Знамя Ленина. 1959 г. (п. Троекурово Липецкой обл.)
НА \ТЕ11СТ11ЧЕСК11Е ТКМЫ ИКРА В ЧУДЕСА И РЕЛИГИЯ По пыльной дороге идут лю ди. Нот некоторые из них останавливаются. Становятся па колени. Молятся. —Это святое место,—гово рит с т а р и к ,—З д е с ь весной Ал л а х покарал грешника, пустив в пего огненную стрелу. —По водь его убила молния, —пыт а е т с я в о з р а з и т ь юноша. — Ко послал Аллах. Цепка, живуча еще вера в чудеса. Р а с с к а з ами о чудесах изобилуют все религии. По обратимся к самим ре лигиозным «чудесам», кото рые призваны возвеличивать бога и прославлять его муд рость и всесилие, однако часто они ставят ч у д о творца в довольно смешное положение. Все знают, что молния может пор ажа т ь к а к атеистов, т а к и верующих. Нередко она разрушает церк ви, мечети, синагоги. Один немецкий ученый подсчитал однажды, что только в Гер мании за 30 лет молнией бы ло разбито около двухсот ко локолен и убито более ста звонарей. А в Швейцарии был случай, когда молния уд а рил а в церковь к а к раз в тот момент, когда там шло богослужение. Пыл убит ста роста. разбит алтапь с в я т а я святых церкви. Мот уж, как говорится «своя своих"не поз и аша » ! Паука давно объяснила при чины возникновения молнии и у к а з а л а средства запщты от лее. .Молния не признает ни к а к и х святынь, ее удары приходятся в те места, где условия наиболее благоприят ствуют электрическому разря ду (например, там, где оди ноко стоит в степи дерево или возвышается над селом коло кольня) Широкое распространение получили р а с с к а зы о том, что бог н а к а зыв а е т вероотступни ков неурожаем, голодом! Это «чудо» повторялось в старой, дореволюционной России до вольно часто. 15 паше, совет ское время наука и юх ни к а помогли пароду успешно бо роться с засухой. З а любым «чудом» всегда кроются естественные причи ны, и при тщательном изуче нии всегда можно обиарулшть их. В чудо верят только от сталые люди, которые не мо гут попять действительных причин тех или иных явлений природы. В украинском местеч ке Калнновка, иа Подолпи, однажды произошло такое «чу до». У дороги стоял обитый жестью крест, на котором красками был нарисован образ распятия. Прохожие заметили, что этот крест с т а л кровото ' чип». Верующие устраивали паломничества к крес.ту. При внимательной проверке оказа лось. что никакого «чуда кро воточеиня» пет. Было установ лено, что во время войны же с т ь па кресте была проби та пулями. У отверстий скап л и в а л а с ь ржавчина, смешан ная с краской. А когда шел дождь, на кресте возникали ржавые подтеки. Пхто верую щие и принимали за слс'ды крови. Это « ч у д о » было ра зоблачено специальной комис В М И Р Е И Н Т Е Р Е С Н О Г О сией, в состав которой входи ли и представители духовен ства. К такого рода «чудесам» относятся и «привидения»— т а к называемые галлюцина ции, а т а кже «чудеса» исчез новения бородавок после з а в я зыв а ни я у з е лко в на нитке и другие небылицы. Недавно верующие распространяли весть о том, что в одноц^из городов будто бы окаменела девушка, позволившая себе т а нц е в а т ь во время поста, да еще с иконой в руках. Но с т р а нн а я вещь: одни верую щие убежденно доказывали, что это произошло в Сарато ве, другие утверждали будто это было в Куйбышеве, третьи —в Новосибирске, Нижнем Та гиле и т. д. В действительности ничего подобного не было ц быть не могло Ложный слух распусти ли люди, которые заинтересо ваны в сохранении религиоз ных предрассудков, потому что им это выгодно, они этим живут. Выдумка об окаменев шей девушке по мере распро странения все больше обраста ла всяческими «подробностя ми». Бессовестное шарлатан ство дошло до того, что у «окаменевшей девушки» объя вилась д аже «мать», а в одном из районов Донбасса религиозные проповедники организовали массовые моле ния за «грешную душу девуш ки». Само собой разумеется, что эти моления сопровожда лись пожертвованиями верую щих. Защитники религии все ча ще прибегают к подобным «чудесам», пускаются на раз личные выдумки, чтобы под д е ржа т ь веру в бога. В село Чувашское Урметьево (Куйбы шевская область) г р ажд а н к а III. сотворила токос «чудо»: ворующие долго упрашивали ее обслужить молебен «о ниспо слании дождя», но та все откладывала. Тайком от всех она следила з а барометром. Как только барометр стал показывать на дождь, она согласилась на молебен. Нос ле молебна дождь действитель но пошел. Нередко можно у с лыша т ь еще и о «самообновлении» икон. Сек рет творения такого «чуда» можно найти, в частности, в записной книжке одного свя щенника: «Сегодня,—писал этот с в яще нник ,—у з н а л прос той и дешевый рецепт для обновления. Пе сильно потем невшая икона светлеет, если ее несколько раз прогореть лу ковицей и затем сма з а т ь пост ным маслом». «Чудеса» творит не бог, а сам человек своей фантазией. П сам асе он изучением приро ды, жизненным опытом разру шает их, разоблачает свое заблуждение и невежество. Паша действительность с ее техникой, с покорением природ ной стихии, с исцелением лю дей от болезней открывает лю дям г л а з а на многое. Перед этой действительностью смеш ными и жалкими выг л я д я т религиозные «чудеса». Л . П и н ч у к . * К р а с н ы й с н е г Красный снег или молоч ный дожд ь—э т о , конечно, шу т к а ? Ничего подобного. 2 1 мая 1959 года лшт е л ^ Чаус ского района Белоруссии были свидетелями необычного явле ния: в течение нескольких ча сов с неба шел дождь желто го цвета. Когда он кончился, на л уж а х образовался налет какогото лселтого порошка. Подобное явление наблюда лось однажды и во Франции. Неожиданно на небе появились темнокраспые обл а к а . Вскоре из них хлынул «кровавый дождь», напугавший местное население. I) северных с т р ана х иногда ные цвета выпадающие осад ки. Та к , а н а ли з желтого на л е т а от выпавшего в Белорус сии дожд я п о к а з а л , что он почти целиком состоит из пыль цы сосны, попавшей сюда из Сибири. Такие осадки не ра з вызывали длительные затем нения Солнца и Луны. Часто дожди приносят с собой и совершенно необычпые«подар ки». Однажды в Дании в течение 20 л и н у т с неба п а д а ли . . . живые раки, подня тые ветром со дна какогото водоема, а жи т е ли . Ис п а нии в один прекрасный д ень собира ли мешками сыпавшуюся с неба... пшеницу. Виновником выпадает красный снег, а на был сильный смерч, разрушив острове Шпицберген, в горах Западной Европы и других местах нередко наблюдается снег зеленого пли желтого цвета. Все эти завадочные явления вызывают сильные ветры. Образуя воздушные завихре ния, они поднимают с земли и переносят на огромные рас стояния различные в еще с т в а— мелкую красную глину, пыль цу растений, охровую и сури ковую пыль,—которые и окра шивают в самые разнообраз Со к р о в ища е г и п е т с к и х ф а р а о н о в В Египте недалеко от древ него города Фивы, существует «Долина царей», г де в древ нейшие времена хоронили египетских фараонов. Ни одна нз египетских гробниц не уцелела до нашего времени— жа дные руки людей расхитили сокровища, которые замуровы вались вместе с мумиями. Лишь 35 лет тому н а з а д анг лийскому ушному Г. Картеру в результате долгих поисков уд а ло с ь раскопать почти не тронутую гробницу фараона Тутанхамона, жившего в XIV веке до нашей эры. Гробница была наполнена несметными сокровищами. 4 комнаты посмертного «жили ща» египетского царя^ устав лены изумительными но кра соте светильниками с тонкими украшениями, алебастровыми вазами, ювелирными изделия ми из золота, отделанными дра гоценными камнями. Золотые шкатулки и ларцы, отделан ные слоновой костью, хранили драгоценные ожерелья, диа демы. браслеты, кольца. З а тканные золотом одежды ле жали приготовленными для ца ря: его ждали парадные ко лесницы. В последней комна те возвышался большой сарко фаг нз золота: в нем л е ж а л а набальзамированная мумия Тутанхамона^ Находка археолога произ вела необычайную : сенсацию во всем мире. Открытие было действительно необычайным. Ведь, помимо непереводимой в деньги ценности находки, она имела громадный научный интерес. Впервые стало извест но много нового о жизни лю дей 34 века тому н а з а д . * Каменное волокно Секрет асбестового волокна был и з в е с т е н в Ки т а е еще в глубокой древности. В книге философа Ленцзы, жившего 2 . 5 0 0 лет н а з а д , имеется та к а я з апис ь : «Несгораемую т к ань , чтобы се очистить, на до бросить в огонь, а затем вынуть из огня и встряхнуть, отчего она станет белой, к а к снег». Китайские умельцы поныне с л а в я т с я искусством обработ ки каменного волокна. В наши дни свыше 85 процентов ас беста, добываемого на знаме нитом Лайюапьском руднике, идет на изготовление "тонкой ткани и несгораемой одежды высшего качества. Из Лайюаиьского асбеста вырабатывают мягкую, необы чайно чистую, блестящую,' как шелк, тонкую, но очень ший на территории Испанско го Марокко крупные зерновые с к л а ды и перенесший пшени цу через западную часть I прочную на разрыв т к а нь н Средиземного моря в Испанию. : отличную электроизоляцню. Охота при помощи... снотворного Огромный вред приносят че1 опасными хищниками. Но охо ловеку волки. Летом в>волчьей!та на них очень слолсна: вол семье появляются детеныши, ки весьма осторожны, ловки п которые к зиме подрастают н хитры. Поэтому от охотников требуют много пищи. Недаром требуется большое умение и говорят «волчий аппетит»: мо мужество, лодые волки необычайно про жорливы. Целого барана едва х в а т а е т на обед двум волча там. А где в з я т ь столько еды зимой, когда все звери попря т а лис ь по своим норам? Вот н бродят стайми в поисках добычи голодные животные вокруг сел и деревень, напа д а я на неосторожных путни ков; з а бир а я с ь в сараи и хле ва и з а г ры з а я домашних жи вотных. Издавна люди ведут ожесточенную борьбу с этими Работники Московской го сохотинспекции начали охо титься на волков необычным способом. Они используют для приманки тушу теленка, обиль но смазанную сильнодействую щими снотворными средства ми. Волки не чуют опасности и, набросившись на мясо, вскоре... засыпают. Т а к в сон ном виде их запирают в клет ки. Этот способ ловли особен но удобен в том случае, ког да зверя нужно в з я т ь живьем. Ч е т в е р о н о г и е монтажники Через реку Ниагару нужно | чевкой, протащить затем и было проложить новый э л е к ! в е с ь кабель. Т а к п с д е л а ли . трический кабель, а стальные башни, поддерживавшие ста рые воздушные кабели, ока з а ли с ь перегрулсенными до предела. Оставался единст венный возможный выход—пус тить кабель в старой г а з о вой трубе толщиной в 4 дюй ма, л ежа вше й на дне водопа да. По к а к протянуть тяже лый кабель по трубе длиной в 750 метров? Ктото из рабочих предло жил поймать крысу и, пустив ее в трубу с привязанной бе Ио крыса пе р а з д е л я л а всеоб щего воодушевления. Она боя л а с ь б ежа т ь в темный страш ный зев. Тогда рабочие пой мали л а с к у—з л е йше г о врага крысы—и сунули ее з а кры сой в черное отверствие. Ве ревка с поразительной быст ротой з а с кол ь з ил а в трубу, и преследуемая крыса выскочи ла на другой берег реки. При помощи бечевки через трубу была протянута прово лока, а затем проволокой про тащили и кабель. К о р о т к о обо в с е м Первые европейцы, высадив шиеся на огромном острове, названном ими Австралией, Греческий философ Диоген (около 104—323 г г . до и. э.) увидели необычно^ животное, презирал богатство и елавил От т а л кив а я с ь длинными з ад С я простотой жизни. Жи л он в ними ногами, оно стремнтель бочке, а когда увидел маль но уносилось прочь. ; чипа, черпавшего воду рука —Что это такое?—спросили м п , выбросил д аже деревян пзу.членные европейцы. — Ке н г у ру . . . — ответили туземцы. С тех пор животное т а к и зовется—кенгуру. Прошло много десятков лет, прежде чем белые у з н а л и я з ык туземцев и поняли смысл от вета. «Кенгуру»—«>я в а с не понимаю». В»т что означали эти слова. иую чашку для воды. Ктото спросил Диогена, в котором часу следует обедать.' «Если ты богат, обедай, когда хочешь, если же беден, когда можешь»!—был ответ мудреца. Зам. редактора Л. Громов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz