Знамя Ленина. 1960 г. (п. Троекурово Липецкой обл.)
2 З Н А М Я Л Е Н И Н А 18 мая 1960 г ода , № 58 (2560; З А Я В Л Е Н И Е Председателя Совета Министров СССР Н. С. ХРУЩЕВА Прези денту Франции де Голлю , Премьер -Министру Великобритании М а км и л л а н у , Президенту СШ А Эйзенхауэру 16 мая 1960 года Н и ж е публикуется заявление Председателя Совета Министров СССР В . С. Хрущева, сделанное 16 м ая н а предварительной встрече, в которой приняли участие Президент Французской Республики Ш . де Голль, Премь ер-Минист р Великобритании: Г. М акм илл ан , Президент СШ А Эйзенхауэр и Председатель Совета Министров СССР I I . С. Хрущев, собравшиеся в П а р и ж е в связи с договоренностью о совещании в верхах. Н а у к а за н н о й встрече присутствовали т а кж е от Ф р ан ц ии М . Дебре и Кув де Мюрвиль, от Великобрита н и и — Селвин Ллойд и Ф. Хойер-М иллар , от СШ А — К . Герт ер и Т. Гейтс, от Советского Союза — А. А . Громы ко и Р . Я . Малиновский. Господин Президент де Голль! Господин Премьер-Министр Макмиллан! Господин Президент Эйзен хауэр! Разрешите обратиться к вам со следующим заявлением. К а к известно, в последнее время имел место провокацион ный акт со стороны американ с ки х военно-воздушных сил в отношении Советского Союза. Он выразился в том, что пер вого мая этого года военный разведывательный с а м о л е т США вторгся в пределы Совет ского Союза, выполняя опре деленное шпионское задание по добыче сведений о военных и промышленных объектах на территории СССР. После того, к а к стала известна агрессив ная цель полета самолета, он был сбит подразделением со ветских ракетных войск. К со жалению, это не единичный случай агрессивных и^шпион- с ки х действий военно-воздуш ных сил США против Советско го Союза. Естественно, Советское пра вительство вынуждено было дать соответствующую квали фикацию этим действиям и по ка за ть их вероломный харак тер, несовместимый с элемен тарными требованиями поддер ж ания нормальных отношений между государствами в мирпос время, не говоря ужо о том, что это находится в грубом противоречии с задачей умень шения международной напря женности и создания необходи мых условий для плодотворной работы совещания в верхах. Это было сделано к а к в моих выступлениях на сессии Вер ховного Совета СССР, та к и в специальной ноте [протеста, направленной п р а в и т е л ь ству США. В н а ч а л е госдепартамент США пустпл в ход нелепую версию, будто американский самолет нарушил границы СССР случайно и по имел к а ких-либо шпионских и дивер сионных заданий. Когда па основе неопровержимых фак тов была показана явная лжи вость этой версии, то госде партамент США 7 мал, а за тем государственный секре тарь 9 мая от имени прави тельства США заявили, что американская авиация осу ществляет вторжения в преде лы Советского Союза с воен ными шпионскими целями в соответствии с программой, одобренной правительством США и лично Президентом. Двумя днями позже сам Пре зидент Эйзенхауэр подтвердил, что осуществление полетов американских самолетов над территорией Советского Союза было и остается рассчитанной политикой США. Это же зая вило правительство США и в ноте Советскому правительст ву от 12 мая. Тем самым пра вительство США грубо попи рает общепринятые нормы международного права и вы сокие принципы Устава ООН, под которым стоит подиись и Соединенных Штатов Америки. Советское правительство и весь народ Советского Союза восприняли с негодованием эти заявления руководящих государстве и н ы х деятелей США, та к же к а к и каждый честный человек в мире, про являющий озабоченность за судьбы мира. Теперь, когда руководители правительств четырех держав прибыли в1Париж, для участия в совещании, возникает воп рос — к а к можно продуктивно вести переговоры и рассмат ривать стоящие перед совеща нием вопросы, когда прави тельство США и лично Прези дент не только не осудили провокационного акта, выра зившегося во вторжении аме риканского военного самолета в пределы Советского Союза, , но напротив, заявили, что по добные действия остаются и впредь государственной поли тикой США в отношении Со ветского Союза? К а к же мож но договариваться по тем или иным вопросам, требующим своего урегулирования с целью уменьшения напряженности и устранения подозрительности и недоверия между государст вами, когда правительство од ной из великих держав прямо заявляет, что его политикой является вторжение в пределы другой великой державы со шпионско-диверсионными це лями, а следовательно, усиле ние напряженности в отноше ниях между державами ? Ясно, что провозглашение такой по литики, которая может прово диться лишь в условиях, когда государства находятся в сос тоянии войны, заранее обре кает на полный провал сове щание в верхах. Мы, разумеется, принимаем к сведению провозглашение правительством США такой по литики и заявляем, что в случае повторения вторжения американских самолетов в пре делы Советского Союза мы бу дем сбивать такие самолеты. Советское п р а в и т е л ь с т в о оставляет за собой право во всех та ких случаях предпри нять соответствующие ответ ные меры против тех, кто бу дет нарушать государствен- • ный суверенитет СССР, осу ществлять подобный шпионаж и диверсии в «тношении Со ветского Союза. Правительство СССР вновь заявляет, что в отношении тех государств, ко торые, предоставляя свою тер риторию для американских военных баз, станут пособни ками агрессивных действий против СССР, будут приняты та кж е надлежащие м е р ы, вплоть-до нанесения ударов по этим базам. * Нельзя в этой связи не об ратить внимания на заявление Президента Эйзенхауэра о том, что под угрозой заключения мирного договора с ГДР он не может принять участие в со вещании в верхах, хотя то, что он называл угрозой — это было лишь заявление Совет ского правительства о твердой решимости покончить с остат ками войны в Европе и заклю чить мир и, таким образом, привести положение, в част ности, в Западном Берлине, в соответствие с требованиями жизни и интересами обеспече ния мира и безопасности ев ропейских народов. К а к же Советское правительство может { принимать участие в перего ворах в условиях действитель ной угрозы, выдвинутой со стороны правительства США, заявившего, что оно будет и впредь продолжать нарушения границ СССР и что американ ские самолеты летали и будут летать над территорией Совет ского Союза? Тем самым пра вительство США заявило о намерении продолжать неслы ханные и беспрецедентные дей ствия, направленные против суверенитета Советского го с у дарства, а принцип суверени тета является священным и незыблемым принципом в меж дународных отношениях. Из все го 'это го следует, что ('для успеха совещания необхо димо, чтобы правительства всех представленных на нем держав следовали открытой и честной политике и торжест венно заявили, что они не бу дут проводить друг против друга ни ка ких действий, ко торые представляют собой н а рушение государственного су веренитета держав. Это зна чит, что если правительство США действительно готово сотрудничать с правительства ми других держав в интересах поддержания мира и укрепле ния доверия между государ ствами, то оно должно, во- первых, осудить недопустимые провокационные действия восн- по-воздушпнх сил США в от ношении Советского Союза и, во-вторых,- отказаться от про должения подобных действий и подобной политики против СССР в будущем. Само собой разумеется, что правительство СШ А 'в этом случае не может не привлечь к строгой ответ ственности непосредственных виновников преднамеренно го нарушения американскими са молетами государственных гра ниц СССР. До тех пор, пока это не бу дет сделано со стороны пра вительства США, Советское правительство не видит возмож ности продуктивных перегово ров с правительством США на совещании в верхах. Оно не может быть в числе участни ков переговоров, где один из них в основу своей политики в отношении Советского Сою за положил вероломство. Если бы Советское прави тельство при создавшихся ус ловиях приняло участие в пе реговорах, заведомо обречен ных па провал, то оно тем са мым стало бы соучастником обмана народов, а оно не на- мерепо быть таковым. Само собой разумеется, что, если бы правительство США заявило, что впредь США не будут нарушать государствен ных границ СССР своими са молетами, осуждают провока ционные действия, предприня тые в прошлом, и на каж ут непосредственных виновников таких действий, что обеспечи ло бы для Советского Союза равные с другими державами условия, я, к а к глава Совет ского правительства, готов принять участие в совещании и приложить все усилия к то му, чтобы содействовать его успеху. В результате провокационных полетов американских военных самолетов и, главное, в ре зультате объявления таких провокацноппых полетов на бу дущее к а к национальной по литики Соединенных Штатов Америки против социалистичес ких стран — создались новые условия в междуна р о д н ы х взаимоотношениях. Естественно, что при подоб ных условиях мы не можем ра ботать на совещании, не можем работать потому, что мы ви дим, с ка ки х позиций с нами хотят вести разговор — под угрозой агрессивных разведы вательных полетов. Известно, что шпионские полеты прово дятся в разведывательных це лях для того, чтобы начать войну. Поэтому мы отвергаем условия, которыеГсоздают для нас Соединенные Ш таты Аме рики. Мы не можем участво вать в каких-либо переговорах и в решении даже тех вопро сов, которые уже созрели, — не можем потому, что видим — у Соединенных Штатов нет желания договориться. Они считаются в западных странах лидером. Следователь но, совещание в настоящее время было бы бесполезной тратой времени и обманом об щественного мнения вбех стран. Повторяю, — мы н$ можем при [создавшемся положении участ вовать в переговорах. , Мы хотим участвовать в пе реговорах только л а равных основах, при равных возмож ностях для той и другой сторон. Мы считаем необходимым, чтобы народы всех стран мира, общественность правильно по няли нас. Советский Союз не отказывается от усилий, чтобы достигнуть соглашения, и мы уверены, что разумные согла шения возможны, но, видимо, не в это, а в другое время. Однако для этого нужно, во-первых, чтобы Соединенньнь- Штаты Америки признали, что провокационная политика, ко торую они объявили политикой «свободных» полетов над на шей страной, осуждается, что бы они отказались от нее и признали, что совершили а г рессию, признались, что они сожалеют об этом. Советское правительство гл у боко убеждено, что если но данное правительство США, то другое, если не другое, то третье поймут, что нет иного выхода, кроме мирного сосу ществования двух систем: к а питалистической и социалис тической. Либо мирное сосу ществование, либо война, ко торая принесет катастрофу для тех, кто сейчас проводит а г рессивную политику. Поэтому мы считаем, что надо дать какое-то время, что бы возникшие вопросы отстоя лись и чтобы те, на кого воз ложена ответственность за оп ределение политического кур са страны, проанализировали, какую онп взяли на себя от ветственность, объявив агрес сивный курс в отношениях с - Советским Союзом и другими социалистическими странами. Поэтому мы считали бы: нет лучшего выхода, к а к пере нести совещание глав прави тельств примерно на 6— 8 ме сяцев. Советский Союз, со своей стороны, не будет ослаблять 'своих усилий, чтобы достиг нуть соглашения. Думаю, что общественное мнение правиль но поймет нашу позицию, пой мет, что нас лишили возмож ности участвовать в этих пе реговорах. Однако мы твердо верим в необходимость мирного сосу ществования, потому что по терять веру в мирное сосуще ствование — это значило бы обречь человечество па войну, это значило бы согласиться с неизбежностью войн, а в на стоящих условиях известно, какие бедствия принесла бы война всем народам на земле. Хочу обратиться к народу. Соединенных Штатов Америки. Я был в США, встречался там с различными слоями амери канского народа и глубоко убежден, что все слои амери канского народа не хотят вой ны. Исключение составляет О кон ч ан и е см. н а 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz