Знамя коммунизма. 1962 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)
2 З Н А М Я К О М М У Н И 3 М А 30 марта 1962 г., №' 38 (3131) П еред о в ой о п ы т - в с е м Большой и пол езный разговор |_ 1 0 Л Ы Б Е Л Ь нового урока— приемы обучения, добиваясь высо- ■ * наша Липецкая область. Это ! кого качества знаний учащихся у нас учителя-новаторы объявили несостоятельным комбинирован ный урок, который долгое время сковывал >ворческую мысль, и слили в единый процесс обучение и выявление знаний. Урок нового типа теперь назван объединенным уроком. Основные особенности его — комментированные упражнения и поурочный балл. Учитель здесь выступает как творец учебного процесса, в котором активно уча ствуют все учащиеся. Свет липецких маяков Г. И. Гор ской, А. Н. Глотовой, В. Н. Про- воторовой и некоторых других проник далеко за пределы нашей области, их опыт нашел широкий отклик во многих школах. В рас пространении замечательного опы та липчан неоспоримая заслуга принадлежит кандидату педагоги ческих наук заведующ ем у каф ед рой педагогики Липецкого инсти тута К. А. Москаленко, обобщив шему результаты труда передовых учителей. В начале марта в Липецке про хо д и л а научно-практическая кон ференция по перестройке урока. Ее участники, съехавшиеся со всей страны, по достоинству оценили р аботу липецких учителей и при знали, что их достижения заслу живаю т того, чтобы стать массо выми. Конференция призвала всех работников народного образова ния творчески использовать опыт липецких мастеров урока в шко лах, развивать и совершенствовать его дальш е. С О Л Ь Ш О Й и полезный раз- с г о в о р состоялся недавно у грубетчинских учителей. Д в а дня они о б суж д а л и вопрос о рацио нальной организации урока в шко ле. В начале работы районной прак тической конференции заведующ ая роно А. М. Кидинова рассказала о перестройке учебного процес са в школах района. Вот краткое излож ен ие ее доклада. Коллектив учителей нашего рай она приступил к перестройке мето дов обучения после принятия З а кона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви тии системы народного образова ния в СССР». Существенную по мощь оказали опубликованные в ж урн але «Н ар одн ое образование» статьи К. А. Москаленко «Как д о лж ен строиться урок» и «Ответ товарищам», которые нашли са мый живой отклик у нашей педа гогической общественности. Первыми начали работать по- новом у учителя начальных клас сов А. М. Михайлова, Н. Н. Анто нова (с. Т рубетчино), М. С. Сягло- ва (с. Ш овское), 3. А. Татарино ва (с. Б.-Хомяки), П. Н. Селезне ва, 3 . Ф. Полякова (с. Волчье), Е. Д . Струкова (с. Порой). Кро потливый тр уд этих учителей не пропал даром . Почти все они на протяжении р я да лет не имеют второгодников. Потом стали перестраивать у р о ки учителя-предметники. Учителя русского языка М. Д . Булатова (с. Трубетчино), Т. И. Булахтина (с. Зам артынье), С. Н. Горяйнова (с. К .-О гвержки), В. П. Никифоро ва (с. Н .-Д ер евн я), Н. М. Злато- верховникова (с. Порой) и другие на своих ур ок ах постепенно сокра щали словесное, устное обучение, стремились больше упражнять учащихся в письме, уделяя боль шое внимание самостоятельной ра боте. А такие учителя математики, как А. И. З абабур и н (с. Трубетчи н о ), 3 . Д . Пронина (с. Шовское), В. М . Томилин (с. Б.-И збищи), А . В. Курдюмова (с.К .-О твержки), Ф . А. Воротников (с. Вешаловка), П. Н. Ильина (с. Порой) добились повышения эффективности урока путем тесной связи обучения с жизнью , сокращения времени на индивидуальный опрос и проверку домаш>*нх заданий. Они много ре шают задач в классе, учат самих школьников составлять задачи по данным, взятым из колхозного и совхозн ого производства. У ч и т е л я д р у г и х п р е д м е т о в т а к ж е н а ш л и н а и б о л е е ® ф ф е к т н » ч ы е Но особую ценность представляют успехи целых педагогических кол лективов (например, Б.-Избищен ской и Поройской восьмилетних, К.-Отвержской семилетней школ), где творчески трудятся все учите ля. К сожалению , таких коллекти вов у нас мало. В большинстве школ наблюдаются контрасты: о д ни учителя работают хорошо, д р у гие — плохо. Это относится к Шов ской средней, Волченской и Екате- риновской восьмилетним, Б.-Хомя- ковской семилетней школам. Д и ректора школ тт. Кондрашов, Го- ряев, Трунов и Войнова не ведут учительские коллективы вперед, продолж аю т работать по-старинке. Не дошло еще новое до учителей Культурской, Инициаторской, Мок- ринской и Никольской начальных школ. И совсем плохо обстоит д е ло в Ляпуновской начальной шко ле, где заведующим Григорьев И. Д . В этом учебном году, хотя и по высилась успеваемость в школах района, но все ж е число неуспева ющих велико. Третью четверть 548 учащихся, почти десятая часть всех школьников, окончили с не удовлетворительными оценками. — Наша главная задача сейчас состоит в том, чтобы обучить всех учителей педагогическому мастер ству и поднять работу всех школ д о уровня передовых, — такими словами закончила свой доклад т. Кидинова. Потом все участники конферен ции — директора и заведующие школами, учителя, секретари парт комов колхозов и совхозов— посе тили уроки лучших учителей в Трубетчинской средней и Порой ской восьмилетней школах. На второй день был прослушан док лад завуча Трубетчинской сред ней школы А. _И. Забабур ина о руководстве работой учителей по перестройке учебного процесса. С новыми методами и формами повышения эффективности уроков по" русскому языку, математике и в начальных классах познакомили собравшихся Н. М. Златоверхов- никова, В. М. Томилин и В. А. Ер молаева. Все четыре докладчика— участники Всероссийской конфе ренции. Их выступления, насыщен ные конкретными примерами, бы ли яркими и интересными. Р А ЗМЕРЫ газетной статьи не позволяют подробно' осве тить работу районной практиче- ческой конференции. Поэтому и из выступлений приходится приво дить только основное. Перед обсуждением докладов и обменом опытом присутствующий на конференции заведующий обл- оно И. А. Пономарев попросил выступающих рассказать, в чем причина низкой успеваемости в районе, как устранить недостатки в работе школ. Н. А. Горяйнов, директор Кузь- мино-Отвержской школы, ска зал: — Учителя нашей области яви лись инициаторами перестройки уроков. Поэтому нам нельзя от ставать. Есть ж е в Трубетчинской и Поройской школах замечатель ные мастера, которые даю т обр аз цовые уроки. Д олж ны быть такие учителя и во всех школах. В нашей школе велась работа по изучению и внедрению передо вых методов. Прекрасно обучают детей В. И. Ощепкова и Е, Н. Ко- лоскова. Нет неуспевающих у А. В. Курдюмовой и М. А. Паршиновой. Этот учебный год мы все закончим с хорошими результатами. — Хорошо помогают в перест ройке работы практические семи нары,— заявил учитель Варварин- ской семилетней школы В. Т. Сме танин,— На них мы перенимаем пе редовой опыт. Второгодничество будет изжито, если все учителя откажутся от старого, станут ра ботать по-новому, творчески. Ведь успевают по арифметике все уча щиеся 5 класса у учительницы Р. А. Савушкиной. Мое мнение: надо быстрее перестраиваться всем учителям и школам. Директор Лубновской семилет ней школы Я. М. Меркулов гово рил: — Учителя следят за всем новым, все передовое используют в своей работе. Вопросы о перестройке уроков обсуж дали на педсоветах и производственных совещаниях.' Много работают над совершенст вованием уроков по русскому язы ку 3. М. Мозгунов и по м атем а тике А. К. Гладышева. Большое внимание уделяем ил люстрированию обучения. Широ ко применяются наглядные посо бия по физике, химии; биологии. Школьники сами изготовляют гер барии, коллекции. Не забывает наш коллектив и об усилении связи с родителями. Учительница Екатериновской восьмилетней школы В. П. Рыж кова поделилась опытом своей ра боты. У нее во втором классе все ученики успевают. В. Г. Корабельников, заведую щий Тужиловской начальной шко лой: —Мало обобщается опыт рабо ты двухкомплектных школ. Нам приходится перенимать лучшее у учителей, которые ведут один класс. А это трудно. Но все ж е можно перестроиться и работать по-новому и с двумя классами. З а последние четыре года в на шу школу только раз заглянули работники роно. А нам нужна по мощь. М. К. Аксенов, директор Гряз- новской семилетней школы: — Нам всем понравились откры тые уроки, которые мы здесь по сетили. Это говорит о том, что учителя района горячо восприни мают новое. У нас в школе пока низкая успеваемость. Но мы обя зательно исправим положение. Перестройка урока поможет нам. Председатель райкома профсою за работников просвещения А. Н. Д егтярева рассказала, что сдел а но в районе по распространению передового опыта. По ее мнению низкая успеваемость потому, что отсутствует должный контроль за работой учителей и школ. Многое зависит и от подготовки учителя. Некоторый анализ работы школ в этом учебном году сделал секре тарь райкома партии В. М. Ермо лаев. Итоги работы конференции п од вел заведующий облоно И. А. По номарев. Первый секретарь райкома КПСС И. Ф. Баскаков рассказал, как работали колхозы и совхозы в первом квартале 1962 года и какие задачи стоят перед ними по подъем у сельского хозяйства. Участники 'конференции приняли обращение ко всем работникам народного образования, руководи телям партийных, советских, ком сомольских и профсоюзных орга низаций района. Итак, разговор состоялся. Те перь нужны практические дела. школам района! О бращ ение у ч а с тни к о в р ай о н н о й п р а к ти ч е с ко й к о н ф е р е н ц и и по в о п р о с ам р аци о н а л ьн о й о р г ани зации у р о к о в н о в се м р а б о т н и к а м н а р о д н о го о б р а з о в а н и я , р у к о в о д и т е л я м п а р т и й н ы х , с о в е т с к и х , к о м со м о л ь ск и , и п р о ф со ю з н ы х о р га н и з а ц и й Т р у б е т ч и н ск о го р а й о н а Д ор огие товарищи! Коммунистическая партия Советского Союза поставила перед советской школой благороднейшую задачу обеспечить прочное зна ние основ наук, усвоение принципов коммунистического мировоззре ния, трудовую и политехническую подготовку в соотв етав и и с возра стающим уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и желаний учащихся, а также нравственное, эстетическое и физическое воспитание здорового подрастающего по коления. Успешное решение этих задач требует серьезной перестройки всей учебно-воспитательной работы школы на оснйве марксистско- ленинского принципа соединения обучения с производительным тру дом учащихся. Районная практическая конференция, обсудив доклады об опы те рациональной организации урока и непосредственно ознакомив шись с его внедрением при посещении уроков в Трубетчинской сред ней и Поройской восьмилетней школах, отмечает, ч ю педагогиче скими коллективами школ ведется работа по перестройке учебно- педагогического процесса в соответствии с новыми задачами совет ской школы. Передовые учителя этих школ добились некоторого совершен ствования организации учебнФ-воспитательной работы на уроке. Это позволяет им успешнее решать задачи коммунистического вос питания учащихся, подготовки их к жизни и труду, способствует глубокому и прочному усвоению основ наук, ликвидации неуспевае мости и массового второгодничества учащихся. - В основу перестройки учебного процесса в передовых школах области и района положен принцип соединения усвоения новых знаний с непрерывным повторением и совершенствованием ранее приобретенных. При этом проверка и повторение пройденного осу ществляется вместе с изучением и закреплением нового материала и в процессе практического применения этих знаний. Умело исполь зуя разнообразные формы организации и методы обучения, учителя осуществляют целенаправленность и взаимосвязь всех видов работы на каж дом уроке. На уроках широко применяются многообразные виды сам о стоятельной работы учащихся, которые обеспечивают всестороннее и глубокое изучение учебного материала, помогают формированию практических умений и навыков. Закреплению знаний и выработке навыков их применения способствуют и комментированные уп р аж нения, которые становятся одним из эффективных методов обуче ния. Передовые учителя отказались от шаблонного членения урока на изолированные этапы. Традиционный опрос, как отдельную и изолированную часть урока, они заменили выявлением знаний на протяжении всего урока. При этом получил широкое применение поурочный балл. Рациональное использование учебного времени по зволяет обеспечить усвоение программного материала в основном на уроке и устраняет перегрузку учащихся домашними заданиями. Крайне важно, что, добиваясь высокой активности учащихся в бриобретении и совершенствовании знаний продуктивной рабо той каж дого школьника на протяжении всего урока, ум ело направ ляя их деятельность, учителя становятся подлинными руководите лями учебного процесса, В результате повышения активности и самостоятельности уча щихся на уроке приобретаемые ими знания все в большей степени становятся основой их убеждений и поведения, что способствует усилению воспитательного значения каждого урока. Учитывая, что передовые учителя Липецкой области сделали существенный вклад в практику и теорию организаций учебного про цесса, районная практическая конференция призывает всех работ ников народного образования, руководителей партийных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций Трубетчинского района творчески использовать этот опыт в практике работы школьных коллективов и работать над его дальнейшим усовершенствованием с учетом местного опыта, широко освещать опыт передовых учите лей на очередных педагогических чтениях. Наша главная задача состоит сейчас в том, чтобы в ближ ай шее время обучить всех учителей педагогическому мастерству и под нять работу всех школ до уровня передовых. Участники районной практической конференции выражают твердую уверенность в том, что среди работников народного обра зования, директоров школ и учителей района под руководством рай онной партийной организации, большой и плодотворный труд луч ших учителей области и района найдет широкое применение и рас пространение. @ 4 я м и т м т н м и н н « н й « м н М М | т н м н ш м н н т т н м | Пермь. В мастерской главного архитектора, ю р о д а мож- { но \видеть студентов строительного факультета Уральского X политехнического института имени С. А1. Кирова. У ник «страд пая пора1»- защита дипломных р аб о т Студентка Н адеж да Катаева избрала темой своего дипло ма разработку проекта парка культуры и отдыха ю р о д а П ер ми. Лена Кавадерова работает над проектом стадиона на 50 тысяч мест, Нина Лукиных проектирует скоростную магист раль, которая свяжет центр города с Камской ГЭС. Хороши темы дипломов будущих строителем' Выпускни ки вуза помогают строителям-проектировщикам в благоуст ройстве большого города. На снимке: г лавн ый ар х и тектор г орода Пер ми Н, Бой- ченко консультирует студ ен тк у Н. Катаеву. (Фотохроника Т АСС ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz