Знамя коммунизма. 1962 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

Знамя коммунизма. 1962 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

2 З Н А М Я К О М М У Н И 3 М А 30 марта 1962 г., №' 38 (3131) П еред о в ой о п ы т - в с е м Большой и пол езный разговор |_ 1 0 Л Ы Б Е Л Ь нового урока— приемы обучения, добиваясь высо- ■ * наша Липецкая область. Это ! кого качества знаний учащихся у нас учителя-новаторы объявили несостоятельным комбинирован­ ный урок, который долгое время сковывал >ворческую мысль, и слили в единый процесс обучение и выявление знаний. Урок нового типа теперь назван объединенным уроком. Основные особенности его — комментированные упражнения и поурочный балл. Учитель здесь выступает как творец учебного процесса, в котором активно уча­ ствуют все учащиеся. Свет липецких маяков Г. И. Гор­ ской, А. Н. Глотовой, В. Н. Про- воторовой и некоторых других проник далеко за пределы нашей области, их опыт нашел широкий отклик во многих школах. В рас пространении замечательного опы­ та липчан неоспоримая заслуга принадлежит кандидату педагоги­ ческих наук заведующ ем у каф ед­ рой педагогики Липецкого инсти­ тута К. А. Москаленко, обобщив­ шему результаты труда передовых учителей. В начале марта в Липецке про­ хо д и л а научно-практическая кон­ ференция по перестройке урока. Ее участники, съехавшиеся со всей страны, по достоинству оценили р аботу липецких учителей и при­ знали, что их достижения заслу­ живаю т того, чтобы стать массо­ выми. Конференция призвала всех работников народного образова­ ния творчески использовать опыт липецких мастеров урока в шко­ лах, развивать и совершенствовать его дальш е. С О Л Ь Ш О Й и полезный раз- с г о в о р состоялся недавно у грубетчинских учителей. Д в а дня они о б суж д а л и вопрос о рацио­ нальной организации урока в шко­ ле. В начале работы районной прак­ тической конференции заведующ ая роно А. М. Кидинова рассказала о перестройке учебного процес­ са в школах района. Вот краткое излож ен ие ее доклада. Коллектив учителей нашего рай­ она приступил к перестройке мето­ дов обучения после принятия З а ­ кона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви­ тии системы народного образова ния в СССР». Существенную по­ мощь оказали опубликованные в ж урн але «Н ар одн ое образование» статьи К. А. Москаленко «Как д о лж ен строиться урок» и «Ответ товарищам», которые нашли са­ мый живой отклик у нашей педа­ гогической общественности. Первыми начали работать по- новом у учителя начальных клас­ сов А. М. Михайлова, Н. Н. Анто­ нова (с. Т рубетчино), М. С. Сягло- ва (с. Ш овское), 3. А. Татарино­ ва (с. Б.-Хомяки), П. Н. Селезне­ ва, 3 . Ф. Полякова (с. Волчье), Е. Д . Струкова (с. Порой). Кро­ потливый тр уд этих учителей не пропал даром . Почти все они на протяжении р я да лет не имеют второгодников. Потом стали перестраивать у р о ­ ки учителя-предметники. Учителя русского языка М. Д . Булатова (с. Трубетчино), Т. И. Булахтина (с. Зам артынье), С. Н. Горяйнова (с. К .-О гвержки), В. П. Никифоро­ ва (с. Н .-Д ер евн я), Н. М. Злато- верховникова (с. Порой) и другие на своих ур ок ах постепенно сокра­ щали словесное, устное обучение, стремились больше упражнять учащихся в письме, уделяя боль­ шое внимание самостоятельной ра­ боте. А такие учителя математики, как А. И. З абабур и н (с. Трубетчи­ н о ), 3 . Д . Пронина (с. Шовское), В. М . Томилин (с. Б.-И збищи), А . В. Курдюмова (с.К .-О твержки), Ф . А. Воротников (с. Вешаловка), П. Н. Ильина (с. Порой) добились повышения эффективности урока путем тесной связи обучения с жизнью , сокращения времени на индивидуальный опрос и проверку домаш>*нх заданий. Они много ре­ шают задач в классе, учат самих школьников составлять задачи по данным, взятым из колхозного и совхозн ого производства. У ч и т е л я д р у г и х п р е д м е т о в т а к ­ ж е н а ш л и н а и б о л е е ® ф ф е к т н » ч ы е Но особую ценность представляют успехи целых педагогических кол­ лективов (например, Б.-Избищен­ ской и Поройской восьмилетних, К.-Отвержской семилетней школ), где творчески трудятся все учите­ ля. К сожалению , таких коллекти­ вов у нас мало. В большинстве школ наблюдаются контрасты: о д ­ ни учителя работают хорошо, д р у ­ гие — плохо. Это относится к Шов­ ской средней, Волченской и Екате- риновской восьмилетним, Б.-Хомя- ковской семилетней школам. Д и ­ ректора школ тт. Кондрашов, Го- ряев, Трунов и Войнова не ведут учительские коллективы вперед, продолж аю т работать по-старинке. Не дошло еще новое до учителей Культурской, Инициаторской, Мок- ринской и Никольской начальных школ. И совсем плохо обстоит д е­ ло в Ляпуновской начальной шко­ ле, где заведующим Григорьев И. Д . В этом учебном году, хотя и по­ высилась успеваемость в школах района, но все ж е число неуспева­ ющих велико. Третью четверть 548 учащихся, почти десятая часть всех школьников, окончили с не­ удовлетворительными оценками. — Наша главная задача сейчас состоит в том, чтобы обучить всех учителей педагогическому мастер­ ству и поднять работу всех школ д о уровня передовых, — такими словами закончила свой доклад т. Кидинова. Потом все участники конферен­ ции — директора и заведующие школами, учителя, секретари парт­ комов колхозов и совхозов— посе­ тили уроки лучших учителей в Трубетчинской средней и Порой­ ской восьмилетней школах. На второй день был прослушан док лад завуча Трубетчинской сред­ ней школы А. _И. Забабур ина о руководстве работой учителей по перестройке учебного процесса. С новыми методами и формами повышения эффективности уроков по" русскому языку, математике и в начальных классах познакомили собравшихся Н. М. Златоверхов- никова, В. М. Томилин и В. А. Ер­ молаева. Все четыре докладчика— участники Всероссийской конфе­ ренции. Их выступления, насыщен­ ные конкретными примерами, бы­ ли яркими и интересными. Р А ЗМЕРЫ газетной статьи не позволяют подробно' осве­ тить работу районной практиче- ческой конференции. Поэтому и из выступлений приходится приво­ дить только основное. Перед обсуждением докладов и обменом опытом присутствующий на конференции заведующий обл- оно И. А. Пономарев попросил выступающих рассказать, в чем причина низкой успеваемости в районе, как устранить недостатки в работе школ. Н. А. Горяйнов, директор Кузь- мино-Отвержской школы, ска­ зал: — Учителя нашей области яви­ лись инициаторами перестройки уроков. Поэтому нам нельзя от­ ставать. Есть ж е в Трубетчинской и Поройской школах замечатель­ ные мастера, которые даю т обр аз­ цовые уроки. Д олж ны быть такие учителя и во всех школах. В нашей школе велась работа по изучению и внедрению передо­ вых методов. Прекрасно обучают детей В. И. Ощепкова и Е, Н. Ко- лоскова. Нет неуспевающих у А. В. Курдюмовой и М. А. Паршиновой. Этот учебный год мы все закончим с хорошими результатами. — Хорошо помогают в перест­ ройке работы практические семи­ нары,— заявил учитель Варварин- ской семилетней школы В. Т. Сме­ танин,— На них мы перенимаем пе­ редовой опыт. Второгодничество будет изжито, если все учителя откажутся от старого, станут ра­ ботать по-новому, творчески. Ведь успевают по арифметике все уча­ щиеся 5 класса у учительницы Р. А. Савушкиной. Мое мнение: надо быстрее перестраиваться всем учителям и школам. Директор Лубновской семилет­ ней школы Я. М. Меркулов гово­ рил: — Учителя следят за всем новым, все передовое используют в своей работе. Вопросы о перестройке уроков обсуж дали на педсоветах и производственных совещаниях.' Много работают над совершенст­ вованием уроков по русскому язы­ ку 3. М. Мозгунов и по м атем а­ тике А. К. Гладышева. Большое внимание уделяем ил­ люстрированию обучения. Широ­ ко применяются наглядные посо­ бия по физике, химии; биологии. Школьники сами изготовляют гер­ барии, коллекции. Не забывает наш коллектив и об усилении связи с родителями. Учительница Екатериновской восьмилетней школы В. П. Рыж ­ кова поделилась опытом своей ра­ боты. У нее во втором классе все ученики успевают. В. Г. Корабельников, заведую ­ щий Тужиловской начальной шко­ лой: —Мало обобщается опыт рабо­ ты двухкомплектных школ. Нам приходится перенимать лучшее у учителей, которые ведут один класс. А это трудно. Но все ж е можно перестроиться и работать по-новому и с двумя классами. З а последние четыре года в на­ шу школу только раз заглянули работники роно. А нам нужна по­ мощь. М. К. Аксенов, директор Гряз- новской семилетней школы: — Нам всем понравились откры­ тые уроки, которые мы здесь по­ сетили. Это говорит о том, что учителя района горячо восприни­ мают новое. У нас в школе пока низкая успеваемость. Но мы обя ­ зательно исправим положение. Перестройка урока поможет нам. Председатель райкома профсою ­ за работников просвещения А. Н. Д егтярева рассказала, что сдел а­ но в районе по распространению передового опыта. По ее мнению низкая успеваемость потому, что отсутствует должный контроль за работой учителей и школ. Многое зависит и от подготовки учителя. Некоторый анализ работы школ в этом учебном году сделал секре­ тарь райкома партии В. М. Ермо­ лаев. Итоги работы конференции п од­ вел заведующий облоно И. А. По­ номарев. Первый секретарь райкома КПСС И. Ф. Баскаков рассказал, как работали колхозы и совхозы в первом квартале 1962 года и какие задачи стоят перед ними по подъем у сельского хозяйства. Участники 'конференции приняли обращение ко всем работникам народного образования, руководи­ телям партийных, советских, ком­ сомольских и профсоюзных орга­ низаций района. Итак, разговор состоялся. Те­ перь нужны практические дела. школам района! О бращ ение у ч а с тни к о в р ай о н н о й п р а к ти ч е с ко й к о н ф е р е н ц и и по в о п р о с ам р аци о н а л ьн о й о р г ани зации у р о к о в н о в се м р а б о т н и к а м н а р о д н о го о б р а з о в а н и я , р у к о в о д и т е л я м п а р т и й н ы х , с о в е т с к и х , к о м со м о л ь ск и , и п р о ф со ю з н ы х о р га н и з а ц и й Т р у б е т ч и н ск о го р а й о н а Д ор огие товарищи! Коммунистическая партия Советского Союза поставила перед советской школой благороднейшую задачу обеспечить прочное зна­ ние основ наук, усвоение принципов коммунистического мировоззре­ ния, трудовую и политехническую подготовку в соотв етав и и с возра­ стающим уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и желаний учащихся, а также нравственное, эстетическое и физическое воспитание здорового подрастающего по­ коления. Успешное решение этих задач требует серьезной перестройки всей учебно-воспитательной работы школы на оснйве марксистско- ленинского принципа соединения обучения с производительным тру­ дом учащихся. Районная практическая конференция, обсудив доклады об опы­ те рациональной организации урока и непосредственно ознакомив­ шись с его внедрением при посещении уроков в Трубетчинской сред­ ней и Поройской восьмилетней школах, отмечает, ч ю педагогиче­ скими коллективами школ ведется работа по перестройке учебно- педагогического процесса в соответствии с новыми задачами совет­ ской школы. Передовые учителя этих школ добились некоторого совершен­ ствования организации учебнФ-воспитательной работы на уроке. Это позволяет им успешнее решать задачи коммунистического вос­ питания учащихся, подготовки их к жизни и труду, способствует глубокому и прочному усвоению основ наук, ликвидации неуспевае­ мости и массового второгодничества учащихся. - В основу перестройки учебного процесса в передовых школах области и района положен принцип соединения усвоения новых знаний с непрерывным повторением и совершенствованием ранее приобретенных. При этом проверка и повторение пройденного осу­ ществляется вместе с изучением и закреплением нового материала и в процессе практического применения этих знаний. Умело исполь­ зуя разнообразные формы организации и методы обучения, учителя осуществляют целенаправленность и взаимосвязь всех видов работы на каж дом уроке. На уроках широко применяются многообразные виды сам о­ стоятельной работы учащихся, которые обеспечивают всестороннее и глубокое изучение учебного материала, помогают формированию практических умений и навыков. Закреплению знаний и выработке навыков их применения способствуют и комментированные уп р аж ­ нения, которые становятся одним из эффективных методов обуче­ ния. Передовые учителя отказались от шаблонного членения урока на изолированные этапы. Традиционный опрос, как отдельную и изолированную часть урока, они заменили выявлением знаний на протяжении всего урока. При этом получил широкое применение поурочный балл. Рациональное использование учебного времени по­ зволяет обеспечить усвоение программного материала в основном на уроке и устраняет перегрузку учащихся домашними заданиями. Крайне важно, что, добиваясь высокой активности учащихся в бриобретении и совершенствовании знаний продуктивной рабо­ той каж дого школьника на протяжении всего урока, ум ело направ­ ляя их деятельность, учителя становятся подлинными руководите­ лями учебного процесса, В результате повышения активности и самостоятельности уча­ щихся на уроке приобретаемые ими знания все в большей степени становятся основой их убеждений и поведения, что способствует усилению воспитательного значения каждого урока. Учитывая, что передовые учителя Липецкой области сделали существенный вклад в практику и теорию организаций учебного про­ цесса, районная практическая конференция призывает всех работ­ ников народного образования, руководителей партийных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций Трубетчинского района творчески использовать этот опыт в практике работы школьных коллективов и работать над его дальнейшим усовершенствованием с учетом местного опыта, широко освещать опыт передовых учите­ лей на очередных педагогических чтениях. Наша главная задача состоит сейчас в том, чтобы в ближ ай­ шее время обучить всех учителей педагогическому мастерству и под­ нять работу всех школ до уровня передовых. Участники районной практической конференции выражают твердую уверенность в том, что среди работников народного обра­ зования, директоров школ и учителей района под руководством рай­ онной партийной организации, большой и плодотворный труд луч­ ших учителей области и района найдет широкое применение и рас­ пространение. @ 4 я м и т м т н м и н н « н й « м н М М | т н м н ш м н н т т н м | Пермь. В мастерской главного архитектора, ю р о д а мож- { но \видеть студентов строительного факультета Уральского X политехнического института имени С. А1. Кирова. У ник «страд пая пора1»- защита дипломных р аб о т Студентка Н адеж да Катаева избрала темой своего дипло­ ма разработку проекта парка культуры и отдыха ю р о д а П ер­ ми. Лена Кавадерова работает над проектом стадиона на 50 тысяч мест, Нина Лукиных проектирует скоростную магист­ раль, которая свяжет центр города с Камской ГЭС. Хороши темы дипломов будущих строителем' Выпускни­ ки вуза помогают строителям-проектировщикам в благоуст­ ройстве большого города. На снимке: г лавн ый ар х и тектор г орода Пер ми Н, Бой- ченко консультирует студ ен тк у Н. Катаеву. (Фотохроника Т АСС ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz