита тели подрастающего поколения. Хорошими руководителями кол лективов, воспитателями, активны ми общественниками являются ди ректор Поройской восьмилетней школы Надежда Митрофановна Златоверховникова, директор Бо рисовской средней школы Андрей Иванович Астахов, заведующий Ратчинской начальной школой Иван Петрович Хрупов, директор Б.-Хо мутецкой средней школы Сергей Павлович Жестерев, директор За- мартыновской восьмилетней шко лы Сергей Сергеевич Пушилии, директор Октябрьской восьмилет ней школы Александр Ильич Тру нов и другие. Все они внесли не малый вклад в создание рацио нальной организации учебно-вос питательного процесса в школах, в дело ликвидации второгодниче ства. Труд многих учителей нашего района получил высокую оценку. 79 из них награждены орденами и медалями, 46 — значками «Отлич ник народного просвещения», 32 учителям вручены Почетные гра моты Министерства просвещения РСФСР. Почетного звания «Заслу женный учитель школы РСФСР» удостоены В. И. Жданкина, М. Д. Булатова, Е. А. Рыжкова, А. Н. Дегтярева. В Постановлении ЦК КПСС и Со вета Министров СССР «О мерах дальнейшего - улучшения работы средней общеобразовательной школы», продолжает Н. П. Болото ва, говорится &’том, что интересы дальнейшего роста культуры на рода и развития производитель ных сил настоятельно требуют значительного повышения качества знаний учащиеся, лучшей подго товки их к общественно-полезно му труду. Советская школа и впредь должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Важнейшей зада чей в развитии народного образо вания, как ЭТО определил XXIII съезд КПСС, является осуществле ние в основном к 1970 году всеоб щего среднего образования. Далее Н. П. Болотова анализиру ет итоги деятельности школ в ис текшем учебном году. В 1966—1967 учебном году ус пешно выполнен народно-хозяйст венный план, многие плановые за дания перевыполнены. Закон о всеобщем обязательном обучении также выпелнеш По .состоянию на 5 сентября 1966 года все дети и подростки, педпбжащие ебяза- тепько.му обучению, сели за школьные парты. Докладчик отмечает также не- дорабэткм и .упущений, еще имею щие месте в этом важ.чем деле. В частности, не все благепелучко было с ерганизацмей школьных интеркатов, ледзозем детей а школы, рабетой групп продленно го дня. В наступающем учебном году есть все возможности устра нить эти кбйветйтки. ^ т в я в ш задача школы, отмечает до.чяадчкк, давать учащимся прсч- ныз зкания основ наук, формирс- еать у н и к Е ы е с й у ю коммунистиче скую сознательность, готовить мо лодежь к жнзни, к труду. Учительством района немало сделано для выполнения этой за дачи. Хороших показателей в учебной и воспитательной работе добились коллективы Борисовской, Трубетчинской средних школ. За метно повысилась успеваемость в Б.-Хомутецкой, Ленинской и Рат чинской средних школах. Из воеь '1 милетких школ самую высокую успеваемость {98,1 проценте) име ет Крнвецкая школа. На немного отстают от нее Панинская, Порой- ская. Октябрьская и Крутовская восьмнлетние школы. Пять началь ных школ (В.-Семеновская, Камен ская, Лесхозовская, М.-Озерская и Побединская] добились полной ус певаемости своих учащихся. Однако в некоторых школах ус певаемость учащихся продолжает оставаться низкой. К числу их от носятся Чечерская, Екатеринов- ская, Добровская, Горицкая и Ли- повская восьмилетнме школы. В целом по району успеваемость в 1966—1967 учебном году соста вила 97,5 процента против 97,2 процента в прошлом году. Количе ство второгодников сократилось на 34 человека. Это — результат улучшения качества преподавания, постановки всего учебно-воспита тельного процесса. Многие педа гогические коллективы отказались от старых, шаблонных методов обучения, творчески используют в своей работе последние достиже ния педагогической науки и пере довой опыт учителей-новаторов. Большинство учителей овладело рациональной организацией уро ка. Большое место в докладе Н. П. Болотовой заняли вопросы воспи тания нового человека, активного строителя коммунистического об щества. Особенно благоприятные условия для улучшения всей школьной воспитательной работы ймеются сейчас, в преддверии ве ликого праздника — полувекового юбилея нашего государства. Каж дый ученический и педагогический коллектив старается встретить его хорошими делами, новыми успеха ми. Учителя помогают своим вос питанникам лучше узнать прошлое родного края, приобщиться к ре волюционным, боевым и трудовым традициям советских людей, вос питывают учащихся в духе верно сти заветам великого Ленина, де лу Коммунистической партии. К активному участию в подго товке к празднику школы района привлекают старых коммунистов, участников Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской и Великой Отечест венной войн, ветеранов труда, пе редовиков производства. Так, в селе Каликино средняя и восьми- летияя школы совместно с библи отекой и клубом ^провели вечер- встречу трех поколений, на кото ром учащиеся встретились с уча стниками двух войн, героями тру да, многое узнали из прошлого своего села. Подобные встречи организуются в Трубетчинской средней, Пекинской, Чечерекой восьмилетних и других школах района. С Великим Октябрем, говорит докладчик, неразрывно связано Имя Владимира Ильича Ленина. Поэтому воспитание учащихся на примере жизни и революционной деятельности великого вождя за нимает сейчас особо важ.чое мес то во всей системе воспитательной работы. Школы района накопили бога тый опыт изучения биографии В. И. Ленина, Ленинских заветов. Эта работа осуществляется как в процессе изучения программного м а т е р н а , ' ! Э , так и на внеклассных З а н я т и я х , в о всей деятельности пи- с.черск»;:Х И КОМСОМОЛЬСКИХ органи- заций. Старшеклассники получают н а г ь ш н самостоятельной работы над ленинскими произведениями. — Мы находимся в. преддверии великого праздника, — говорит в ззключекие Н. П. Бопотввз.—Под готовка к славному юбилею Со ветского государства требует от всех работников просвещения безус,поеного и точного выполне ния всех- заданий народнохоэяйет- веииеге плана, закона об ебяза- те,-!ьном восьмилеткем обучении. Быпэякить социалистические обя зательства, принятые в честь 5С-ле- тня Великого Октября—наша пер вейшая обязанность, наш подарок Родине. Работкнки народного образова ния Добровского района приложат все силы к тому, чтобы дать уча щимся глубокие и прочные зна ния, воспитать из них верных ле нинцев, убежденных борцев за кеммуиизм. Затем по докладу разеернулнее прения. Первей слово берет заеуч тябрьской восьмилетней шйолы. Заслуженная учителькица лы РСФСР Е. А. РЫЖКОВА. —Коллектив учителей нашей школы, — говорит она,--стремит ся достойно встретить замечатель ный праздник—эО-летие ' Великого Октября. Учителя все делают для того, чтобы давать учащимся проч ные и глубокие знания, воспиты вать их людьми убежденными, стойкими, готовыми продолжать славные традиции борьбы и труда старшего поколения. В школе много настоящих масте- ров-педагогов. Секрет их успеха в том, что они умеют интересно построить процесс обучения, дой ти до сердца каждого ученика. Хороших успехов в работе добива ются учителя А. В. Позднякова, A. С. Кочетова, К. Ф. Кочетова, М. В. Трунова, Н. Д. Безбородов. Е. А. Рыжкова подробно оста навливается на опыте работы луч ших учителей, анализирует приемы и методы, с помощью которых они делают процесс обучения эмоцио нально ярким, эффективным. Оратор говорит также р роли и значении межпредметных связей, о различных формах внеклассной и внешкольной работы. Так, в шко ле стало доброй традицией прове дение тематических вечеров. В истекшем учебном году каждый учитель—предметник подготовил и провел по одному такому вече- РУ- Особенно интересно прошел те матический вечер на тему «Наша Родина за 58 лет». На нем ребята узнали много интересного не толь ко из истории нашей страны, но и своего родного села. На вечер бы ли приглашены ветераны труда и войн, передовики колхозного про изводства. Выступает учительница матема тики Добровской средней школы B. Д. ХАРИНА. Она говорит о гро мадной роли, которую играет сей час математика во всех отраслях знаний, в практической деятельно сти людей, о путях и средствах достижения глубоких и прочных знаний по этому предмету. —Первое и главное условие ус пеха, подчеркивает она,—система тическая работа учителя над со бой, пополнением им своих зна ний. Не менее важное значение имеет правильная постановка пре подавания. А для этого надо стре миться к тому, чтобы,каждый урок математики был развивающим, со ответствовал современному уров ню науки. Учительница рассказывает да лее о том, как она добивается уг лубленного усвоения учащимися своего предмета, о методике ре шения в классе и на внеклассных зан51тиях задач повышенной труд ности, о самостоятельной работе учащихся с книгой. Учителя математики нашей шко лы, говорит В. Д. Харина, большое внимание уделяют работе матема тических кружков. Это большое подспорье в успешном усвоении учащимися программного мате риала. Директор Замартыновской вось милетней шкрлы С. С. ПУШИЛИН посвятил свое выступление воспи танию подрастающего поколения на революционных, боевых и тру довых традициях старшего поколе ния, участию школьников в обще ственно-полезной работе. В этом году будет сдано в экс плуатацию новое здание Замарты новской восьмилетней школы. В его строительстве активное уча стке принимали учащиеся школы. Они трудились ка стройке не толь ко в течение учебного года, но и летом, когда занятия окончились. Каждый школьник отработал на строительстве по 5т-6 дней. Тесная связь установилась меж ду школой и колхозом «Свобод ный сокол». Учителя и ученики по могают колхозу во время полевых работ. Колхоз в свою очередь по- могаег школе транспортом, строи тельными материалами. Социалистические обязательства, взятые школой в ч.есть 50-летня Советской власти, заканчивает свое выступление С. С. Пушнлнн будут выполнены в срок. На трибуне зазуч Дебревеной вёсьмилетней школы Т. Н. ДН€П« РИКОВА. Зеспитанне детей, гово рит она, дело большой государст венной важности. Решающую роль здесь играет школа. Но она одна не в силах справиться с этой зада чей. Нужны помощь со сторойы общественности, тесный контакт семьи и школы. Коллектив .Добровской восьмн- летней школы работе с родителя ми уделяет бол^ое внимание. Ведется работа по пропаганде сре ди родителей педагогических зна ний. В истекшем учебном году бы ла проведена конференция роди телей по обсуждению материалов журнала «Семья и школа». Орга низован педагогический лекторий. Большую помощь педагогическому коллективу оказывает родитель ский комитет. Члены его, работая под руководством учителей, часто посещают родителей на дому, про водят с ними беседы, информиру ют об успеваемости и поведении детей. Слово предоставляется первому сек|1етарю РК ВЛКСМ В. А. АНАН- СКИХ, посвятившему свое выступ ление роли школьных комсомоль ских организаций в постановке учебно-воспитательного процесса. Он отмечает, что вся их работа ведется сейчас под девизом «Пя тидесятому Октябрю—;ДОстойную встречу». Хорошо работают ком сомольские организации Трубет чинской, Борисовской средних, Крутовской восьмилетней школ. Здесь часто проводятся тематиче ские вечера, встречи с пёредови- ками производства, оформлены стенды, альбомы, посвящённые Великому Октябрю. Комсомольцы оказывают боль шую помощь колхозам и совхо зам, принимают участие в ремонте своих школ. Очень важно, говорит В. Л. Ананскнх, чтобы учительские кол лективы повседневно помогали школьным комсомольцам, направ ляли всю их деятельность. Хорошо помогают комсомольским органи зациям учительница. Трубетчии- ской средней школы Г. И. Васина, учителя Добровской средней шко лы И. А. Ковригина и В. Д. Хари на, учитель Г1анинсиой восьмилет ней школы и. Н. Клейменов, ■ С интересом было выслушано выступление завуча Б.-Хомутецкой средней школы М. С. ВОСТРИКО; ВОЙ. Она рассказаоа об организа ции в школе методической рабо ты. I Несколько лет здесь .под руко водством опытней учительницы А. И. Нетесиной работает школа передового опыта. Проводятся по казательные уроки. Слушатели школы передового опыта разраба тывают темы отдельных уроков. В школе восемь предметных ко миссий. Их заседания проводятся иногда в целях распространения передового опыта в школах сосед-' них сел. ■Вопросы методической работы являются также предметом обсуж дения на педсоветах, секции класс ных руководителей. Работе с родителями посвятила свое, выступление учительница Трубетчинско'й средней школы За-; служенная учительница школы РСФСР М. Д. БУЛАТОВА. В школе создан родительский факультет народного университета. Каждый учитель—лектор этого факультета. Родители охотно посещают заня тия. Как организовывался факуль тет, формы и методы его работы' —обо всем этом и рассказала г своей речи М. Д. Булатова. Более тридцати лет отдала на родному образованию директор Поройской восьмилетней школы Н. М. ЗЛАТОВЕРХОВНИКОВА. Че рез несколько дней она уходит на заслуженный отдых. Выступление ее было адресовано тем, кто толь ко вступил на нелегкий, но благо родный путь народного учителя. С волнением говорила старая учи тельница о пройденном ею пути,' о трудностях и радостях, которые пришлось пережить за долгие го ды работы в школе. —Я уверена,-говорит Надежда Митрофановна, — что молодое поколение с честью продолжит благородные традиции учителей старшего поколений. В прениях по докладу Н. П. Бо лотовой приняли также участие за- зедующий областным отделом на родного абразовёиия И. А. ПОНО> МАРЕВ и се 1 фетарь РК КПСС М, В. АВЦИН01, ^ %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz