Знамя Ленина. 1960 г. (п. Троекурово Липецкой обл.)

Знамя Ленина. 1960 г. (п. Троекурово Липецкой обл.)

4 З Н А М Я Л Е Н И Н А 27 апреля 1960 года , № 49 (2551) БЕСЕДЫ НА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ТЕМЫ Советские уч е­ ные в этом году провели испыта­ ния новой мощ­ ной баллистической ракеты, пред­ назначенной для вывода на орби­ ту тяжелых искусственных спут­ ников Земли и полетов к плане­ там солнечной системы. Испыта­ ния прошли хорошо. Они показа­ ли, что работа системы автомати- чес кого управления надежна, ра­ кета выведена на заданный курс с большой точностью Перед сов­ ременной наукой открылись новые увлекательные перспективы изуче­ ния межпланетных пространств. В прошлом году советские кос­ мические ракеты совершили ус­ пешные полеты по трассе Земля — Луна. Как известно, они отно­ сятся к ракетам так называемого баллистического класса. Путь та­ кой ракеты в пространстве скла­ дывается из двух различных уча­ стков — активного, или участка разгона, и пассивного. На активном участке ракета набирает скорость, а приборы ав­ томатического управления с помо­ щью специальных устройств вы­ . водят ее на рассчитанный курс Как только последняя ступень до­ стигнет заданной скорости, двига- тсль автоматически выключается, п с эю го момента движение ра­ кеты определяется только величи­ ной и направлением полученной скорости и притяжением небес­ ных тел. Ракета становится пол­ ноправным небесным телом, кото­ рое подчиняется всем законам движения естественных небесных тел. Перемещениями же небесных тел управляют силы тяготения, действующие между ними, и та скорость, которой они обладают. Чтобы заранее дать приборам программного управления ракеты задание, в какую точку простран­ ства и с какой скоростью вывести ее в конце участка разгона, необ­ ходимо прежде всего вычислить ее орбиту, то есть будущий путь ракеты в космосе. Зная взаимное расположение и скорости каких- либо небесных тел, можно рас­ считать их будущие перемещения в пространстве. Но сделать это очень трудно, так как в любой системе движущихся космических тел происходит постоянное пере­ распределение масс, а вследствие этого изменяется величина и на­ правление сил, действующих на каждое голо. Тем не менее движение трех советских космических ракет по­ казало точное совпадение их ор­ бит с орбитами, вычисленными на Земле на основе законов „небес­ ной механики". Подобным же об­ разом могут бьпь вычислены и Космическими дорогами возможные орбиты для полетов к другим телам нашей солнечной системы. Рациональный выбор орбиты играет, пожалуй, не менее важную роль, чем решение тех­ нических задач, связанных с осу­ ществлением космического полета. Так, например, для полета к орбите Марса по эллиптической траектории ракете придется сооб­ щить начальную скорость 11,59 километра в секунду — всего лишь на 0,23 километра в секунду боль­ ше, чем у первой советской ко ­ смической ракеты. В этом случае ракета достигнет орбиты Марса через восемь с половиной меся­ цев. Если же начальную скорость увеличить еще на 0,41 километра в секунду, то продолжительность полета сократится на 109 суток. Когда же ракете нужно будет пролететь в непосредственной бли­ зости от поверхности планеты и сфотографировать ее, то потре­ буется вычисление такой орбиты, при которой космический корабль не только приблизится к Марсу, но и вернется после этого обрат­ но к Земле, подойдя к ней на расстояние, достаточное для на­ дежной передачи телевизионных сигналов. Варианты орбит могут изменять­ ся в довольно широких пределах: все зависит от выбора начальной скорости и направления полета, взаимного расположения планет и возможности корректировки дви­ жения космического корабля. В будущем наступит время, ког­ да космические корабли пересе­ кут орбиту Плутона — самой да­ лекой планеты и устремятся к звездам. И тогда для расчета их орбит придется учитывать законо­ мерности движения не только пла­ нет, но также звезд и звездных систем. В частности, для успеха межзвездного перелета необходи­ мо знать характер движения Солнца относительно других звезд. Движение звезд, как и планет, происходит по закону всемирного тяготения. Но математические рас­ четы в этом случае сделать зна­ чительно труднее, так как звезд гораздо больше, чем планет. В од­ ну только нашу звездную систему — Галактику — входит около ста миллиардов звезд. К тому же они весьма неравномерно распределе­ ны в пространстве. В нашей солнечной системе свыше 99 процентов массы ' со­ средоточено в центральном теле — Солнце, а на долю планет при­ ходится менее одного процента. Поэтому здесь решающую играет солнечное тяготение. В Га­ лактике же по­ добного централь ного ядра не существует, и на каждую звезду влияет не только притяжение со стороны галакти­ ческого центра, но и массы окру­ жающих звезд. Поэтому звездные орбиты имеют весьма сложный характер. Их изучение — одна из важнейших проблем современной звездной астрономии. - Вместе с другими звездами не­ сется в мировом пространстве и наше Солнце. Увлекая за собой планеты, оно движется в направ­ лении к созвездию Лиры, располо­ женному в северном полушарии нашего неба, неподалеку от По­ лярной звезды. Перемещаясь от­ носительно соседних звезд, Солн­ це в то же время вместе с ними участвует в общем движении всех звезд Галактики — так называемом галактическом вращении. При этом Солнце несется в мировом про­ странстве с чудовищной скоростью — около 230 километров в се­ кунду. Тем не менее один пол­ ный оборот вокруг центра Галак­ тики оно совершает за 180 мил­ лионов лет. 'Таковы те „космические доро­ ги", по которым движутся естест­ венные небесные тела. Изучение этих „дорог" позволит человеку, приступившему к созданию искус­ ственных небесных тел, регулиро­ вать с помощью сил тяготения их движение в мировом простран­ стве. Астроном В. Комаров. Полезные со в еты Рыба не будет пахнуть ти­ ной, если вымыть с е в к реп­ ком холодном рас тв оре соли или за час до в арки положить в во ду с уксусом (две ст оло­ вы е ложки уксуса на один литр во ды). % ❖ * Чтобы руки пе чернели, картофель и вс е о вощи сле­ дует чистить нерж авеющим н о­ жом. Молено та кже намочить руки перед чисткой уксусом и дать им высох нуть, но вы­ ти рая. К 40-ЛЕТИЮ СО ДНЯ УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ■V-’ ■Ч-Г"Г"-- 7(*,- ' •• ■ь- х А З Е Р Б А Й ДЖ А Н С КА Я ССР. В открытом море, примерно в ста километрах от столицы республики, среди пенистых волн стоит го­ род на стальных сваях. Скважины и приданное им огромное хозяй­ ство обслуживает армия молодых нефтяников. Это известные Неф­ тяные Камни. • На снимке: главная эстакада и промысловые сооружения Нефтя­ ных Камней. Фотохроника ТАСС . . П И С Ь М О В Р Е Д А К Ц И Ю О Б У З Д А Т Ь Б Р А К О Н Ь Е Р О В Писатель Б. А. Закруткип в о дном из своих очерко в пи­ сал: «Меня вс егда до глубины души, до слез возмущ ало вар­ ва рское отношение к жи вой природе... ИменноЗпоэтому браконьер­ ство я рассматр иваю к а к бан­ дитизм, к а к разбой на боль­ шой дороге» («Литературная газета» № 38 от 29 марта 1958 года). Да, браконьеры это дейст ви­ тельно с во еобразно бандиты, ко торые не считаясь с с ов етскими законами по охране природных богатст в , нагло ропирают их и уничтожают народное досто­ яние в своих ко рыстных целях. К сожалению и к стыду, имеются такие люди и в нашем районе. Из вестн о, что весенняя охот а разрешена только по вальдшнепам на тяге и п о се­ лезням с кряк вой с 14 по 25 апреля. Категорически запре­ щается добы вать рыб варвар­ с кими способами, в ч астности, стрельбой из ружья. А что т во­ рится в дейст вит ельности? Если понаблюдать только в У русо вском и Петелинском сельс ов етах, то молено услы­ шать почти непреры вную ру­ же й ную канаиаду. Бьют рыб, уто к и другую дичь. Это сви реп ст вуют браконьеры. Пора приз в ать этих «дика­ рей» к порядку и сту кн у ть их по рукам та к, чтобы они на­ учились точно вы полнять за­ коны с о в е т с к о г о пра ви­ тельст ва п о охране природы и берелшо относиться к все народ­ ному достоянию. Ф. Омороков, член добровольного общества охраны природы. * 1. За ведующие магазинами вать кол ьц евого возчика К А К О Р Г А Н И З О В А Т Ь К О Л Ь Ц Е В О Й Торговля иа селе— важней ший участок социалистической экономики. От хорошей поста­ новки торговли зависят произ-, р п с постоянно живут в Липецке и Чаплыги- пишут форменные заявки в 2 -х экземплярах в любые дин роль 1 педели (можно 2 раза в не­ делю), в зависимости от тем­ пов торговли и наличия товар­ ного ассортимента. Один эк- водственная деятельность кол хозов и совхозов, а также быт и культура наших совет­ ских людей. По в Троекуров- ском районе торговля отстает от современности. Об этом го ­ ворит тот факт, что в райпот­ ребсоюз завезено различных товаров на 6 миллионов боль­ ше норматива, по в торговой сети ощущается их большой недостаток. Например, при проверке 2 2 апреля в сельма­ ге центральной усадьбы сов­ хоза «Гагаринский» пе оказа­ лось в продаже 25 наимено­ ваний продовольственных то­ варов, в том числе ни ка ких сельдей (кроме одного сорта), вермишели, лапши, рожков, ж е н ских велосипедов, радио­ приемников, радиол, демисезон­ ных женских и м ужских паль­ то, шелковых тканей. Б практике работы торгово­ го отдела РИС, завторгов сель­ по и рабкоопов укоренился порочный метод самовывоза товаров: товароведы и экспе- не — везут оттуда нужные и ненужные товары на склады РПС, а завторги потребитель­ ских обществ в свою очередь перегоняют эти товары в свои головные магазины, не доби­ ваясь правильного размещения этих товарных масс по всем магазинам и лавкам. Решения партии и прави­ тельства по вопросам развития торговли на селе предусмат­ ривают пе больше двух пере­ валок товаров от баз промыш­ ленности до потребителя. При существующей же в Троеку- ровском районе практике оии преодолевают 3— 4 перевалки и больше, что ведет к значи­ тельному перерасходу издер­ ж е к обращения и к длитель­ ному залеживанию товаров. Передовые районы давно применяют кольцевой и цент­ рализованный завоз товаров. Сущность его состоит в сле­ дующем: транспортом. Этим достигает­ ся ликвидация простоев авто­ машин и лошадей у складов райпотребсоюза и быстрое продвижение товаров без пе­ ревалок. о д п л о Т / ^ М З Д П О П 4. При выпи- I ч Л З ске товаров на складах РПС необходимо соб­ людать определенные правила, а именно: вычеркивать из за ­ явок одной жирной чертой по всей строке выписанные това­ ры, а заведующие магазинами та кже вычеркивают из своих экземпляров заявок получен- земпляр заявки хранится в магазине, второй— передается завторгу потребительского об­ щества, который обязан завес­ ти скоросшиватели для к а ж ­ дого магазина и бережно хра­ нить все заявки, контролируя их по порядку номеров. 2. Бея торговая сеть разби- ныо товары вается в соответствии с тер­ риториальной близостью друг к другу (по кустам) и закреп­ ляется за кольцевыми возчи­ ками. В каждом сельпо и раб- коопе могут работать 3— 4— 5 возчиков на лошадях и авто­ машинах. Такая система заявок имеет много положительных сторон. 15о-первых, завторги имеют воз­ можность контролировать на­ личие товарного ассортимента в торговой сети. Пе выезжая на место, в любую поделю они могут сказать, ка ки х товаров 3. Завторги обязаны н р и хо -!н е т в том или другом магази- дить на склады РПС со о ко -}не , достаточно открыть скоро- росшивателями, в которых 1 сшиватель хранятся заявки заведующих магазинами, и выписывать то­ вары на каждый магазин в отдельности по закрепленным кустам. Когда товары будут выписаны на тот или другой куст, прокалькулированы, упа ­ кованы и подготовлены к от- этого магазина с заявками. Б них видно, что заказывал заведующий мага­ зином, что ему отправлено и чего не оказалось на складе РПС. Во-вторых, по заявкам заведующих магазинами легко составить сводную заявку для завоза товаров на склады РПС правке, завторг обязан в ы з -'с областных торгово-сбытовых баз. Тогда поступившие това­ ры не будут залеживаться на складах РПС. Существо кольцевого завоза товаров заключается в том, что заведующие магазинами сами не ездят за товарами на склады РПС или на распреде­ лительные склады сельпо; им товары завозят кольцевые воз­ чики по их заявкам, выписы­ ваются товары на складе РПС на каждый магазин в отдель­ ности, вследствие чего пере­ валок товаров в головных ма­ газинах сельпо не допускает­ ся. А сущность централизован­ ного завоза состоит в том, что межрайбазы доставляют това­ ры по заявкам райпотребсою­ зов па своем транспорте, а райпотребсоюз использует свои автомашины для внутрирайон­ ных грузоперевозок. Т р о е к у р о в о й райпотреб­ союз обязан внедрить эти но­ вые прогрессивные формы ра­ боты у себя, и тогда не будет затруднений в товаропродвн- женни, не будет затоварива­ ния, порчи товаров и убытков, которые сейчас подрывают фи­ нансовое состояние и органи­ зационно-хозяйственное укреп­ ление райпотребсоюза и его хозрасчетных кооперативных организаций. С. К у л и к о в , инструктор облпотребсоюза. Р е д а кт о р В . В у к а к о в с к и й . Заказ 152. Троекуровекое райиздательство газеты «Знамя Ленина», Липецкой области, Тираж 1645 экз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz